Ежедневно в мире умирает 150 тысяч людей, большинство из них от причин, связанных со старением. История знает немало знаменитых долгожителей: Галилео Галилей умер в 77 лет, Исаак Ньютон - в 84, а Микеланджело дожил до 88 лет, и это в те времена, когда не было антибиотиков, не существовало вакцин и не умели пересаживать органы. Ученые считают, что максимальный порог возраста, до которого может прожить человек как биологический вид, - 115 лет. Это относительно незначительный возраст, если сравнивать, например, с пятисотлетней выживаемостью гренландской акулы, которая к тому же никогда не болеет раком. Так каким же образом человечество может достигнуть предела биологического возраста и далее увеличить этот предел?
Ежедневно в мире умирает 150 тысяч людей, большинство из них от причин, связанных со старением. История знает немало знаменитых долгожителей: Галилео Галилей умер в 77 лет, Исаак Ньютон - в 84, а Микеланджело дожил до 88 лет, и это в те времена, когда не было антибиотиков, не существовало вакцин и не умели пересаживать органы. Ученые считают, что максимальный порог возраста, до которого может прожить человек как биологический вид, - 115 лет. Это относительно незначительный возраст, если сравнивать, например, с пятисотлетней выживаемостью гренландской акулы, которая к тому же никогда не болеет раком. Так каким же образом человечество может достигнуть предела биологического возраста и далее увеличить этот предел?
Неудивительно, что этим вопросом заинтересовались олигархи Силиконовой Долины. Мотивированные богатством, отменным здоровьем и высоким качеством жизни, у них есть все основания и возможности для того, чтобы стремиться жить долго и красиво. Как сказал известный трансгуманист Йоваль Харари, нынешние техно-олигархи Силиконовой Долины по уровню престижа, общественного признания и политического влияния напоминают богов древнего Вавилона. Средств на долголетие они жалеть не намерены. Например, с объемом финансирования в миллиард долларов Google создал компанию Calico (California Life Company), занимающуюся исключительно технологическими разработками в области продления жизни.
Дело в том, что люди всегда умирали от причин, которые можно считать техническими. Сердце перестает качать кровь из-за того, что недостаточно поступает кислорода в сердечную мышцу, что происходит в результате закупорки артерий сгустками крови. Раковые клетки распространяются на печень из-за того, что случайные мутации нарушают инструкции генетического кодирования. В легких размножаются бактерии, попавшие туда потому, что кто-то чихнул в автобусе. Все это технические проблемы, которые требуют технических решений.
В сознании умов Силиконовой Долины наш организм по большому счету - сложная информационно-процессорная система, на которую можно эффективно воздействовать - нужны лишь правильные алгоритмы. Старение с их точки зрения - закодированный пластический процесс. А если что-либо закодировано, то наверняка можно сломать этот код (как это они обычно и делают) и повлиять на него с тем, чтобы повернуть процесс старения вспять.
Однако старение - это не только программируемый процесс, а скорее, закономерное ухудшение состояния нашего организма, подвергающегося непредсказуемым влияниям эволюционного отбора. Борясь со старением, вряд ли удастся обойтись простыми алгоритмами. Осознавая это, владельцы и руководители крупнейших технологических компаний все же решили поглубже заглянуть в тайны старения и понять биологические механизмы продления жизни и, возможно, бессмертия. Современный тренд в Силиконовой Долине - это увлечение кетогенными и другими модными диетами, продлевающими жизнь, а также инвестиции сотен миллионов в научные разработки в области долголетия.
Ученых, которые занимаются вопросами долголетия, можно подразделить на две категории: тех, которые ищут эффективные пути предупреждения болезней, ассоциированных со старостью, и тех, кто решил взяться за бессмертие. Большинство принадлежит к первой категории. Их целью является максимизировать годы здоровой жизни. В Америке популярно движение под девизом "прожить до 90 лет и умереть быстро". Задачей ученых является лучшее понимание причин и механизмов предупреждения болезней, ассоциированных со старением: рака, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, деменции.
Следует отметить, что наука неплохо продвинулась в этих вопросах. Сегодня медики научились эффективно мобилизовать иммунную защиту против раковых клеток и уничтожать их с помощью химических лекарств. Если останавливается сердце, мы можем запустить его с помощью электрошока, а если сердце становится непригодным, его можно заменить на донорское или искусственное. Если теряется слух, то вживляем кохлеарный имплантант. Недавно, благодаря устройству, обеспечивающему взаимодействие компьютера с корой головного мозга, парализованный пациент смог напечатать текст со скоростью 8 слов в минуту. Человечество продолжает инвестировать огромные интеллектуальные и денежные ресурсы на научные исследования в области генетики, регенеративной медицины, нанотехнологии, биофизики, биотехнологии; они, безусловно, дадут свои плоды.
За последнее столетие, начиная с 1900 года, средняя продолжительность жизни человека увеличилась на 30 лет. Это удалось благодаря успешной борьбе с детской смертностью. В молодом-среднем возрасте основными причинами смертности являются несчастные случаи и насилие. Затем наступают такие болезни, как рак, диабет, инфаркт, инсульт. Начиная с 30-летнего возраста риск смертности от заболеваний, ассоциированных со старением, удваивается каждые 7 лет. К 2020 году впервые на Земле будет проживать больше людей в возрасте старше 65 лет, чем детей до 5-летнего возраста.
Однако реальность такова, что борьба с болезнями в основном направлена на качество оставшейся жизни и в меньшей степени на ее продолжительность. Если мы научимся излечивать рак, то сумеем добавить лишь 3,3 года к средней продолжительности жизни. Эффективный контроль болезней сердца добавляет еще 4 года. Если мы исключим все болезни, то сможем продлить жизнь в среднем лишь до 95 лет.
Для того чтобы жить дольше, нам нужно научиться бороться с самой старостью. Для этого необходимо знать, каким образом можно радикально повлиять на фундаментальные процессы, протекающие в человеческом организме, позволяющие обновлять стареющие органы и ткани.
В течение многих веков весьма расхожим было мнение о том, что продлить жизнь можно с помощью вливания молодой крови. Отсюда пошло название "фонтан юности". В 1924 году большевистский врач Александр Богданов продолжил эту традицию, предлагая ее лидерам страны Советов. Впоследствии сам он умер после того, как влил себе кровь от молодого большевика, страдавшего малярией и туберкулезом. Многие сегодня увлекаются омоложением с помощью стволовых клеток, тестостерона, гипербарической оксигенации, причем не дожидаясь научных доказательств и не обращая внимания на опасные случаи побочных реакций. Хоть методы омоложения и антистарения весьма востребованы, необходимы качественные клинические исследования для того, чтобы реально оценить их состоятельность и потенциальные риски.
В начале 1990-х годов большие надежды в научном мире связывались с выяснением роли генетических мутаций в процессе старения. Исследования на лабораторных червях-нематодах позволили установить конкретный ген, который отвечает за продолжительность жизни. Воздействуя на такие гены, можно удлинить жизнь червя в десять раз, а лабораторной мыши в два раза. Лора Деминг, которая руководила данной программой, узрела коммерческую привлекательность своих исследований и открыла венчурную инвестиционную компанию, занимающуюся долголетием. Сегодня огромные надежды ученые связывают с возможностью "редактирования" генов долголетия с помощью инновационной технологии CRISPR, за открытие которой в ближайшее время ожидается присуждение Нобелевской премии.
Большой интерес продолжает вызывать так называемая теломерная теория старения. Она основывается на том, что по мере деления клеток нашего организма сокращаются размеры теломер - участков молекулы ДНК, которые расположены на ее концах. Со временем они сокращаются до такой степени, что клетки перестают делиться и погибают. Логично предположить, что, сохранив длину теломер, можно защитить стареющие клетки. Этого можно достичь с помощью фермента теломеразы. Как оказалось, данный фермент также функционирует и в раковых клетках. Поэтому сегодня вопрос стоит о необходимости избирательного влияния на теломеразу в нормальных клетках нашего организма, исключив раковые.
Несколько месяцев назад исследователи из Колумбийского университета сумели разместить операционную систему современного компьютера лишь на одной цепочке молекулы ДНК человека. Если считать генетическую структуру большим хранилищем цифровых данных, то можно предположить, что таким биоцифровым облаком можно эффективно управлять. Биологическим аналогом программного обеспечения у человека, призванного управлять генетическими процессами, является эпигеном. Медики показали, что на эпигеном и на продление жизни большое влияние оказывает ограничение пищевых калорий и физическая активность, а вещество, имитирующее эти физиологические состояния, называется Сиртуином. Его открыватель, профессор Массачусетского технологического института (MIT), Леонард Гуарент основал успешную компанию Elysium Health, занимающуюся коммерциализацией Сиртуина.
В средние века алхимики пытались найти эликсир золота и бессмертия. Хотя этого не удалось сделать, они основали химию как научное направление. Испанский конкистадор Понс-де-Леон в XVI веке путешествовал по Америке в поисках Фонтана .ности. Не найдя его, он основал прекрасную территорию, которую назвал Флоридой. Некоторые открытия в вопросах долголетия пришли из других биологических специальностей и могут революционизировать современную медицину. Например, оказалось, что противодиабетический препарат Метформин помогает пожилым людям сохранять здоровье и энергию и может рассматриваться как эффективное средство антистарения.
Ученые калифорнийского Института Бака, одной из ведущих научных организаций, занимающихся вопросами долголетия, считают, что с возрастом процесс старения ускоряется по геометрической прогрессии. Если бы скорость старения у нас сохранялась, как это происходит между 20 и 30 годами, мы жили бы до 1000 лет.
Древние греки осуждали попытки возведения смертных в ранг бессмертного божества. В одном из мифов возлюбленная Тизониуса попросила Зевса подарить ему вечную жизнь. Однако она забыла попросить о вечной молодости. Изможденный старостью и недугами Тизониус превратился в личинку, из которой по сей день пытается высвободиться.
Среди философов принято считать, что смерть придает жизни ее смысл. Однако со смертью также теряется и предназначение жизни. В значительной степени артистическое творчество подпитывается боязнью смерти. Как для любого обывателя, так и для миллиардера из Силиконовой Долины смерть - это бесконечная трагедия, которую никто не хотел бы допустить, но не у всех хватает воли и средств, чтобы как-либо этому противостоять. Джефф Безос (Amazon) и Питер Тиль (Y-combinator) пожертвовали 116 миллионов долларов для того, чтобы разгадать секреты бессмертия. Ларри Эллисон (Oracle) решил инвестировать на это 370 миллионов долларов, отметив, что "мысли о смерти наводят его на грустные размышления". Ларри Пэйдж (Google) заявил, что он еще "не запланировал умирать". Такое ощущение, будто жизнь и смерть в восприятии техно-олигархов - это не фундаментальное проявление природы и эволюции, а посильная технологическая задача, решить которую можно с помощью интеллектуальных ресурсов, необходимых инвестиций, компьютерных алгоритмов и плановых мероприятий.
Именно это и является предметом деятельности группы ученых, которые называют себя "бессмертниками" (immortalists). Они подразделяются на две группы. Одну из них возглавляет британец Обри де Грей. Четыре года назад он приезжал в Астану, выступив с лекцией о теории сингулярности. Она предполагает, что, будучи в своей плоти, человек имеет неограниченные возможности для ее обновления и совершенствования. Это, в конечном итоге, и обеспечивает бессмертие.
Другую группу называют "робокопами". Ее возглавляет футурист Рей Курцвейл, которого Ларри Пэйдж пригласил работать в Google научным консультантом по долголетию. Проповедуя идеи трансгуманизма, Рей Курцвейл считает, что в будущем произойдет интеграция (конвергенция) биологической плоти человека с механическими приспособлениями и искусственным интеллектом. Это позволит человеку преодолеть биологические ограничения бытия. Другой известный трансгуманист Йоваль Харари назвал такое человеческое существо Homo Deus - "человек божественный". У всех "бессмертников" есть запасной план - это заморозить себя в жидком азоте до тех пор, пока наука не найдет реального пути к бессмертию.
Мы, смертные, выбираем поступки, полагая, что наше пребывание в бренном мире подойдет к концу в обозримом будущем. Поэтому мы имеем возможность рисковать - взбираться на высокие горы, плавать в океане или просто переходить автомобильную дорогу и поужинать в незнакомом ресторане. Будучи бессмертными, мы вряд ли бы отважились на какие-либо рискованные поступки, поскольку они сопряжены с потерей вечной жизни.
Тогда возьмем менее амбициозную цель, такую, как, например, удвоить продолжительность жизни. И это вполне реально: в ХХ веке мы почти удвоили среднюю продолжительность жизни с 40 до 75 лет, так почему бы не попробовать увеличить ее, скажем, до 150 лет. Даже такой прогресс революционизировал бы наше сознание и существование. Возьмем, к примеру, семейные институты, взаимоотношения между супругами, связь между родителями и детьми. Сегодня мы влюбляемся лет в 25, идем на алтарь, подразумевая, что будем идти рука об руку до конца жизни. Самую активную часть семейной жизни мы посвящаем детям. Продолжительность жизни в 150 лет подразумевает, что семейная жизнь продлится 125 лет, значительная часть из которых пройдет вне воспитания детей. Насколько это реалистично и правильно?
Другой пример - трудовая карьера. Сегодня большинство из нас учится профессии в молодости (20-30-летнем возрасте) и посвящает ей всю сознательную жизнь по крайней мере до пенсии, то есть в течение 30-40 лет. Продолжительность жизни в 150 лет, наряду с внедрением новых технологий, создает уникальные возможности для творческой самореализации в самых разных профессиях, даже когда нам под 100 лет и старше. Это позволит умудренных опытом старцев не только быть наставниками в своей профессии, но и делиться новыми идеями и самим реализовывать инновации с перспективой видеть их результаты в обозримом будущем.
Как-то группу студентов попросили сделать выбор. Первый таков: вы бессмертны, но это условие исключает любовь, зачатие, беременность, воспроизводство и так далее. Выбор второй: вы живете до 85 лет и, ни разу не заболев, в одно утро не просыпаетесь. Абсолютное большинство опрошенных сделало второй выбор, объяснив это следующим. Жизнь - это как вечеринка, которая имеет начало и когда-то заканчивается. Мы знаем, что вечеринка продлится лишь несколько часов и стремимся ее не пропустить, получив на ней максимум удовольствия. Представим себе, что вечеринка никогда не заканчивается, и вы имеете возможность попасть туда в любое время, когда захотите - завтра, через месяц, несколько месяцев и лет - она мгновенно теряет интерес.
Желание сохранить жизнь во всей ее красоте и проявлениях является многовековой мечтой человечества. Мы стремимся помолодеть или остаться таковыми как есть на долгие годы, ну хотя бы немного дольше до тех пор, пока не придется уйти навсегда.