1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Ж/д опоздания: что делать?

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Ж/д опоздания: что делать? ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.

Одной из особенностей передвижения железнодорожным транспортом в нашей стране выступает высокая вероятность задержек - 10 минут, полчаса и так далее. Естественно, это несет издержки для пассажиров (или грузоотправителей) - сорванные встречи и/или контракты, потери времени встречающих и так далее. Решить эту проблему на системном уровне можно с ведения адекватной статистики и последующих компенсаций пассажирам и грузоотправителям за опоздание поезда. Иначе нам будет сложно реализовать наш транспортный и в целом инвестиционный потенциал всей страны.

Как известно, Казахстан относится к группе стран, не имеющих прямого выхода к мировому океану, и с учетом сурового климата на большей территории страны железнодорожный транспорт зачастую становится единственно доступным видом транспорта. Его значимость еще больше усилилась ввиду снижения цен на сырье и необходимости поиска других источников зарабатывания твердой валюты для страны, одним из которых выступают транспортные перевозки. Ну и проведение EXPO-2017, на которую ожидается большой приток гостей, будет большим испытанием для железнодорожников, так как по их работе будут судить об уровне технологий крупного бизнеса. Поэтому качество работы железной дороги очень важно и для качества жизни казахстанцев, и реализации транспортного и инвестиционного потенциала страны. В свою очередь качество железнодорожных перевозок начинается с безопасности и соблюдения графика движения.

Реклама
Реклама

Чтобы поставить вопрос повышения качества железнодорожных перевозок (безопасность и сроки) на системную основу, необходимо начать собирать и регулярно публиковать (на своем официальном сайте) информацию об инцидентах и сроках опоздания поездов, в разбивке маршрутов и компаний-перевозчиков. Эту работу могло бы проводить Министерство инвестиций и развития РК как отраслевое министерство, так и "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", являющееся оператором железных дорог.

На следующем этапе можно ставить вопрос о введении компенсаций пассажирам и грузоперевозчикам за опоздание поезда со стороны компании-перевозчика. Для ориентира в вопросе размера компенсаций можно обратиться к опыту родоначальницы железных дорог - Великобритании. Здесь выплаты за опоздание начинались после 30-минутного опоздания поезда, а сейчас даже после 15-минутного. Компенсация за подобные опоздания составляет обычно 50 процентов от стоимости билета. За большее опоздание увеличивается и размер компенсации. Например, один из крупнейших операторов страны - компания Virgin Trains East Coast (перевозит 20 миллионов пассажиров в год) приводит на своем сайте следующие ставки за опоздания поезда - на 30-59 минут - 50 процентов билета, 60-119 минут - 100 процентов билета, свыше 120 минут - 100 процентов билетов в оба конца.

Стоит отметить, что в последние годы британские железнодорожники стали больше нарушать графики движения согласно данным, приводимым в своих годовых отчетах. Например, доля поездов, прибывших на станцию назначения с опозданием до 59 секунд, снизилась с 70 процентов в 2010 году до 64,6 процента в 2014 году. Вместе с тем в 2014-2015 годах выплаты пассажирам со стороны железнодорожных компаний превысили 25 миллионов фунтов.

Надо полагать, что отечественная железнодорожная отрасль, на уровне структуры отрасли, уже достаточно подготовлена к новому этапу своего развития. В частности, у нас разделены собственно перевозчики, вокзалы и железнодорожные линии. Поэтому весьма логичным шагом выступает требование по учету времени опозданий и введение компенсаций для пассажиров и грузоотправителей, за нарушение сроков доставки пассажиров и/или грузов. Статистику опозданий целесообразно делать обязательным элементом публичных годовых отчетов компаний и их уровень включать в обязательные критерии оценки работы менеджмента перевозчиков.

Надо полагать, что подобные меры также станут важным фактором повышения уровня конкурентоспособности отечественного бизнеса. В частности, текущий кризис четко обозначил направление повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса - повышение качества. Государственные органы и НПП "Атамекен" проводят разностороннюю работу по продвижению данного вопроса, начиная с обучения и консалтинга, субсидирования и заканчивая вручением ежегодной Президентской премии в области качества - "Алтын Сапа". На этом фоне публичная работа крупных компаний, работающих в железнодорожной отрасли и оказывающих услуги широким слоям населения и бизнеса, стало бы мощным драйвером данных процессов. К примеру, массовое внедрение технологий Канбан (точно вовремя) в нашей стране получило бы твердую основу.