Каких животных казахи не использовали в хозяйстве. Об обычае бәсіре

viewings icon
57780
comments icon
9

Друзья!

Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. В новой главе моей книги "Қарашаңырақ" начнем рассказ о том,

Как казахи постигали язык животных

Часть I

Приятель недавно спрашивает: дочка просит собачку. Шпица. Померанского. А у них двухкомнатная квартира. Обычная. Стоит ли заводить? Места, прямо скажем, маловато. Не разбежишься. А это ж все-таки животное. Мороки с ней, с собакой этой. Пусть она и комнатная. Все равно гадить будет, пока не научишь ее правильно ходить. Да и мыть ее потом надо постоянно, чтобы псиной в доме не воняло, выгуливать, кормить, ухаживать, прививки делать…

Поначалу друган мой попытался сторговаться с дочкой. Предложил ей как вариант рыбок в аквариуме. Мол, они тоже красивые и успокаивают. Но доча ни в какую: "Хочу шпица, он няшный".

Хомяк в банке тоже не прокатил. Тут и жена подключилась. Аргументы свои выложила: с рыбками не поиграешь. И не поговоришь. А ребенку нужен друг. И при чем тут хомяк? Разве хомяк может быть другом? Он же мышь. А вот щенок - это другое дело. Это логично. Собака научит преданности, доброте. И вообще, если сызмальства человек будет о ком-то заботиться, то вырастет достойным гражданином с большим и отзывчивым сердцем.

Приятель затосковал. Конечно, против отзывчивого сердца он ничего не имел, но дело в том, что сам он родился и вырос в обычном казахском ауле, поэтому городские примочки не очень воспринимал. Ту же собаку, к примеру. Как с ней жить под одной крышей? Пусть она даже декоративная. У него в ауле все собаки сидели на цепи. Это те, что сторожевые. А те, что "звоночки", те бегали где-то под ногами. Никому не мешали, ну и пользы от них тоже особой не было. Но самое главное – никому в голову не приходило тащить их в дом. Они ж собаки.

Что касается шпица этого померанского, то друг мой ясно представлял себе будущее. Дети, они ведь как, загорятся поначалу, а потом, как начнется вся эта фанаберия с обязательными прогулками и ветеринарами, так и остывают. И куда деваться? Не выбрасывать же на улицу. Жалко. Живая душа все-таки. Придется самому за собакой смотреть. Часто так оно и происходит. Собачники знают кучу историй. И что? Ходить потом искать "добрые руки"…

Это я к чему?

У казахов в старину был такой обычай, бәсіре назывался.

Когда рождался мальчик и его рождение совпадало с окотом, то выбирали жеребенка (или верблюжонка) и называли его бәсіре. И теперь он принадлежал новорожденному. Своеобразный подарок. Поначалу – игрушка. Но со временем – друг.

За ним и ухаживали по-особенному, баловали. В хозяйстве не использовали. Ни в коем случае не резали, не передаривали и не продавали. Теперь они – жеребенок с ребенком – по идее, должны были расти вместе. Естественно, по мере взросления мальчик привыкал к своему бәсіре. Ухаживал за ним, заботился, кормил, поил.

В чем смысл?

Главным условием выживания кочевника в степи было наличие скота. Естественно, кочевник должен был понимать его язык. Я имею в виду язык животных. Поэтому детей приучали к такому общению. И это было не праздное занятие. Вернее, не только игра и забава, но и образование. Просвещение. Причем всеобщее и обязательное. Всякий уважающий себя степняк должен был пройти такую школу от начала и до конца.

По традиции младшие начинали "с продленки". Они пасли ягнят, козлят и овец. Чуть повзрослевшим детям доверяли уже КРС, то есть крупный рогатый скот. Хотя в степи не очень с ним возились – с КРС я имею в виду. Традиционно коровы с быками не пользовались популярностью у кочевников. А козлов вообще не любили. Их держали только из-за того, что они "руководили" баранами. То есть всегда шли впереди отары.

Старшаков приставляли к лошадям. За это время каждый проходил полный курс обучения и постигал великую науку выживания в степи. А тонкостей у этой науки было множество. Взять хотя бы тот же водопой. Казалось бы, чего тут мудрить? Где здесь тонкости? Подогнал стадо к воде - и пусть пьют.

Нет. Не так.

Первыми должны пить верблюды. Потому что они не мутят воду и пьют очень аккуратно. После них пьют лошади, поскольку они очень брезгливы. А вот после лошадей пьют уже все остальные: бараны, козлы, быки, коровы, им все равно, где пить и как. И они не такие аккуратисты.

Между прочим, таких нюансов в скотоводстве очень много. И все их надо было знать.

И вот бәсіре потихоньку рос. Наступало время, когда его пора было приучать к седлу.

Кстати говоря, пару слов о седлах.

Седла по конструкции мастерились разные. Детские, взрослые, мужские и женские. Последние делались с крутоизогнутым сиденьем и оформлялись более богатым декором. Так они смотрелись наряднее. Мужские были плоские, попроще и попрактичнее. И если женщина могла сесть в мужское седло по необходимости, то мужчина никак не мог усесться в женское.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Само седло считалось предметом сакральным. Его нельзя было дарить и уж тем более терять. Человек мог лишиться лошади, но ни в коем случае седла. Бытовала даже такая поговорка: "Атты жоғалтсаң да ерді жоғалтпа" - "Ты можешь потерять коня, но только не седло". Потеря седла считалась катастрофой. Неимение своего седла – дело постыдное. Похуже, чем отсутствие собственного дома. Поэтому к седлу относились с особым трепетом. Существовали определенные запреты. Например, нельзя было садиться в пустое седло. Запрещалось класть шапку на переднюю луку седла, это был знак траура, который говорил о смерти хозяина лошади. Поломанное седло означало черную весть. Если человек видел такое во сне, то это считалось не к добру.

Но вернемся к бәсіре.

Наступала очередь следующего обряда, который назывался ашамайға мінгізу. Суть его заключалась в том, что мальчика впервые сажали в седло. Ашамай – это и есть название седла. Детского. Оно было сделано так, чтобы ребенок не упал.

Сажание в седло проходило в торжественной обстановке. Устраивали небольшой забег в ширину – ашамай той. На него собирались аульчане, соседи и близкие. Лошадку "тюнинговали". Не в том смысле, что начищали копыта фосфором или красили брюхо под "мокрый асфальт". Нет, просто украшали гриву и хвост перьями филина. Это должно было уберечь мальчика от сглаза, бед и проблем в будущем, обеспечить ему долгую дорогу, по которой он будет двигаться по жизни, крепко держась в своем седле.

Кстати говоря, это могла быть любая лошадка. Необязательно бәсіре. Нужна была обученная коняшка, нестроптивая, спокойная. Это делалось для того, чтобы не было неприятных сюпризов – чтобы не бегать потом всем аулом за бедным мальчиком, которого унесла в неизвестном направлении перепуганная лошадь.

Сажали в седло тоже неслучайные люди. Как правило, это были признанные шабандозы. То есть гонщики по-современному. Которые не раз и не два доказывали свою состоятельность во время соревнований типа Париж – Даккар.

Между прочим, у меня в детстве тоже был свой бәсіре.

Ну как бәсіре? Не совсем, конечно, бәсіре, но уж какой подарили. Я о нем писал в одной из своих книжек. Перескажу вкратце.

У овец окот обычно происходит в феврале-марте. К тому времени многие утепляют загоны или сколачивают у себя дома что-то вроде яслей. Туда складывают на ночь ягнят, поближе к теплу, потому что в сарае они могут простудиться. Вот и отец мой сколотил такой загончик дома и стал ждать.


Фото:elements.envato.com

 Овцы, как и положено, стали дисциплинированно, одна за другой, приносить приплод. Вскоре весь отцовский загончик заполнился шумной компанией сосунков. Но вот одна наша овца, самая старшая, байбише, можно сказать, с ней что-то пошло не так. Она родила двойню. Первый ягненок околел сразу, а второго она не стала кормить. Не знаю почему. Что-то у нее там в голове переклинило с горя. В общем, ягненку уготована была голодная смерть. Отец думал его зарезать, но я расплакался, и тогда он сказал: "Выходишь – будет твой". И я заменил ягненку мать. В буквальном смысле спас от смерти и выкормил его из соски. Со временем ягненочек вымахал в здоровенного такого кошкара с рогами в три винта. Живого весу набрал килограммов под шестьдесят. Стал гонять по дурости кур, гусей и собак. Никого из чужаков не пускал в дом. Мы с ним еще выучили пару команд: "сидеть", "лежать", "апорт" и "фас"...

Больше всех ему нравилась последняя команда. Короче, превратился мой кошкарчик в сторожевого пса. Причем с крутым и непредсказуемым нравом...

Закончилось все печально. Просто всплыло в памяти к теме с нашим традиционным бәсіре.

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news9
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная