Блоги
01 июня 2016 | 16:06

"Финансовый монстр": Патамушта-патамушта

Олег Борецкий Кинокритик

2 июня в прокат выходит новая картина Джоди Фостер "Финансовый монстр" про мерзость капитализма дигитальной эры, плутовство Джорджа Клуни и спасительную силу Джулии Робертс.

2 июня в прокат выходит новая картина Джоди Фостер "Финансовый монстр" про мерзость капитализма дигитальной эры, плутовство Джорджа Клуни и спасительную силу Джулии Робертс.

Раньше говорили "фильм-разоблачение", теперь говорят: фильм эпохи "Викиликс". Из прошлого в этой связи можно назвать "Собачий полдень" с Аль Пачино, "Три дня Кондора" с Робертом Редфордом (по мне - лучший политический триллер) и "Телесеть" с Питером Финчем. Из нового - документальный фильм Алекса Гибни "Наваждение" о Церкви сайентологии (настоятельно рекомендую к просмотру) и новая картина Джоди Фостер "Финансовый монстр".

Обладательница двух актерских "Оскаров", режиссер блистательно-ироничного фарса "Бобер" с Мелом Гибсоном и сорежиссер "Карточного домика", главная интеллектуалка Голливуда Джоди Фостер не станет снимать легковесный энтертеймент. Сюжет ее новой режиссерской работы достаточно прост. Ведущий популярного телешоу "Финансовый монстр" Ли Гейтс (Джордж Клуни), которому в ухо нашептывает, что говорить и что делать режиссер Пэтти Фенн (Джулия Робертс), оказывается в заложниках у простого парня Кайла (Джек О'Коннел), который после обвала акций потерял все свои деньги и теперь с пистолетом в руках и бомбожилетом собирается восстановить справедливость в прямом эфире. Собственно, он даже не деньги хочет вернуть, а получить ответ на вопрос, почему это случилось (поразительное желание не денег, а правды).

А случилось то, что случилось - глюк в компьютерной программе. Glitch! Glitch! Glitch! Непонятное и ненавистное для многих слово (как сказано в фильме: "Теперь, когда мне что-то не будет нравиться, я буду говорить "Глюк!"). Так вот, в результате этого глюка рухнул супернадежный фонд, который яростно пиарил Ли Гейтс, и 800 миллионов долларов куда-то пропали. Впрочем, "глюк", в переводе с немецкого, означает "счастье", так что пора уже привыкнуть - когда в финансовой системе случается глюк, для одних это трагедия, для других - счастье, измеряемое в долларовом эквиваленте.

Джулия Робертс мимоходом и словно вдогонку телевизионщикам Первого канала Казахстан говорит: "Мы не занимаемся желтой журналистикой, мы вообще не занимаемся журналистикой". Это точно. Журналистика по умолчанию предполагает ответственность, которой может совершенно не быть у блогера. Масс-медиа сегодня все больше превращаются из средства правдивой информации в развлечение, шоу, entertainment, в явление эстетическое, но никак не этическое. Одним словом, сплошная манипуляция, подтасовка и пиар. Кстати, замысел Джоди Фостер, по ее собственному признанию, в первую очередь и состоял в том,  чтобы показать эту метаморфозу.

Небольшая деталь: герой Клуни перед эфиром просит принести ему к качестве наглядного пособия голубя, а ему приносят чучело попугая. Вроде бы мелочь, а опять же в точку: ведущий телешоу Ли Гейтс сам является бутафорским попугаем, повторяющим слова стоящих за ним финансовых магнатов. Проплаченный попугаизм нынче очень престижная профессия.

Клуни, кстати, впервые играя лживого и продажного антигероя, прекрасно справляется с самоиронией, ведь финансовый монстр, каким его лепит телеиндустрия, на самом деле в пограничной ситуации оказывается жалким и беспомощным.

Кроме того, оригинальное название "Финансового монстра" - Money Monster. А вот и подсказка: чем более мир становится тотально пропитанным деньгами (МоМо), тем более он глупеет и делается инфантильно-сентиментальным (МiМiМi).

Джоди Фостер снимает остросоциальное (антимедийное) и одновременно попкорновое кино, увлекательное и напряженное действо, содержащее серьезные вопросы о совести и цене жизни. Сделать это без юмора и иронии невозможно. И ей хватает и такта, и мастерства, чтобы это получилось.

"Финансовый монстр" о сильных женщинах и слабых мужчинах.

Все три женских персонажа картины (включая истеричную подружку Кайла) прямым текстом (в ухо Джорджу Клуни или в лицо финансовому магнату компании IBIS) говорят, что нужно делать и как себя вести. Правильная формула мужского/женского гласит: женщина отстаивает свои чувства, мужчина принимает решения. В "Финансовом монстре" все с точностью до наоборот. Мужчины борются здесь со своими чувствами (страхом, обидой и унижением), а женщины принимают решения.

Что касается актерской игры, то "химия" Клуни - Робертс в очередной раз (после "Одиннадцати друзей Оушена") действует безупречно. И пока Клуни медленно, но верно превращает циничное в человеческое, Робертс виртуозно смешивает коктейль "три в одном". И уже невозможно с точностью определить, что в конечном итоге ею движет: чувства к любимому мужчине, желание правды или сенсационный формат телешоу.

"Финансовый монстр" мне понравился режиссерским замыслом, актерской игрой, захватывающим действием, психологическим триллом, мягким юмором и… дико не понравился своим финалом. Не буду говорить, каким, чтобы избежать спойлера. Скажу только одно: телевидение и компьютерная индустрия уже давно превратили жизнь в сериалы, а смерть - в компьютерную игру. Что в этом превращении движет человеком в плане его эмоций, поступков и мотиваций, пусть разбираются психологи. Но если креатив сводится сегодня к превращению серьезного в прикольное, тиражируемое на YouTube, то наивно ждать, что в жизни что-то серьезно изменится.