Блоги
21 апреля 2011 | 17:33

Кадровые перестановки в руководстве Казахстана

Максим Казначеев Руководитель сектора внутренней политики Института политических решений

Кадровая ротация после подведения итогов внеочередных президентских выборов носила точечный характер. По большинству позиций прошло простое переназначение чиновников высшего ранга. Применительно к составу кабинета министров это оправданно. Президент в очередной раз продемонстрировал высокую оценку работы правительства Карима Масимова - на этот раз путем повторного внесения его кандидатуры на рассмотрение парламента. Вполне естественно, что доверие премьер-министру рассматривается и как доверие всей его команде. Из всего прежнего состава правительства вопросы возникли к деятельности министров сельского хозяйства, а также транспорта и коммуникаций. Несколько ранее в этих ведомствах прошли масштабные антикоррупционные проверки. В результате оба министра лишились своих постов.

Неожиданным было возвращение Кайрата Келимбетова на позицию министра экономического развития и торговли и одновременное назначение Жанар Айтжановой министром экономической интеграции. Сохранение позиций Айтжановой вполне закономерно в свете активной работы по формированию Таможенного союза в прошлом году. Что касается Келимбетова, то возвращение на министерский пост (после позиции руководителя Администрации Президента, председателя правления ФНБ "Самрук-Казына") выглядит явным понижением. Келимбетов по-прежнему воспринимается Президентом как хороший экономист-теоретик, но как менеджер-практик он себя не проявил.

Реанимировать работу ФНБ "Самрук-Казына" теперь предстоит Тимуру Кулибаеву, обладающему, по определению Президента, "более существенными лоббистскими возможностями". Оценить качество этого назначения можно будет позже - когда новым руководством фонда будет представлена окончательная версия структурных изменений. Пока фонд не справляется с ролью второй "экономической вертикали", несмотря на то, что в его составе представлены практически все более-менее значимые экономические активы государства, сформирована сеть социально-предпринимательских корпораций и институтов развития.

Изменения в экономическом блоке правительства дополняются расформированием Агентства финансового надзора и Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра в Алматы и передаче их функций Национальному банку. Оба эти ведомства создавались в годы экономического роста в расчете на стремительное увеличение участников финансового рынка, однако мировой кризис поставил точку и в создании РФЦА, и в необходимости существования отдельного регулятора в финансовой сфере. По сути, решение об упразднении лишних бюрократических структур могло бы быть реализовано раньше.

Социальный блок правительства не претерпел изменений - практически все министры были назначены совсем недавно, Президент просто дает им время и возможность проявить свой потенциал.

В блоке министров-силовиков произошла давно ожидаемая смена руководителя МВД. Сложности у Серика Баймагамбетова начались еще в 2010 году, а всплеск громких преступлений в южной столице в первые месяцы текущего года стал последней каплей. Следует заметить, что проблемы в правоохранительной сфере приняли системный характер и только кадровыми перемещениями их уже не решить.

Вынесение решений о служебном несоответствии судей Верховного суда РК и последовавшая за этим отставка председателя Верховного суда показали необходимость глубокого реформирования всей судебной вертикали власти. Возможно, именно это направление (судебная ветвь власти) станет главным в анонсированном Президентом новом этапе политической модернизации страны.

Поразительно стабильным остается состав корпуса акимов - мы увидели только изменения в руководстве Алматинской области. В то же время многие руководители регионов занимают свои посты по пять и более лет. За столь длительный период можно было бы сделать выводы об их профессиональных качествах, принять решения о переводе в центр, либо об отставках не справляющихся со своими обязанностями. Однако этого не происходит, и, по всей видимости, именно корпус акимов рассматривается Президентом как главная "скамейка запасных" в случае необходимости экстренной ротации кадров.

Подводя краткий итог, можно согласиться с тезисом большинства экспертов о стремлении Президента обеспечить преемственность в работе всех органов власти, его убежденности в способности нынешней правительственной команды и руководителей регионов успешно реализовать планы по социально-экономическому развитию страны.

Кадровая ротация после подведения итогов внеочередных президентских выборов носила точечный характер. По большинству позиций прошло простое переназначение чиновников высшего ранга. Применительно к составу кабинета министров это оправданно. Президент в очередной раз продемонстрировал высокую оценку работы правительства Карима Масимова - на этот раз путем повторного внесения его кандидатуры на рассмотрение парламента. Вполне естественно, что доверие премьер-министру рассматривается и как доверие всей его команде. Из всего прежнего состава правительства вопросы возникли к деятельности министров сельского хозяйства, а также транспорта и коммуникаций. Несколько ранее в этих ведомствах прошли масштабные антикоррупционные проверки. В результате оба министра лишились своих постов.

Неожиданным было возвращение Кайрата Келимбетова на позицию министра экономического развития и торговли и одновременное назначение Жанар Айтжановой министром экономической интеграции. Сохранение позиций Айтжановой вполне закономерно в свете активной работы по формированию Таможенного союза в прошлом году. Что касается Келимбетова, то возвращение на министерский пост (после позиции руководителя Администрации Президента, председателя правления ФНБ "Самрук-Казына") выглядит явным понижением. Келимбетов по-прежнему воспринимается Президентом как хороший экономист-теоретик, но как менеджер-практик он себя не проявил.

Реанимировать работу ФНБ "Самрук-Казына" теперь предстоит Тимуру Кулибаеву, обладающему, по определению Президента, "более существенными лоббистскими возможностями". Оценить качество этого назначения можно будет позже - когда новым руководством фонда будет представлена окончательная версия структурных изменений. Пока фонд не справляется с ролью второй "экономической вертикали", несмотря на то, что в его составе представлены практически все более-менее значимые экономические активы государства, сформирована сеть социально-предпринимательских корпораций и институтов развития.

Изменения в экономическом блоке правительства дополняются расформированием Агентства финансового надзора и Агентства по регулированию деятельности регионального финансового центра в Алматы и передаче их функций Национальному банку. Оба эти ведомства создавались в годы экономического роста в расчете на стремительное увеличение участников финансового рынка, однако мировой кризис поставил точку и в создании РФЦА, и в необходимости существования отдельного регулятора в финансовой сфере. По сути, решение об упразднении лишних бюрократических структур могло бы быть реализовано раньше.

Социальный блок правительства не претерпел изменений - практически все министры были назначены совсем недавно, Президент просто дает им время и возможность проявить свой потенциал.

В блоке министров-силовиков произошла давно ожидаемая смена руководителя МВД. Сложности у Серика Баймагамбетова начались еще в 2010 году, а всплеск громких преступлений в южной столице в первые месяцы текущего года стал последней каплей. Следует заметить, что проблемы в правоохранительной сфере приняли системный характер и только кадровыми перемещениями их уже не решить.

Вынесение решений о служебном несоответствии судей Верховного суда РК и последовавшая за этим отставка председателя Верховного суда показали необходимость глубокого реформирования всей судебной вертикали власти. Возможно, именно это направление (судебная ветвь власти) станет главным в анонсированном Президентом новом этапе политической модернизации страны.

Поразительно стабильным остается состав корпуса акимов - мы увидели только изменения в руководстве Алматинской области. В то же время многие руководители регионов занимают свои посты по пять и более лет. За столь длительный период можно было бы сделать выводы об их профессиональных качествах, принять решения о переводе в центр, либо об отставках не справляющихся со своими обязанностями. Однако этого не происходит, и, по всей видимости, именно корпус акимов рассматривается Президентом как главная "скамейка запасных" в случае необходимости экстренной ротации кадров.

Подводя краткий итог, можно согласиться с тезисом большинства экспертов о стремлении Президента обеспечить преемственность в работе всех органов власти, его убежденности в способности нынешней правительственной команды и руководителей регионов успешно реализовать планы по социально-экономическому развитию страны.