Блоги
24 ноября 2014 | 11:28

Голодные игры в любовь и революцию

Олег Борецкий Кинокритик

Едва ли не самым ожидаемым фильмом 2014 года стало продолжение франшизы "Голодные игры", только что вышедшее на наши экраны. Подростковый блокбастер про условную страну Панем, в которой диктатура пытается отвлечь-развлечь народные массы жестокими играми по принципу "выживет тот, кто убьет всех".

Едва ли не самым ожидаемым фильмом 2014 года стало продолжение франшизы "Голодные игры", только что вышедшее на наши экраны. Подростковый блокбастер про условную страну Панем, в которой диктатура пытается отвлечь-развлечь народные массы жестокими играми по принципу "выживет тот, кто убьет всех".

Поначалу "Голодные игры" разворачивались в традиционном жанре "реалити-шоу на выживание" (здесь можно вспомнить классику жанра - "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сидни Поллака, "Бегущего человека" Пола Глейзера и, особенно, "Королевскую битву" Киндзи Фукасаку). Однако теперь игры радикально поменяли ракурс: война настоящая и еще в большей степени идеологическая и медийная - вот что составляет суть момента. И это уже далеко не фантастика, а самый что ни на есть реализм. Как ни парадоксально, "Голодные игры", снимавшиеся задолго до противостояния России и Украины, теперь идеально отражают этот глобальный конфликт интересов.

 

И, может быть, самое точное попадание фильма в жизнь (как стрела Сойки-пересмешницы в самолет противника) это то, что официальная пропаганда Капитолия в своем цинизме и изощренности ровно ни чем не отличается от СМИ радикалов оппозиции. И здесь и там, как говаривал доктор Хаус, "все врут".

Идеальный зритель третьей части "Голодных игр" - отец и дочь 12-16 лет. Потому что "Голодные игры" про коварство и любовь. Коварство - для папы, любовь - для дочери.

Спору нет, девочки субтильного возраста подсели на "Голодные игры" по-полной. Тут даже "Сумерки" с их вампирской мистерией теперь уже вчерашний день.

Дженнифер Лоуренс (Китнисс) играет в "Голодных играх" куклу Барби, которую можно наполнять любыми чувствами и желаниями подросткового возраста. Тут и влюбленность, и детский протест против тирании семьи и школы, и максимализм, и романтическая жертвенность. Но это все то, что вкладывает в Сойку-пересмешницу чувствительная и ранимая детская психология. Самой же Лоуренс в фильме играть просто нечего. Если так и дальше пойдет, то из подающей надежды актрисы ("Оскар" за роль в фильме "Мой парень - псих"), она окончательно перейдет к функциональным ролям girl next door.

Самое главное для агитки-пропаганды, а в этом сверхзадача Сойки-пересмешницы, - это поймать искренний пафос, в который поверят миллионы. Как писали классики, идея овладевает массами, когда она опирается на аргументы ad hominem, то есть, цепляет чувства достоинства и справедливости. Сойке это удается, а значит, роль новой Жанны Д'Арк и "самой стильной мятежницы в истории" ей обеспечена.

Собственно, война Китнисс по боку, она, конечно, может восстать и повести за собой народные массы, но в большей степени ее волнует любовь. И здесь по законам уже мелодраматического жанра возникает классический треугольник: красавчик Гейл любит Китнисс, но та "другому отдана (Пит) и будет век ему верна". Одним словом, все, как в "Сумерках": Бэлла любит Эдварда, а рядом с ней безответный Джейкоб, классический даосский герой - отважный, смиренный и сострадающий. И в том, и в другом случае девичьи симпатии в зрительном зале раздваиваются.

Филип Сеймур Хоффман, который ушел из жизни 2 февраля и которому посвящен фильм, играет в "Голодных играх" политтехнолога-хитрована с философским именем Плутарх, эдакого манипулятора, которому хватает одной улыбки, чтобы напрочь отбить веру в человечество.

"Голодные игры", собственно и в первую очередь, о технологии погружения голодных масс в сытые игры манипуляции. Здесь манипулируют все и всеми, от президента Сноу до рыжего кота. Последний наивно бегает за светом фонарика, становясь, подобно всем людям, очередной жертвой тотальной обманки.

Главное оправдание вялотекущей драмы "Голодных игр" в том, что развязка - впереди (во второй части), а пока нам предлагают все ту же обманку. В этом смысле создатели франшизы делают грамотный маркетинговый ход: растянуть удовольствие от прибывающего бокс-офиса.

В благополучной Америке поиграть в революцию или войну - дело привычное и зрелищное. И призыв к бунту - здесь безобидная эмоция, будь то мюзикл "Отверженные", или коммунистический блокбастер "Аватар". Зато в Китае "Аватар" шел ограниченным прокатом, дабы не спровоцировать на восстание обездоленные массы, а в Таиланде людей сажали за протестные жесты из "Голодных игр". Ведь кто знает, куда могут завести голодные игры в Голливуде в отдельно взятой стране?