Любовь спасет мир
Мир вновь захлестнула волна насилия, ненависти, неурядиц. Причины - в беспредельной алчности, жажде власти и политических амбициях, которые за завесами догматики религиозной правоты, расового и этнического превосходства, мнимых геополитических интересов проявились в эскалации недоверия и враждебности, террористических актах, варварских и братоубийственных захватнических войнах. Средневековая мораль сегодня дозволяет уничтожать невинных детей, бомбить больницы, погружать миллионы мирных граждан в бездну неизвестности.
Эволюция нашей планеты переживала геологические, биологические и климатические эпохи, исчислявшиеся миллионами лет и завершавшиеся катаклизмами, исчезновением целых биологических видов. Сегодня мы живем в новой эпохе под названием Антропоцен (дословно – "эра человека"). Она исчисляется лишь десятилетиями, но успела проявить себя беспрецедентной деградацией окружающей среды из-за деятельности человека, продолжающего уничтожать природу, безрассудно истощая ее ресурсы. Если все продолжалось бы такими же угрожающими темпами, к 2050 году нам потребовалось бы три планеты, таких как наша, в качестве источников природных ресурсов. Пока человечество не оправдывает возложенную на него эпохальную ответственность за сохранение жизни на земле, собственноручно создавая катаклизмы, потенциально ведущие к самоуничтожению.
И это неудивительно, поскольку наш внутренний мир продолжает руководствоваться взглядами Платона, для которого "человек человеку - волк", Фрейда, находившего мало хорошего в человеке, Ницше, считавшему добродетель признаком слабости. Действительно, ложь, безответственность, предательство и другие проявления деградированной морали стали доминировать в повседневной жизни - во взаимоотношениях со знакомыми, партнерами, с уважаемыми в обществе людьми и даже с членами собственной семьи. Безнравственность стала нормой в том, как мы зарабатываем деньги, управляем компаниями и государственными структурами, мздоимство в которых достигло беспрецедентных масштабов. Предпринимательство зачастую стало носить извращенные черты. Нормой стало "кинуть" партнера, взять долг в банке и его не вернуть, а банкам привлекательным - приобрести такие долги, с тем чтобы выгодно их перепродать. При этом невинно говорят о "токсических деривативах", "пирамидных схемах", вместо того чтобы назвать вещи своими именами - элементарным воровством и лукавством.
Государство в интересах спасения экономики вынуждено компенсировать такие издержки и спекуляции. Но все это происходит за счет налогоплательщиков, многие из которых, проживая в нужде, невольно становятся участниками общества потребления, продолжая обогащать власть имущих, многим из которых безразлична судьба будущих поколений. Мудрость, компетентность и нравственное достоинство более не являются универсальными ценностями; ими стали богатство, власть и тщеславие на почве индивидуализма со свойственным ему нарциссизмом и эгоцентризмом. Такая мораль представляет угрозу благополучию окружающих, становится причиной расширения пропасти между богатством и нищетой.
Большинство классиков экономики считали, что человек в своей деятельности руководствуется исключительно эгоистическими интересами. Такое понимание явилось фундаментом известной теории Адама Смита о прибавочной стоимости и свободном обмене, которая лежит в основе современной рыночной экономики. Вместе с тем, часто забывают о том, что тот же Адам Смит указывал, что каждый индивидуум должен вносить достойный вклад в благополучие других граждан, обеспечивая гармоничное развитие общества.
Основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин считал, что взаимопомощь в природе является важнейшим фактором эволюционного развития: в основе которого лежит преимущественное выживание тех особей, которые проявляют сочувствие и сострадание к окружающим, поскольку последние в свою очередь склонны отвечать взаимностью. Таким путем происходит эволюционный отбор генов, обеспечивающих выживание.
Как видно, нравственные предпосылки лежат в генетической структуре человеческого существа. Именно поэтому большинство религиозных учений инстинктивно подчеркивали исключительную значимость сочувствия, сопереживания, сострадания, взаимопомощи и альтруизма. Однако идеи нравственности не просто формировались в умах мыслителей, умиротворенно медитировавших в рощах или на холмах, а скорее в критических ситуациях, когда доминировали войны, человеческие страдания и неурядицы. Думается, сегодня, когда насилие достигло беспрецедентных масштабов, такое время настало.
Нередко приходится слышать о том, что человечество спасла религия - будь то Ислам, Христианство, Иудаизм или Буддизм. Многие считают, что, наоборот, религия исторически являлась первоисточником многочисленных конфликтов и войн в мире. Видимо нет абсолютной истины ни в том ни в другом.
В юности, живя в атеистическом обществе, мы часто слышали от своих родителей, близких и учителей, что доброта и помощь нуждающимся является наиболее достойной из человеческих качеств, а быть эгоистом, зазнаваться и пренебрегать окружающими - это плохо. Как правило, слова родителей подтверждались их деяниями.
По сути, то, чему нас учили можно свести к следующим универсальным канонам нравственности: "всегда относитесь к окружающим так, как вы хотели бы чтобы они относились к вам». Справедливо и обратное: "не причиняйте окружающим того, чего вы не хотели бы чтобы они делали по отношению к вам. Прислушайтесь к своему сердцу, выясните то, что причинило бы вам боль, и ни при каких обстоятельствах не допускайте причинения такой боли по отношению к другим". Причем недостаточно выполнить лишь несколько благородных деяний в качестве индульгенции дозволяющей другие проступки; важно придерживаться нравственных канонов так, как призывал Конфуций, "…целый день и каждый день".
Такое понимание глубоко пронизывает большинство философских и религиозных воззрений. В разных интерпретациях оно прописано в Торе, Новом Завете, Коране, учениях Будды, которые взамен обещают достижения божественного блаженства, нирваны, Брахмы или чего-либо другого за пределами нашего эго-центристского бытия. Однако, как указывала известный теолог, автор книги "История Бога" Карен Армстронг: "…мы живем в эпоху, когда беззастенчиво грабят религиозные ценности, используя их в целях удовлетворения алчных инстинктов и корыстных политических целей". Вопреки призыву к любви и человечности, Священное Писание продолжает эксплуатироваться для беспредметных споров и разжигания розни. В Коранических Сурах изыскивают оправдания варварским злодеяниям и жестокости в стиле средневекового насилия.
Какова альтернатива? Далеко идти не надо. В казахском обществе проводником семейных нравственных ценностей всегда являлась мать - Ана, Апа, с которой ассоциируется духовное и культурное начало, высокая мораль. И так было во все времена, независимо от Тенгрианства, Несторианского Христианства, Иудейства, Ислама и коммунистической идеологии, влияния которых духовно богатая кочевая цивилизация казахов избирательно воспринимала в разные периоды своей истории. Квинтэссенцией духовности казахов считаются "Слова Назидания" Абая. При этом целый пласт мудрости в устной, нередко иносказательной форме передавался через многие поколения. Нравственные ценности "впитывались с молоком матери", закреплялись с раннего детства и перманентно соблюдались до конца дней. Эти ценности позволили казахам выжить на бескрайних просторах степи, сохранив этническую идентичность, волевой, миролюбивый и гостеприимный характер. Поистине, просвещая мужчину, воспитывают личность, а просвещая женщину, формируют семью, нацию, поколение.
Нравственность, привитая матерью не может восприниматься как идеализм и утопия. Она основана на безусловном доверии и призвана гарантированно соблюдаться до конца жизни, передаваясь последующим поколениям. Это наиболее устойчивая модель: она превосходит любую пропагандистскую доктрину, светское или религиозное воспитание. Проблема в том, что многие сегодня пытаются комфортно заменить эту модель на альтернативы в виде бездарных телевизионных передач и круглосуточных нянь, которым самим чаще всего требуется воспитание. И это, не говоря о переполненных детских садах и учебных классах. Поэтому не стоит удивляться тому, что мы сегодня имеем - эрозию нравов и духовную деградацию общества.
В казахских традициях функции материнского воспитания часто брала на себя бабушка - ?же, Апа, и выполняла она эти обязанности с гордостью и чувством огромной ответственности. В детстве родители отправляли нас на лето в аулы, полагаю, не только для того, чтобы отдохнуть от детской суеты, но скорее интуитивно позволив нам погрузиться в атмосферу беспредельной и безусловной любви прародителей и ближайших родственников. Это были истинные уроки нравственности, возможность познать и оценить красоту природы и ощутить вечность. Все это осознаешь лишь повзрослев, стремясь передать уже своим детям.
Незатейливый сельский быт вдали от городской цивилизации и суеты не является исключительным условием преемственности поколений, заинтересованного воспитания нравов и характера. В стране-городе Сингапуре молодым семьям, которые живут вместе с родителями или проживают с ними по соседству, правительство субсидирует ипотеку по нулевой процентной ставке. Урбанистическое и светское по сути японское общество, продемонстрировало глубокое сострадание, образцовую взаимопомощь и огромную эмоциональную выдержку во время трагедии на Фукусиме. Причем создалось впечатление, что в таких поступках для японцев не оказалось ничего экстраординарного - это было для них традиционным проявлением характера, заимствованного от предыдущих поколений.
В чем биологический смысл такой преемственности? Благодаря познавательным процессам, в головном мозгу происходят функциональные и структурные изменения, заключающиеся в феномене нейропластичности. Эти изменения закрепляются на генетическом уровне, благодаря так называемым эпигенетическим механизмам. Чем раньше такое происходит, тем более высока вероятность закрепления нейропластических изменений и передачи приобретенных свойств следующим поколениям.
Раннее детство - это идеальное время научить, как сказал известный поэт, "смотреть прямо в глаза с достоинством, без подобострастия, но с уважением и сочувствием". Детям важно доходчиво объяснять, что такое добро и зло, учить дорожить дружбой, сочувствовать и помогать другим, находить компромисс с теми, кто с ними не согласен, то есть тому, что называется эмоциональным интеллектом, которому не обучают в школах и университетах.
Этнографические исследования показали, что дети иммигрантов, выросшие в новой культурной среде, принципиально отличаются от своих сверстников из страны происхождения. Благодаря нейропластическим изменениями, они приобретают не только новые бытовые привычки и языковые навыки, но и особенности эмоционального интеллекта, обеспечивающие их высокую конкурентоспособность. Считается, что представители китайской диаспоры США и европейских стран, приглашенные работать в Университет Гонконга, обеспечили его первенство среди вузов Азии. В свою очередь западное побережье Соединенных Штатов формировалось под значительным влиянием переселенцев из азиатских стран - Японии, Китая и Кореи, привнесших философию и традиции, фокусирующиеся на семейных и общинных миролюбивых ценностях, склонности к детализации и перфекционизму. Этим вероятно объясняется феномен Силиконовой Долины, где на базе полупроводников, изначально предназначенных для военной промышленности, были созданы персональные компьютеры и смартфоны, получили развитие социальные сети и большинство современных инноваций, имеющих мирное назначение.
Воспитание и продвижение нравственных ценностей являются залогом гармоничного развития общества и устойчивости экономики, а не просто утопией или уделом наивных идеалистов. Одним из примеров является Норвегия. Во время второй мировой войны, накануне нацистской оккупации, правительство Норвегии приняло решение вывезти все золотовалютные резервы в Южную Америку. Ответственными были назначены три сотрудника Национального Банка страны. После завершения войны эти же сотрудники в целости и сохранности вернули национальные ценности обратно в Норвегию. Им не присуждали государственных наград, поскольку считается, что любой норвежец поступил бы никак иначе.
В 1960-е годы, когда в норвежских территориальных, а также нейтральных водах Северного Моря обнаружили нефть, в стране состоялся плебисцит о том, в какой степени данное природное богатство принадлежит нации. Норвежцы все же решили осваивать нефть, но доходы от освоения накапливать для будущих поколений и значительную часть направлять на международную помощь. Сегодня Норвегия - одна из передовых стран мира с диверсифицированной экономикой, мало зависящей от волатильности цен на энергоресурсы. Бывая с гуманитарными и научными проектами в странах Африки и Юго-восточной Азии, я часто встречал норвежских врачей, учителей, ученых, которые достойно представляли миролюбивую миссию своей страны. Их особенностями являются толерантность, способность вести конструктивный диалог и разрешать конфликты. Это те навыки, которые жизненно необходимы в сегодняшнем неспокойном мире.
Гораздо легче разжечь конфликт и подогревать враждебность, чем пойти на компромисс и соблюдать мир. Причина в том, что в конфликте участвует по меньшей мере две стороны, в то время как мир зависит исключительно от нас самих. Вместе с тем, у каждого из нас имеется огромный конструктивный потенциал. Он заключается в возможности прислушаться, понять себя и оппонента, попытаться распознать источники беспокойств, переживаний, опасений и страданий, которые по сути и ведут к конфликтам. Именно эти глубинные причины, а не персоналии должны стать предметами разборок. А это требует диалога, для чего собственно и существуют языки общения. Их важно не просто осваивать, ими необходимо разумно владеть, чтобы лучше разобраться в наших различиях и попытаться их нивелировать вместо того, чтобы бескомпромиссно доказывать свою правоту. Наши предки сумели выжить и сохранить для нас мир, благодаря тому, что отличались высокой нравственностью. Это позволило им в критических ситуациях преодолевать различия с тем, чтобы находить общие причины страданий, сопереживать, ставить совместные цели и вместе их добиваться.
Древние китайские мудрецы "Джиан Ай" проповедовали философию универсальной любви, которая сегодня находит научные объяснения. Медиатором материнской любви является гормон окситоцин, продуцируемый особым участком головного мозга, называемым гипоталамусом. Эротическая любовь опосредована специальными клетками головного мозга - зеркальными нейронами, во время активации которых влюбленные с вожделением смотрят друг другу в глаза. Интересно, что зеркальные нейроны имеют свойство синхронно активироваться у множества людей, когда они вместе смотрят на общую цель, помогая друг другу в ее достижении, сочувствуя и сопереживая тем, кто испытывает в этом затруднения.