Когда я читаю некоторые статьи о будущем Казахстана, меня всегда удивляет позиция авторов, которые считают, что у Казахстана может быть абсолютно независимая от внешних обстоятельств политика. Ощущение, что они думают, что Казахстан это остров вроде Великобритании, который крайне сложно блокировать транспортно и до которого армиям вторжения не всегда удастся добраться. На самом деле, Казахстан как континентальная страна, не имеющая выхода к морю, практически не имеющая естественных границ и с открытой экономикой крайне подвержена влиянию извне. Образно говоря, можно сказать, что Казахстану внешние обстоятельства оставляют довольно узкий коридор, по которому он и идет, а сзади катятся валуны, многие из которых могут нас раздавить.
Необходимо рассмотреть внешние по отношению к Казахстану глобальные и региональные тренды (внутренние рассмотрим позже), существующие в настоящее время и влияющие на нашу политику.
Глобальных трендов несколько:
1. Обеспечение Китаем своей энергетической безопасности (об этом говорилось в предыдущей колонке).
2. Противостояние Ирана и США, которое усилит давление США на Туркменистан и Таджикистан с целью поменять их геополитическую ориентацию и пока повышает цену нефти.
3. Поддержка США России и улучшение союзнических отношений между этими двумя державами, что развязывает в определенной степени России руки на постсоветском пространстве.
4. Замедление экономического роста и проблемное существование Евросоюза, что снижает спрос на казахстанскую экспортную продукцию и в первую очередь нефть.
5. Атомный ренессанс, что делает крайне востребованными казахстанский уран, редкие металлы и редкоземельные элементы, а также снижает спрос на газ.
6. Мировой продовольственный кризис, что привел к подорожанию продовольствия.
7. Переформатирование Ближнего Востока и обострение противоречий между ваххабитами и шиитами.
Что касается региональных трендов, то они такие:
1. Расширение сферы влияния России на бывшем советском пространстве в виде создания Единого Экономического Пространства и потом Евразийского союза.
2. Расширение сферы влияния Китая в Средней Азии и Казахстане, косвенно являющееся следствием глобального тренда № 1.
3. Снижение количества водных ресурсов региона.
4. Постоянный рост населения стран Средней Азии при деиндустриализации и дефиците земли и воды, что создает потом как трудовых мигрантов, так и просто беженцев.
5. Индустриализация и бурный экономический рост Синьцзяна, что создает мощную конкуренцию для казахстанской продукции.
6. Изменение статуса Афганистана и иностранных военных сил в нем, что включает в себя участие Казахстана в логистической системе НАТО и возможное участие стран региона в составе воинского контингента, базирующегося на севере Афганистана.
7. Существенное снижение надежд по поводу нефтегазовых запасов Каспия, что снижает как поток инвестиций, так и важность региона для Евросоюза и США.
8. Рост вложений в экономику, а точнее освоение недр Монголии, что создает конкуренцию Казахстану.
9. Строительство трансрегиональных транспортных магистралей по направлениям Россия-Иран и Южная Азия-Китай, что повышает интерес России, Китая и Ирана к стабильности в регионе.
10. Продолжающееся национальное размежевание в Средней Азии с возможным последующим изменением границ, этническими чистками и межнациональными конфликтами, что приведет не только к росту беженцев, но и росту численности террористических группировок.
Исходя из вышесказанного, получается несколько общих выводов по будущему Казахстана, причем, если наша страна этому не последует этому, будут большие проблемы. Выводы эти следующие:
1. Масштабная милитаризация страны. Обустройство южной границы со строительством военных баз и перемещением основной массы войск с востока на юг страны. Переход на полностью контрактную армию и внутренние войска. Расширение военно-промышленного комплекса.
2. Переход к атомной энергетике вместо использования ГЭС и ТЭС на газе. Рационализация угольных ТЭС и ТЭЦ, производства синтетического топлива из угля и угольных брикетов. Строительство нескольких АЭС с целью обеспечения энергетической безопасности страны и создания вокруг них центров индустриализации. Вложение средств вместо нефтегазовой отрасли в атомную, а также производство редких металлов и редкоземельных элементов.
3. Переход к экспортному сельскому хозяйству с рациональной специализацией. Вместо выращивания водозатратных риса и хлопка переход к выращиванию овощей и сои. Соя и продукты из нее вообще должна стать вторым экспортным товаром растениеводства Казахстана после пшеницы. Также нужен упор на быстрые способы получения животного белка рыбоводство и птицеводство, а не крайне долгое и затратное выращивание крупного рогатого скота. Таким образом, можно более-менее обеспечить продовольственную безопасность страны. В качестве средства активизации внутренних производителей можно внедрить раздачу продуктовых наборов для малообеспеченных слоев населения.
4. Создание вместе с россиянами и белорусами нескольких мощных холдингов как для работы в ЕЭП, так и для торговли со странами Средней Азии. Это крайне необходимо, чтобы страны ЕЭП на данном рынке не выступали в качестве конкурентов.
5. Изменение внешней политики Казахстана и переход от пиара к реальной политике. Вложение средств вместо помпезных и бесполезных мероприятий в реалистичные проекты, к примеру, в поддержку казахской диаспоры Афганистана принесет гораздо большую пользу внешней политике страны.
Когда я читаю некоторые статьи о будущем Казахстана, меня всегда удивляет позиция авторов, которые считают, что у Казахстана может быть абсолютно независимая от внешних обстоятельств политика. Ощущение, что они думают, что Казахстан это остров вроде Великобритании, который крайне сложно блокировать транспортно и до которого армиям вторжения не всегда удастся добраться. На самом деле, Казахстан как континентальная страна, не имеющая выхода к морю, практически не имеющая естественных границ и с открытой экономикой крайне подвержена влиянию извне. Образно говоря, можно сказать, что Казахстану внешние обстоятельства оставляют довольно узкий коридор, по которому он и идет, а сзади катятся валуны, многие из которых могут нас раздавить.
Необходимо рассмотреть внешние по отношению к Казахстану глобальные и региональные тренды (внутренние рассмотрим позже), существующие в настоящее время и влияющие на нашу политику.
Глобальных трендов несколько:
1. Обеспечение Китаем своей энергетической безопасности (об этом говорилось в предыдущей колонке).
2. Противостояние Ирана и США, которое усилит давление США на Туркменистан и Таджикистан с целью поменять их геополитическую ориентацию и пока повышает цену нефти.
3. Поддержка США России и улучшение союзнических отношений между этими двумя державами, что развязывает в определенной степени России руки на постсоветском пространстве.
4. Замедление экономического роста и проблемное существование Евросоюза, что снижает спрос на казахстанскую экспортную продукцию и в первую очередь нефть.
5. Атомный ренессанс, что делает крайне востребованными казахстанский уран, редкие металлы и редкоземельные элементы, а также снижает спрос на газ.
6. Мировой продовольственный кризис, что привел к подорожанию продовольствия.
7. Переформатирование Ближнего Востока и обострение противоречий между ваххабитами и шиитами.
Что касается региональных трендов, то они такие:
1. Расширение сферы влияния России на бывшем советском пространстве в виде создания Единого Экономического Пространства и потом Евразийского союза.
2. Расширение сферы влияния Китая в Средней Азии и Казахстане, косвенно являющееся следствием глобального тренда № 1.
3. Снижение количества водных ресурсов региона.
4. Постоянный рост населения стран Средней Азии при деиндустриализации и дефиците земли и воды, что создает потом как трудовых мигрантов, так и просто беженцев.
5. Индустриализация и бурный экономический рост Синьцзяна, что создает мощную конкуренцию для казахстанской продукции.
6. Изменение статуса Афганистана и иностранных военных сил в нем, что включает в себя участие Казахстана в логистической системе НАТО и возможное участие стран региона в составе воинского контингента, базирующегося на севере Афганистана.
7. Существенное снижение надежд по поводу нефтегазовых запасов Каспия, что снижает как поток инвестиций, так и важность региона для Евросоюза и США.
8. Рост вложений в экономику, а точнее освоение недр Монголии, что создает конкуренцию Казахстану.
9. Строительство трансрегиональных транспортных магистралей по направлениям Россия-Иран и Южная Азия-Китай, что повышает интерес России, Китая и Ирана к стабильности в регионе.
10. Продолжающееся национальное размежевание в Средней Азии с возможным последующим изменением границ, этническими чистками и межнациональными конфликтами, что приведет не только к росту беженцев, но и росту численности террористических группировок.
Исходя из вышесказанного, получается несколько общих выводов по будущему Казахстана, причем, если наша страна этому не последует этому, будут большие проблемы. Выводы эти следующие:
1. Масштабная милитаризация страны. Обустройство южной границы со строительством военных баз и перемещением основной массы войск с востока на юг страны. Переход на полностью контрактную армию и внутренние войска. Расширение военно-промышленного комплекса.
2. Переход к атомной энергетике вместо использования ГЭС и ТЭС на газе. Рационализация угольных ТЭС и ТЭЦ, производства синтетического топлива из угля и угольных брикетов. Строительство нескольких АЭС с целью обеспечения энергетической безопасности страны и создания вокруг них центров индустриализации. Вложение средств вместо нефтегазовой отрасли в атомную, а также производство редких металлов и редкоземельных элементов.
3. Переход к экспортному сельскому хозяйству с рациональной специализацией. Вместо выращивания водозатратных риса и хлопка переход к выращиванию овощей и сои. Соя и продукты из нее вообще должна стать вторым экспортным товаром растениеводства Казахстана после пшеницы. Также нужен упор на быстрые способы получения животного белка рыбоводство и птицеводство, а не крайне долгое и затратное выращивание крупного рогатого скота. Таким образом, можно более-менее обеспечить продовольственную безопасность страны. В качестве средства активизации внутренних производителей можно внедрить раздачу продуктовых наборов для малообеспеченных слоев населения.
4. Создание вместе с россиянами и белорусами нескольких мощных холдингов как для работы в ЕЭП, так и для торговли со странами Средней Азии. Это крайне необходимо, чтобы страны ЕЭП на данном рынке не выступали в качестве конкурентов.
5. Изменение внешней политики Казахстана и переход от пиара к реальной политике. Вложение средств вместо помпезных и бесполезных мероприятий в реалистичные проекты, к примеру, в поддержку казахской диаспоры Афганистана принесет гораздо большую пользу внешней политике страны.