Блоги
18 января 2012 | 18:04

И не смей плакать!

Александр Колпаков Обозреватель

В прошлом году в Казахстане, по данным Комитета по охране детей Министерства образования и науки, 935 человек были лишены родительских прав. Главным образом, за  жестокое обращение с детьми. У меня есть другая формулировка для такого рода случаев - не человеческое отношение к ребенку. Вот именно так, раздельно: не человеческое. Три примера из хроники происшествий последних дней.

В прошлом году в Казахстане, по данным Комитета по охране детей Министерства образования и науки, 935 человек были лишены родительских прав. Главным образом, за  жестокое обращение с детьми. У меня есть другая формулировка для такого рода случаев - не человеческое отношение к ребенку. Вот именно так, раздельно: не человеческое. Три примера из хроники происшествий последних дней.

 
В Северо-Казахстанской области 9-месячный ребенок получил обморожение обеих стоп в собственном доме из-за безответственности матери. Его обнаружили в холодном доме вместе с двумя сестренками пяти и трех лет. Дети сидели на диване, закутавшись в одеяло. У самого младшего из-за обморожения уже почернели стопы. В отсутствие матери дети несколько дней ели только конфеты из новогодних подарков. 
 
А несколькими днями ранее в той же Северо-Казахстанской области насмерть замерз полуторагодовалый мальчик. Пьяный отец ушел к соседям, оставив ребенка без присмотра. Малыш самостоятельно вышел из дома и направился к своей бабушке, живущей неподалеку. Дошел. Однако не смог открыть тяжелую  дверь и замерз под окнами дома.
 
Надо совсем немного фантазии, чтобы представить весь ужас случившегося глазами самих детей. Как в голове полуторагодовалого малыша появилась мысль о том, что надо идти к бабушке за помощью. Как он в одиночестве натягивал на себя шубку и ботинки. И как потом пытался распахнуть неподдающуюся дверь. И, наверное, слезы замерзали на щеках…
 
Вам в этих двух историях все ясно? Вы действительно полагаете, что такого рода судьба может постигнуть только детей пьяниц-родителей? Ну, тогда вот еще один пример из той же хроники. В Караганде двухлетний мальчик попал под карусель в центре семейного отдыха.
 
Ребенок госпитализирован в областной медицинский центр с глубокой раной головы и сотрясением мозга. По словам матери мальчика, в этот момент она каталась на карусели, а за мальчиком приглядывали сотрудники парка. Теперь мама намерена подать на них в суд. Не пьяница, не асоциальный элемент - обыкновенная мама. Которая отдала ребенка чужим людям, чтобы покататься самой.
 
Вот это я и называю не человеческим отношением к ребенку. Когда маленькие люди воспринимаются родителями не как личность того или иного возраста - со своими проблемами, устремлениями, пониманием хорошего и плохого. Они часть жизни родителей. Функция. Поэтому малыш должен себя хорошо вести, не плакать, не капризничать и не приносить двойки из школы. Только тогда он вправе рассчитывать на поощрение в виде родительской благосклонности.
 
Причем, речь идет о нормальных, вроде бы вполне успешных людях, которых никто не может назвать плохими папой-мамой. Я сам с недавних пор стал молодым папашей, и в качестве иллюстрации к сказанному могу привести массу примеров из собственных наблюдений. Почему-то больше всего бросается в глаза неброская  жестокость матерей.
 
Приморский отель на летних каникулах. Мамаши с малолетними детьми у "лягушатника" заняты своей беседой, почти не обращая внимания на малышей. "Почти" - поскольку  время от времени в сторону воды несется зычное: отойди! не прыгай! положи игрушку! И снова к прерванному разговору о шмотках, мужьях, погоде… Почему так?  Ну, наверное, потому, что они воспринимают эту поездку как "взяли с собой детей", а не "мы привезли детей посмотреть на море". Чувствуете разницу?
Собственно, по возвращении домой картина изменится не намного. Работающая мама возвращается домой. Утром она видела ребенка минут сорок, пока собирала его в школу или в садик. Поздним вечером, уже через полчаса общения, она требовательно отправляет малыша спать, потому что устала.
- И не тронь котенка. Он еще маленький, ты его напугаешь.
А когда привычный к такому уровню общения ребенок безропотно отправляется в спальню, мама садится перед телевизором, выискивая по каналам подходящий сериал. Она берет на руки котенка и начинает нашептывать ему ласковые слова:
- Ты мой маленький. Тебя никто не обижал? Ну, иди к мамочке.
 
То есть, для нее собственный малыш и котенок - как две похожие функции. Они должны приносить удовольствие и радость. Но котенок милее, потому что он трогательно маленький и так беззащитно мурлычет… Она и к сыну относилась так же заботливо, когда он тоже был маленький. Многие называли это материнским инстинктом. А теперь мальчик  подрос, стал даже как-то чересчур требователен, и это не нравится до раздражения. Тогда мама выталкивает малыша в коридор и закрывает перед ним дверь:
- Все, будешь там жить, пока не исправишься.
 
Многие называют это воспитанием. Главное, что она сама так считает. И ее так же воспитывали.
 
А в секцию каратэ, куда мы с сыном ездим трижды в неделю, юных спортсменов в основном приводят отцы и дедушки. Лучше всех пока получается у маленького Максима. Его папа не уходит из зала все время тренировки и, похоже, проводит дополнительные занятия дома. Это все выглядит очень трогательно, но… А вдруг он тоже рассматривает малыша как приложение к собственной жизни? Ну, в смысле, ребенок должен достичь того, чего не удалось сделать самому, и папа приложит все мыслимые и немыслимые усилия, дабы сын обязательно вырос  чемпионом. Порадовать отца.
А недавно приятель - коллега по "отцовскому цеху" похвалился  своими педагогическими успехами. Сыну-первоклашке одноклассники устроили "темную". Один бил, другие держали за руки - за ноги, закрывая глаза и рот. На следующий день мальчик рассказал эту историю.
 
- Я не хочу больше идти в школу. 
- Нет, идти надо. Но запомни  вот что. Твоим  обидчикам наверняка понравилось вчерашнее, и они попробуют все повторить. Поэтому будь внимателен, и как только заметишь что-то подозрительное - бей первым.
- Я с ними не справлюсь.
- Но ведь хуже вчерашнего не будет.
- Ладно.
 
Приятель рассказывал, как долго смотрел в спину сынишке, когда тот сливался со школьной массой, растворяясь  в этом вдруг ставшем для него враждебным мире. 
- Ты знаешь, - делился приятель  переживаниями, - меня весь день трясло: как он там? Справится? Может, надо было сразу учителям пожаловаться? Но ведь у человека должен быть шанс решить проблему самому, по-мальчишески. Это ведь важнее? Он же растет - из маленького человека в большого.
- И чем все закончилось?
- Ну, я его в тот день пораньше из школы забрал. И как только вышли на улицу, первым делом интересуюсь, как день прошел. А малыш улыбается: я им отомстил!
Он немного помолчал и добавил:
- У нас с сыном это был один из лучших дней в жизни…
 
…Через несколько месяцев его жена подала на развод. Не сошлись характерами, говорит. Само собой, суд оставил малыша с мамой и с котенком.
Напоследок бывшая супруга повернула сына лицом к отцу:
- Посмотри на  папу в последний раз. Ты  его больше никогда не увидишь. И не смей плакать!