Как ЦК КПК старается не допустить ошибок ЦК КПСС

Одной из самых интересных тем для Казахстана является тема Китая - думаю, что я не открою в этом вопросе Америку. И тем более интересна тема, как функционирует государственная машина КНР: в чем ее преимущества, а в чем ее недостатки. Основой этой государственной машины, как и в СССР, является коммунистическая партия, чьи структуры во многом похожи на советские.

 
В чем сходство роли коммунистической партии Китая и СССР:
1. Подчиненность партии остальных ветвей власти - законодательной, судебной и исполнительной 
2. Контроль над выборами
3. Полный контроль над руководящими кадрами - так называемая партийная номенклатура
4. Неподсудность и неподконтрольность членов партии и партийной номенклатуры обычным правоохранительным органам и органам госбезопасности - в СССР партийцами занимался Комитет партийного контроля и Центральная контрольная комиссия КПСС, а в Китае это Центральная комиссия по проверке дисциплины
5. Подчиненность всей внешней политики государства международному отделу ЦК
6. Подчиненность всей идеологической сферы и средств массовой информации отделу пропаганды ЦК
7. Секретный и закрытый характер функционирования коммунистической партии, а особенно его Центрального Комитета. К примеру, очень многие письма и приказы из ЦК КПСС при прочтении следовало или уничтожить или отослать обратно.
 
Тем не менее, СССР нет, а КНР еще есть. В чем же отличия структуры и функционирования КПК от КПСС? В принципе, можно насчитать следующие основные отличия:
 
1. Большая элитарность партии. Даже сейчас, когда доступ в КПК расширен в ней состоит 5,8 процента от населения КНР, а в СССР в 1989 году в партии состояло 6,6 процента населения. В целом, для китайцев партия более престижна и отбор туда жестче. 
2. Сменяемость руководителей. В настоящее время установлена норма в 10 лет (2 срока по 5 лет) для пребывания на посту высших руководителей КНР. Это позволяет снизить внутриэлитные противоречия и помогает иметь постоянно адекватное и не болеющее руководство.
 
3. Регламентированная и постепенная передача власти. Когда уходит один высший китайский руководитель и на верхушку власти приходит следующий, то передача власти идет постепенно и с временным лагом. К примеру, Ху Цзиньтао стал Генеральным секретарем ЦК КПК с ноября 2002 года, а председателем Центрального военного совета КПК с сентября 2004 года - то есть, только через 2 года. И также он останется председателем Центрального военного совета КПК еще до 2015 года, пока Си Цзиньпин будет осваиваться в роли Генерального секретаря. И как показал опыт Дэн Сяопина во время выступлений на площади Тяньаньмэнь, в решающий момент председатель ЦВС является первым руководителем Китая. Поэтому у нового руководства нет возможности в первый год своей работы учинить что-нибудь эдакое - ему это просто не позволят.
 
4. Институт выхода на почетную пенсию высших руководителей. Данный институт существовал в 1982-1992 годы в виде Центральной комиссии советников КПК и был призван сопроводить на отдых соратников Мао Цзэдуна старше 70 лет. Таким образом, они выводились из политической борьбы, не сидели пожизненно на своих местах и не препятствовали карьерному росту молодежи. В СССР существовал подобный орган, но в рудиментарном виде и только для военных - это Группа Генеральных инспекторов.
 
5. Разделение военной власти и гражданской. В отличие от аппарата ЦК КПСС, в состав которого входило Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота, в ЦК КПК специального военного отдела нет. Зато есть представляющий практически параллельную структуру власти Центральный военный совет КПК, действующий совместно с Центральным военным советом КНР. Председатель центрального военного совета КПК - и есть настоящий руководитель Китая. Как говорил председатель Мао, "Винтовка рождает власть", и эту истину китайские руководители запомнили хорошо. Центральному военному совету подчиняются народно-освободительная армия Китая (НОАК), народное ополчение, народная вооруженная полиция. В состав Центрального военного совета КПК входит Комитет по вопросам охраны тайны, который является  ключевой спецслужбой Китая и координирует как военные спецслужбы, так и гражданские. Таким образом, политическая власть не может предать государство и устроить что-то вроде "перестройки" - ее просто уничтожат физически силовики.
 
6. Более разветвленная система внешних спецслужб. Конечно, китайцам далеко до США с 17 независимыми разведслужбами (к 16 в 2012 году добавилась новая разведка в военном ведомстве, занимающаяся Ираном и Китаем), но, тем не менее, и у них есть кое-что и даже побольше, чем в СССР. Всего к числу спецслужб в КНР можно отнести:
- Отдел международных связей ЦК КПК - общее кураторство всех разведок, кроме военных
- Отдел социальных исследований ЦК КПК - политическая разведка с большим уклоном в аналитику
- Отдел единого фронта ЦК КПК - разведка и контрразведка в Тайване, Макао, Гонконге, а также среди китайских диаспор
- Госкомитет оборонной науки, техники и промышленности - научно-техническая разведка
- Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины - внутренняя партийная контрразведка
- Управление охраны - военная контрразведка 
- Управление связей - военная разведка против Тайваня 
- Второе управление Генштаба - военная разведка
- Третье управление Генштаба - электронная разведка
 
7. Включение непартийных элементов в процесс государственного управления. В качестве альтернативного или даже скорее дополняющего Всекитайское собрание народных представителей (парламент) выступает Народный политический консультативный совет Китая. Эта организация включает в себя 34 политических и общественных организации, начиная от Всекитайской федерации женщин до Всекитайского общества вернувшихся на родину эмигрантов. Срок полномочий Всекитайского комитета НПКС каждого созыва - 5 лет, пленарные сессии созываются раз в год. Для управления делами Всекитайского комитета организуется Постоянный комитет. Число членов Всекитайского комитета НПКС - 2196 человек, число членов Постоянного комитета - 295 человек. Роль этого совета в том, чтобы организовать диалог между КПК и другими частями китайского общества. Особое место в этом политическом раскладе занимают 8 демократических партий-сателлитов, которые, выглядя с одной стороны рудиментами, с другой стороны вполне могут использоваться как во внешних, так и во внутренних делах, где неудобна ассоциация с КПК. Большинство этих партий существуют еще с 1945 года - то есть по аналогии, это также, если бы в СССР существовали партии эсеров и меньшевиков. Эти 8 партий следующие:
 
- Революционный комитет Гоминьдана Китая или "Миньгэ" (53 000 человек)
- Демократическая лига Китая или "Миньмэн" (130 000 человек)
- Ассоциация демократического национального строительства Китая или "Миньцзянь" (70 000 человек)
- Ассоциация содействия развитию демократии Китая или "Миньцзинь" (65 000 человек)
- Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая или "Нунгундан" (65 000 человек)
- Партия Чжигундан Китая или партия вернувшихся хуацяо (15 000 человек)
- Общество "Цзюсань" (68 000 человек)
- Лига демократической автономии Тайваня или "Таймэн" (1500 человек)
 
Таким образом, ЦК КПК смог решить следующие проблемы, с которыми не смог справиться ЦК КПСС: сменяемость и преемственность высших руководителей, невозможность предательства государства со стороны госаппарата, использование альтернативных площадок для диалога с обществом и лучшее разведывательное обеспечение. Видимо, все это и позволяет Китайской коммунистической партии до сих пор удерживать власть над Китаем.
Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news5
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама