Блоги
15 июля 2012 | 16:16

Как ЦК КПК старается не допустить ошибок ЦК КПСС

Марат Шибутов Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

Одной из самых интересных тем для Казахстана является тема Китая - думаю, что я не открою в этом вопросе Америку. И тем более интересна тема, как функционирует государственная машина КНР: в чем ее преимущества, а в чем ее недостатки. Основой этой государственной машины, как и в СССР, является коммунистическая партия, чьи структуры во многом похожи на советские.

Одной из самых интересных тем для Казахстана является тема Китая - думаю, что я не открою в этом вопросе Америку. И тем более интересна тема, как функционирует государственная машина КНР: в чем ее преимущества, а в чем ее недостатки. Основой этой государственной машины, как и в СССР, является коммунистическая партия, чьи структуры во многом похожи на советские.

 
В чем сходство роли коммунистической партии Китая и СССР:
1. Подчиненность партии остальных ветвей власти - законодательной, судебной и исполнительной 
2. Контроль над выборами
3. Полный контроль над руководящими кадрами - так называемая партийная номенклатура
4. Неподсудность и неподконтрольность членов партии и партийной номенклатуры обычным правоохранительным органам и органам госбезопасности - в СССР партийцами занимался Комитет партийного контроля и Центральная контрольная комиссия КПСС, а в Китае это Центральная комиссия по проверке дисциплины
5. Подчиненность всей внешней политики государства международному отделу ЦК
6. Подчиненность всей идеологической сферы и средств массовой информации отделу пропаганды ЦК
7. Секретный и закрытый характер функционирования коммунистической партии, а особенно его Центрального Комитета. К примеру, очень многие письма и приказы из ЦК КПСС при прочтении следовало или уничтожить или отослать обратно.
 
Тем не менее, СССР нет, а КНР еще есть. В чем же отличия структуры и функционирования КПК от КПСС? В принципе, можно насчитать следующие основные отличия:
 
1. Большая элитарность партии. Даже сейчас, когда доступ в КПК расширен в ней состоит 5,8 процента от населения КНР, а в СССР в 1989 году в партии состояло 6,6 процента населения. В целом, для китайцев партия более престижна и отбор туда жестче. 
2. Сменяемость руководителей. В настоящее время установлена норма в 10 лет (2 срока по 5 лет) для пребывания на посту высших руководителей КНР. Это позволяет снизить внутриэлитные противоречия и помогает иметь постоянно адекватное и не болеющее руководство.
 
3. Регламентированная и постепенная передача власти. Когда уходит один высший китайский руководитель и на верхушку власти приходит следующий, то передача власти идет постепенно и с временным лагом. К примеру, Ху Цзиньтао стал Генеральным секретарем ЦК КПК с ноября 2002 года, а председателем Центрального военного совета КПК с сентября 2004 года - то есть, только через 2 года. И также он останется председателем Центрального военного совета КПК еще до 2015 года, пока Си Цзиньпин будет осваиваться в роли Генерального секретаря. И как показал опыт Дэн Сяопина во время выступлений на площади Тяньаньмэнь, в решающий момент председатель ЦВС является первым руководителем Китая. Поэтому у нового руководства нет возможности в первый год своей работы учинить что-нибудь эдакое - ему это просто не позволят.
 
4. Институт выхода на почетную пенсию высших руководителей. Данный институт существовал в 1982-1992 годы в виде Центральной комиссии советников КПК и был призван сопроводить на отдых соратников Мао Цзэдуна старше 70 лет. Таким образом, они выводились из политической борьбы, не сидели пожизненно на своих местах и не препятствовали карьерному росту молодежи. В СССР существовал подобный орган, но в рудиментарном виде и только для военных - это Группа Генеральных инспекторов.
 
5. Разделение военной власти и гражданской. В отличие от аппарата ЦК КПСС, в состав которого входило Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота, в ЦК КПК специального военного отдела нет. Зато есть представляющий практически параллельную структуру власти Центральный военный совет КПК, действующий совместно с Центральным военным советом КНР. Председатель центрального военного совета КПК - и есть настоящий руководитель Китая. Как говорил председатель Мао, "Винтовка рождает власть", и эту истину китайские руководители запомнили хорошо. Центральному военному совету подчиняются народно-освободительная армия Китая (НОАК), народное ополчение, народная вооруженная полиция. В состав Центрального военного совета КПК входит Комитет по вопросам охраны тайны, который является  ключевой спецслужбой Китая и координирует как военные спецслужбы, так и гражданские. Таким образом, политическая власть не может предать государство и устроить что-то вроде "перестройки" - ее просто уничтожат физически силовики.
 
6. Более разветвленная система внешних спецслужб. Конечно, китайцам далеко до США с 17 независимыми разведслужбами (к 16 в 2012 году добавилась новая разведка в военном ведомстве, занимающаяся Ираном и Китаем), но, тем не менее, и у них есть кое-что и даже побольше, чем в СССР. Всего к числу спецслужб в КНР можно отнести:
- Отдел международных связей ЦК КПК - общее кураторство всех разведок, кроме военных
- Отдел социальных исследований ЦК КПК - политическая разведка с большим уклоном в аналитику
- Отдел единого фронта ЦК КПК - разведка и контрразведка в Тайване, Макао, Гонконге, а также среди китайских диаспор
- Госкомитет оборонной науки, техники и промышленности - научно-техническая разведка
- Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины - внутренняя партийная контрразведка
- Управление охраны - военная контрразведка 
- Управление связей - военная разведка против Тайваня 
- Второе управление Генштаба - военная разведка
- Третье управление Генштаба - электронная разведка
 
7. Включение непартийных элементов в процесс государственного управления. В качестве альтернативного или даже скорее дополняющего Всекитайское собрание народных представителей (парламент) выступает Народный политический консультативный совет Китая. Эта организация включает в себя 34 политических и общественных организации, начиная от Всекитайской федерации женщин до Всекитайского общества вернувшихся на родину эмигрантов. Срок полномочий Всекитайского комитета НПКС каждого созыва - 5 лет, пленарные сессии созываются раз в год. Для управления делами Всекитайского комитета организуется Постоянный комитет. Число членов Всекитайского комитета НПКС - 2196 человек, число членов Постоянного комитета - 295 человек. Роль этого совета в том, чтобы организовать диалог между КПК и другими частями китайского общества. Особое место в этом политическом раскладе занимают 8 демократических партий-сателлитов, которые, выглядя с одной стороны рудиментами, с другой стороны вполне могут использоваться как во внешних, так и во внутренних делах, где неудобна ассоциация с КПК. Большинство этих партий существуют еще с 1945 года - то есть по аналогии, это также, если бы в СССР существовали партии эсеров и меньшевиков. Эти 8 партий следующие:
 
- Революционный комитет Гоминьдана Китая или "Миньгэ" (53 000 человек)
- Демократическая лига Китая или "Миньмэн" (130 000 человек)
- Ассоциация демократического национального строительства Китая или "Миньцзянь" (70 000 человек)
- Ассоциация содействия развитию демократии Китая или "Миньцзинь" (65 000 человек)
- Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая или "Нунгундан" (65 000 человек)
- Партия Чжигундан Китая или партия вернувшихся хуацяо (15 000 человек)
- Общество "Цзюсань" (68 000 человек)
- Лига демократической автономии Тайваня или "Таймэн" (1500 человек)
 
Таким образом, ЦК КПК смог решить следующие проблемы, с которыми не смог справиться ЦК КПСС: сменяемость и преемственность высших руководителей, невозможность предательства государства со стороны госаппарата, использование альтернативных площадок для диалога с обществом и лучшее разведывательное обеспечение. Видимо, все это и позволяет Китайской коммунистической партии до сих пор удерживать власть над Китаем.