Словосочетание "культовое кино", несмотря на отсутствие четкого определения, стало устойчивым среди зрителей. Более-менее социологи и киноведы сходятся в одном: культовым кино может называться в случае массового почитания отдельной субкультурой, этнической группой или поколением зрителей.
Словосочетание "культовое кино", несмотря на отсутствие четкого определения, стало устойчивым среди зрителей. Более-менее социологи и киноведы сходятся в одном: культовым кино может называться в случае массового почитания отдельной субкультурой, этнической группой или поколением зрителей.
Грубо говоря, под это определение равноправно могут попасть "Триумф воли" Лени Рифеншталь, "Калигула" Тинто Брасса, "Звездные войны" Джорджа Лукаса и "Матрица" тогда еще братьев Вачовски.
На территории СССР условная "культовость" кино возникла благодаря владельцам киносалонов. В период перестройки именно они формировали зрительские вкусы, давая альтернативу все еще цензурированному кинопрокату. Наибольшей популярностью (помимо картин эротического содержания и откровенной порнографии) на тот момент пользовались боевики с участием Жан-Клода Ван Дамма, Чака Норриса, Джеки Чана, то есть боевики и фильмы о восточных единоборствах. Впечатления о фильмах, где герой в одиночку раскидывал сотни врагов голыми руками, разлетались с молниеносной скоростью (в то время спойлерофобии как явления, в принципе, не существовало).
Зарождавшаяся бандитская субкультура, которая еще проявит себя в 90-х, укреплялась за счет "культовых": "Кровавого спорта", "Рэмбо", "Американского ниндзя" и других картин подобного типа. Повсеместно стали возникать подпольные спортивные клубы, где молодых зрителей, живущих в эпоху перемен, обучали боксу, каратэ, джиу-джитсу и другим единоборствам. Брюс Ли стал иконой поколения, портреты Ван Дамма и Сталлоне висели в комнате каждого второго школьника.
Примерно в это же время на видеорынок разваливающегося СССР хлынул поток гонконгских боевиков, в которых возник еще один культовый персонаж эпохи – Чоу Юн-Фат. Смертельно опасный мужчина с невозмутимым лицом, не похожий ни на веселого трюкача Джеки Чана, ни на груду мышц типа Сталлоне и Шварценеггера. Картины "Круто сваренные" и "Бог азартных игроков" стали жемчужиной мужских видеоколлекций.
Единственную на тот момент альтернативу американскому и азиатскому кино в Европе смог предложить Люк Бессон, до этого снявший авторскую постмодернистскую "Подземку" и ничем не примечательную для тогдашнего зрителя "Голубую бездну". В 1990 году на экраны вышла "Никита" - редкий для своего времени боевик, где в центре повествования оказывается женщина (Сара Коннор обретет стальные мускулы лишь в "Терминаторе 2"). На постсоветском пространстве про "Никиту" узнают позже, после выхода одноименного сериала с Петой Уилсон (который, впрочем, шел под названием "Ее звали Никита").
А вот следующая работа Бессона под названием "Леон" уже по праву будет считаться культовой. История платонической любви девочки-подростка Матильды и киллера Леона, ставшего ее ангелом-хранителем, в какой-то степени опирается на все те же боевики с Чоу Юн-Фатом (здесь вновь появляется мрачный герой с невозмутимым лицом), но при этом Бессон уделяет сюжету и развитию персонажей не меньше времени, чем экшн-сценам. Романтическая линия и бессмертная Shape of my heart Стинга, звучащая на титрах, делает "Леон" привлекательным не только для мужской аудитории.
Бессон одним из первых делает унисекс-кино, где женский персонаж не является подружкой героя, а становится равноценным главным героем картины. Это направление было укреплено следующей картиной, которая также стала культовой, но уже во всем мире, – фантастической комедией "Пятый элемент", где компанию Брюсу Уиллису (ведущему на тот момент герою боевиков во всем мире после того, как карьеры Слая и Железного Арни стали пробуксовывать) составляет идеальное создание во Вселенной (или просто Лилу) в исполнении малоизвестной Миллы Йовович.
"Пятый элемент" раскрывает в Бессоне режиссера-визионера, способного создать собственную Вселенную со своими планетами, расами, летающими такси, мультипаспортами и невероятными образами, над которыми трудился сам Жан-Поль Готье. Ну и без отсылок к легендарному Брюсу Ли здесь, конечно, не обошлось.
Фанаты "Пятого элемента" до сих пор рассуждают о том, что было бы, если в конце 90-х Бессон сосредоточился на своем самом дорогостоящем (на тот момент) проекте и развил бы его в полноценную франшизу. Возможно, что сейчас у нас была бы достойная европейская альтернатива по-настоящему культовым явлениям мировой культуры - "Звездным войнам" и "Стар треку".
Тем не менее после "Пятого элемента" Бессону захотелось новых режиссерских подвигов. Увы, следующий проект – пеплум "Жанна Д`Арк" - получился крайне неудачным, и ставший одним из главных авторитетов в европейском кино Люк Бессон сосредоточился на продюсировании. Впрочем, его отдельные продюсерские проекты также становились культовыми. В 1998 году он предвосхитил моду на гоночный экшн, поставив комедию "Такси", пережившую три продолжения. Позднее в его продюсерской фильмографии появится франшиза "Перевозчик".
В начале 2000-х Бессон, прочувствовав субкультуру паркура и познакомившись с Дэвидом Беллем, спродюсирует "Ямакаси" и "13-й район". Затем, благодаря его продюсерскому чутью, мир познакомится с экзотическими тайскими единоборствами, а спортсмену Тони Джа из фильма "Онг Бак" откроется мир большого кино.
В режиссерской фильмографии Бессона, при всем этом, наметился спад. В частности, творческой неудачей стала трилогия "Артур и минипуты". Тут сложно не провести параллели с другим культовым режиссером Робертом Родригесом, чья карьера пережила резкое падение после того, как он сосредоточился на детском кино. Кассовые неудачи постигли и фэнтези "Необычайные приключения Адель", и историческую мелодраму "Леди".
Ситуацию выправили отчасти криминальная комедия "Малавита" с Робертом Де Ниро в главной роли и фантастический боевик "Люси" со Скарлетт Йоханссон. На этой неделе в прокате стартует картина "Валериан и город тысячи планет", чья кассовая судьба на данный момент складывается не лучшим образом. Однако ничего не мешает фильму со временем стать культовым. Хотя бы потому, что кассовый успех не всегда свидетельствует о том, что картина пройдет испытание временем. Тот же "Леон" никогда не входил в список кассовых блокбастеров (мировые сборы – 45 миллионов), что не помешало ему плотно занять 27-ю строчку в списке лучших фильмов всех времен и народов по версии IMDB.