Мой дед воевал за Харьков. Он не говорил и не писал по-русски. Вернулся с войны только в 1946-м, когда его уже похоронили. Да и на войну он ушел, когда у него было четверо детей. Он никогда за пределы района не выезжал, и тут на тебе! В поезд и на войну.
Мой дед воевал за Харьков. Он не говорил и не писал по-русски. Вернулся с войны только в 1946-м, когда его уже похоронили. Да и на войну он ушел, когда у него было четверо детей. Он никогда за пределы района не выезжал, и тут на тебе! В поезд и на войну.
Не умер. Героем не был. Но тысячи и тысячи таких казахов, уйгуров, кыргызов, грузин и многих других, как и мой дед, прошли всю войну.
Попал в Харьковский котел, о котором мало кто знает и пишет. Там всех, кто мог сидеть на лошади, отправляли в составе кавалерии на немецкие пулеметы.
Большинство остались там, где-то на чужбине, навсегда, вместе со своими братьями в одной большой могиле. Поэтому они и называются братскими.
Когда сейчас я смотрю старые фильмы про войну, я вижу своего деда и всех других таких же. "В бой идут одни старики", "Отец солдата", "Офицеры" и многие другие. И я этим фильмам верю больше, чем нынешним, где реально отрываются руки, ноги и всюду кровь и грязь.
Да, спецэффекты теперь позволяют реально представить ужасы той войны и понять масштабы этой трагедии. Но там нет правды. Пусть горькой, но правды.
ТАМ НЕТ МОЕГО ДЕДА. И это неправильно. Нельзя примерять одеяло той Великой Победы только на себя. Сейчас большинство пропиаренных российских фильмов про войну сняты по сценарию Голливуда.
Это напоминает хоккей. Когда мы играли в советский хоккей, мы всегда выигрывали и вся страна гордилась нашими героями. Харламов, Мальцев, Михайлов и многие другие были общими героями. Теперь все играют с канадцами в канадский хоккей, поэтому всегда проигрывают. Потому что мы все теперь играем за деньги.
Нельзя в угоду каким-то политическим амбициям сегодняшнего дня снимать историю так, как выгодно сейчас. Мы от этого устали очень давно. Кричали об одном, а шептались на кухне о другом.
Мы играли в одной большой команде и победили в самой главной игре в истории планеты. За жизнь на всей земле. Мы, а не только русские, англичане или американцы.
Если следовать логике российского коммерческого кинематографа, то через 25 лет надо ожидать фильм-претендент на "Оскар" про мужика, задранного медведем и выжившего в суровых условиях тайги, раз сейчас представляется подобие истории из "Списка Шиндлера".
Знамя победы водрузили на Рейхстаг Егоров, Кантария и Кошкарбаев. Все эти новые фильмы через год уже никто смотреть не будет, а эта история останется в веках. Может, стоит рассказывать об этом? Уверен, тогда точно дадут "Оскар". Если не Голливуд, то простой народ, ради которого и на деньги которого снимаются все фильмы. А это важнее любой награды.
Дед мой про войну говорил всего два слова: "Соғыс құрсын!" (будь проклята война), но всегда тепло отзывался о русских, называя их всех Иванами, украинцах и многих других товарищах. Они клялись в вечной дружбе друг другу, ели из одного котелка.
А сейчас... Вчерашние друзья разругались, братья стреляют друг в друга. Союзники по оружию собирают новую армию, но уже друг против друга.
Видимо, наши деды были гораздо умней, чем мы. Пусть даже были менее грамотными. Они знали цену жизни и мира на земле.
А их внуки рушат их могилы...
Странно и грустно. Их осталось-то совсем немного. Неужели нам не хватает мудрости подписать законы, запрещающие вандализм на этих кусочках земли, где покоятся их кости.
Я бы поехал сейчас воевать за Харьков? Вряд ли... И они не поедут драться за меня. Со мной - может быть, но не за меня и мою родину.
Так пусть хоть память наших дедов-героев будет общей, вечно напоминая нам о том, как надо жить и дружить на этом свете. Их пример и есть настоящий героизм. Согласитесь?
Дед мой про войну говорил всего два слова: "Соғыс құрсын!"
Другие посты Эрика Байжунусова читайте здесь.