Недавно летел рейсом из Алматы в Сеул. По крайней мере, четверть авиалайнера была заполнена пациентами, которые летели за медицинской помощью в южнокорейских клиниках. На лечение в Южную Корею ежегодно направляются десятки тысяч казахстанских пациентов, каждый из которых везет с собой в среднем по 10 тысяч долларов для перелета, проживания, госпитализации, операции, приобретения медикаментов. Только лишь в Медицинском центре "Самсунг" казахстанцы ежегодно оставляют порядка 20 миллионов долларов. И таких клиник в Сеуле немало. Как-то была озвучена сумма в полмиллиарда долларов, которые южнокорейские клиники привлекают из Казахстана за счет медицинского туризма.
Недавно летел рейсом из Алматы в Сеул. По крайней мере, четверть авиалайнера была заполнена пациентами, которые летели за медицинской помощью в южнокорейских клиниках. На лечение в Южную Корею ежегодно направляются десятки тысяч казахстанских пациентов, каждый из которых везет с собой в среднем по 10 тысяч долларов для перелета, проживания, госпитализации, операции, приобретения медикаментов. Только лишь в Медицинском центре "Самсунг" казахстанцы ежегодно оставляют порядка 20 миллионов долларов. И таких клиник в Сеуле немало. Как-то была озвучена сумма в полмиллиарда долларов, которые южнокорейские клиники привлекают из Казахстана за счет медицинского туризма.
В Южную Корею пациенты едут по разным причинам, но в основном, чтобы лечить онкологические, ортопедические, сердечно-сосудистые и другие заболевания, а также пересаживать органы, делать косметические операции. Нередко выезжают, чтобы пройти комплексное диагностическое обследование (чекап) или просто уточнить диагноз. Причем едут не только из Казахстана, но даже в большей степени из России и других постсоветских стран, а также из Китая, Вьетнама и других государств Юго-Восточной Азии. Феномен южнокорейской медицины получил развитие лишь около десятилетия назад, но за короткий период превратился в ощутимый сегмент национальной экономики. В чем секрет этого феномена?
Пару лет назад ко мне обратился один весьма состоятельный знакомый, который попросил организовать лечение своему родственнику в Соединенных Штатах. Причем стоимость не имела существенного значения. Я связался со своим Гарвардским однокашником - доктором Чарлзом Розеном, который возглавлял подразделение пересадки органов в самой передовой американской клинике Мейо. Вначале согласившись, он перезвонил ко мне и сообщил, что лучше пациента повезти в Сеул, учитывая лишь 5-часовой перелет в сравнении с 20-часовым в США. Однако главный аргумент был в том, что если он ежегодно проводит 30 пересадок печени, то его коллега из южнокорейской клиники, который учился в США, - 300. Пациент последовал совету доктора Розена и ему был успешно пересажен орган.
Южнокорейские врачи научились эффективно лечить многие болезни, причем по международным стандартам и с высоким уровнем сервиса. И это весьма привлекает казахстанских пациентов, особенно когда есть с чем сравнивать у себя на родине. Однако они ездят на лечение за рубеж далеко не от хорошей жизни. Чаще всего их сопровождают языковые и культурные барьеры, бытовые неудобства. Стоимость медицинских услуг нередко бывает непосильной.
Помимо Южной Кореи, на лечение казахстанцы ездят в Германию, Израиль, Турцию и другие страны. Там создалась отдельная бизнес-отрасль с целыми подразделениями, ориентированными на русскоговорящих пациентов. В них работают сотрудники и нередко врачи, переводчики - выходцы из пост-советских стран. К этому следует добавить достаточно агрессивный маркетинг медицинских услуг, который южнокорейские, германские, израильские, турецкие клиники проводят на территории Казахстана, России и других стран.
В большинстве случаев за рубежом наши соотечественники действительно получают высококачественную медицинскую помощь. Однако не стоит идеализировать зарубежную медицину. Иностранные пациенты не всегда воспринимаются врачами с восторгом, особенно, когда пациенты своей страны являются более приоритетными. Поэтому они склонны поручать лечение таких пациентов своим менее квалифицированным коллегам.
Нередки случаи мошенничества, когда выставляются счета по несоразмерно завышенной стоимости либо требуют оплату за услуги, которые вовсе не оказывались. Например, был случай, когда одна израильская клиника выставила счет за медицинское обследование пациента, который умер несколько лет назад.
Следует отметить, что медицинский туризм - это историческое и глобальное явление. Древние греки переплывали средиземное море в страну Эпидорию с тем, чтобы излечиться у Асклепиоса - древнегреческого бога-исцелителя. В наше время медицинский туризм относится к быстрорастущей сфере международного бизнеса, получившего широкое распространение в связи с открытостью международных границ, доступностью средств перемещения, но главным образом за счет неравенства стран вопросах стоимости и качестве медицинского обслуживания.
Лечение за рубежом сопряжено не только с материальными потерями для страны и ее граждан. Очень серьезной проблемой является факт выезда за медицинской помощью государственных руководителей, что, по мнению зарубежных экспертов, представляет собой угрозу национальной безопасности.
В настоящее время предпринимаются большие усилия для того, чтобы казахстанцам не было необходимости ездить за рубеж за медицинской помощью. В стране были построены высококлассные хорошо оснащенные клиники. В астанинских центрах кардиохирургии и нейрохирургии сейчас выполняются высокотехнологичные операции по международным стандартам, такие как пересадка сердца и легких, глубокая нейростимуляция и другое. Причем гражданам Казахстана их предоставление на бесплатной основе гарантируются государством.
Большое внимание уделяется подготовке кадров, в том числе за рубежом и с приглашением известных зарубежных медиков. Если считать лечение за рубежом своего рода "импортом медицинских услуг", альтернативой этому должно стать импортозамещение за счет обеспечения у себя в стране качественных медицинских услугах.
Вместе с тем, сохраняется потребность в зарубежном лечении ряда онкологических заболеваний, редких генетических, системных болезней, трансплантации органов. Главная причина в том, что указанные виды услуг в Казахстане остаются недостаточно развитыми. Но, пожалуй, главными проблемами, которые иногда сохраняют иметь место в наших клиниках - это отсутствие дружелюбного сервиса, грубость и безразличие медперсонала, мздоимство, низкие профессиональные стандарты.
Известны случаи намеренной постановки ложных диагнозов, особенно онкологических. Это делается с тем, чтобы в дальнейшем "вытряхивать" деньги на ненужные диагностику и лечение якобы безнадежных пациентов. Иногда путем постановки заведомо ложных онкологических диагнозов создают ореол исцелителя, хотя никакого изначального подтверждения онкологического диагноза вовсе и не было. Пациентам не остается ничего другого как искать правды за рубежом.
Следует отметить, что в Казахстане имеется и, скорее всего, будет сохраняться определенная когорта лиц, которая будет продолжать лечиться за рубежом, независимо от доступности медицинской помощи у себя в стране. Это, как правило, состоятельные граждане, которые имеют бизнес или недвижимость за рубежом. Кроме того, к ним относятся лица, для которых лечение за рубежом - это вопрос престижа и социального статуса.
Таким образом, налицо множество причин острой необходимости создания в Казахстане адекватной инфраструктуры оказания качественной медицинской помощи. В данном вопросе имеется определенная инвестиционная составляющая. Дело в том, что низкое качество медицинских услуг является одной из главных причин нежелания инвесторов обосновываться в Казахстане, особенно привозить свои семьи. Известно, что важными условиями, которые обычно ставят инвесторы, является не только наличие бытовой инфраструктуры, но и обеспечение доступа к качественному больничному сервису и образования для членов семей.
Однако вряд ли в ближайшее время следует ожидать значительного потока зарубежных пациентов в Астану в поисках ресурсоемких медицинских услуг. Дело в том, что несмотря на низкую оплату врачей, стоимость медицинских расходных материалов в Казахстане значительно выше, чем в Европе и США. В результате стоимость услуги сохраняется на достаточно высоком уровне. К этому следует добавить недоразвитую туристическую инфраструктуру, высокую стоимость гостиничных номеров, воздушных сообщений. Должны быть другие привлекательные факторы.
Недавно с семьей мы посетили Грузию. В Тбилиси из Западной Европы можно прилететь за 50 долларов, недорого снять номер в гостинице или разместиться по Airbnb. Страна поразила тысячелетней историей, красотой природы, непритязательной, но элегантной архитектурой, чистотой улиц, прекрасным винами, удивительной кухней, привлекательной, пожалуй, для любого иностранца, изысканностью культуры, музыки, танцев, ненавязчивой и миролюбивой религией, верховенством закона, гостеприимством трудолюбивых граждан.