Люк Бессон отказался от вымысла. После жанровых фантазий "Подземки", "Пятого элемента", "Ангела-А" и "Адель" он снял предельно-реалистический фильм "Леди", который 28 июня выходит на наши экраны.
Люк Бессон отказался от вымысла. После жанровых фантазий "Подземки", "Пятого элемента", "Ангела-А" и "Адель" он снял предельно-реалистический фильм "Леди", который 28 июня выходит на наши экраны.
Кино сегодня в значительной степени прельщает зрителя виртуальными героями вроде персонажей Тома Круза, "мстителей", "людей в черном" и "девушек с татуировкой дракона". Реальные человеки, и уж тем более герои, на экране - большая редкость. Фильм "Леди" именно такая редкость.
Они не могли не встретиться. Малайзийская звезда Голливуда Мишель Йео и брэнд французского кино Люк Бессон. Актриса сама выбрала режиссера, сделав ему предложение, от которого он не смог отказаться: драматическая история героини нового фильма стоила всех необычайных приключений красотки Адель.
Показательна феминная составляющая бессоновских фильмов. Всякий раз его героини ломали свою женскую природу, совершая сверхчеловеческое усилие над историей, обстоятельствами и судьбой. Взрослея, погибая и воскресая, они становились сильнее и прекраснее: Никита, Матильда, Лилу, Жанна д’Арк. И вот теперь - Леди. Совершенно новый и во многом неожиданный для Бессона образ женского реализма.
Леди – это Аун Сан Су Чжи. Фантастическая женщина, названная New Statesman первым "героем нашего времени" и стоящая в одном ряду с Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой. Двадцать с лишним лет она боролась с военной хунтой в Бирме, выстояла и победила. Нобелевская премия мира, Золотая медаль Конгресса США, французский орден Почетного легиона и посвященная ей песня группы U2 Walk on - лишь часть международного признания доблести Су Чжи.
Ради этой роли Мишель Йео перечеркнула весь свой гонконговско-голливудский типаж. Она отбросила экзотический антураж "Мемуаров гейши" и экшн "Власти убийц", забыла технику кунгфу из "Крадущегося тигра" и обольстительность девушки Бонда из "Завтра не умрет никогда". Она выучила бирманский язык и похудела на семь килограммов, добившись и так поразительного сходства с Су Чжи. И все это только для того, чтобы стать просто женщиной - хрупкой, чувственной и бесстрашной.
В последней черте суть: назвать Су Чжи мужественной - значит разрушить ее харизму "бесстрашной женственности". То, чем она удивляет и покоряет всех, кто знает ее историю, от знаменитых музыкантов вроде Боно, восклицающих: "Она - моя героиня!", до президентов, готовых вручить азиатской Жанне д'Арк высшую награду своей страны.
Глубина чувств, в сочетании с восточной сдержанностью превращает страсть в величие. Величие стоицизма. Достоинство в каждом жесте. И, конечно, красота. Это поразительно, но Мишель Йео, которую справедливо называют Анджелиной Джоли азиатского кино, сделала красоту своей героини зримой! Магия взгляда и лица покоряет в каждом кадре. И если в "Необычайных приключениях Адель" Бессон напоминал формулу Достоевского: "Красота спасет мир!" (таков был слоган фильма), то в "Леди" он красноречиво показал, о какой красоте идет речь.
По своему жанру "Леди" - это не только биографическая драма (байопик), но и "мелодрама высокого стиля", как принято называть истории любви, разворачивающиеся на фоне исторических потрясений (яркий пример - "Английский пациент"). Фильм Бессона продиктован самой жизнью, реальной любовью и реальными потрясениями, в нем не пришлось ничего приукрашивать и драматизировать. История любви Су Чжи, ее мужа Михаэля Эйриса ( замечательная игра Дэвида Тьюлиса) и их сыновей показана такой, какой она была на самом деле. У Су Чжи был выбор: комфортная жизнь в Англии с мужем и детьми или положение политической узницы в Бирме. Она выбрала второе.
Уникальность "Леди" - в исторической точности. И это не просто "основано на реальных событиях", это художественная документальность событий. Магия фильма не только в том, что Су Чжи обрела в лице и характере Мишель Йео своего двойника, а в удивительном переплетении реальности и кино. Фильм, рассказывающий драму 15-летнего заточения Су Чжи, сегодня выходит на экран почти одновременно с концом ее изоляции: 16 июня 66-летняя Аун Сан Су Чжи выступила с речью в Норвегии на церемонии награждения Нобелевской премией мира, присужденной ей 21(!) год назад. Так заканчивается искусство и начинается жизнь.
Тэглайн "Леди" состоит из четырех элементов: Жена. Мать. Узница. Герой. И есть еще одно качество - высшая степень человеческой личности, тот самый "пятый элемент", который превращает фантастическую Лилу в земную Леди.
Кинематографические составляющие "Леди" - безупречная камера Тьерри Арбогаста, выразительная музыка Эрика Сера (постоянные соратники режиссера), блистательный дуэт Мишель Йео и Дэвид Тьюлис, режиссер Люк Бессон. И, конечно, пятый элемент - сама реальная героиня фильма Су Чжи.
Слабость велика, сила ничтожна, сакраментально подчеркивал Лао-цзы. "Леди" - о ничтожестве генералов и величии женщины.
Фильм Люка Бессона из разряда must see, потому что он о свободе, побеждающей страх. Героиня Мишель Йео доказала это своей жизнью.
"В системе, которая отрицает права человека, - говорила Су Чжи, - порядок начинает диктовать страх. Страх тюремного заключения, страх пыток, страх смерти, страх потерять друзей, семью, собственность или средства к существованию, страх нищеты, страх оказаться в изоляции, страх поражения. Самая коварная форма страха - та, что камуфлируется под здравый смысл. Но страх - это неестественное состояние цивилизованного человека.
Не власть развращает, а страх. Страх потерять власть развращает тех, кто наверху. Страх кнута развращает тех, кто внизу.
Единственная настоящая тюрьма - это страх. Единственная настоящая свобода - свобода от страха.
Никогда не давайте вашим страхам помешать делать то, что вы считаете правильным.
Страх - это всего лишь привычка. Я не боюсь".