Есть мнение, что комиксы - это книги для ленивых. Вероятно, изначально так и задумывалось - мол, читатель устал от текста, он хочет смотреть картинки. Сейчас отношение к комиксам изменилось. Они выросли до полноценного жанра, а вместе с ними выросли и их почитатели. Если посмотреть на фотографии с последнего Comic Con в Сан-Диего - крупнейшего подобного фестиваля комикс-гиков - можно заметить, что среди посетителей мало подростков, в основном это люди около 30. Вполне вероятно, что среди них есть успешные топ-менеджеры, которые раз в год меняют белые рубашки на костюмы супергероев. Как говорится, никто не знал, а он - Бэтмен.
Есть мнение, что комиксы - это книги для ленивых. Вероятно, изначально так и задумывалось - мол, читатель устал от текста, он хочет смотреть картинки. Сейчас отношение к комиксам изменилось. Они выросли до полноценного жанра, а вместе с ними выросли и их почитатели. Если посмотреть на фотографии с последнего Comic Con в Сан-Диего - крупнейшего подобного фестиваля комикс-гиков - можно заметить, что среди посетителей мало подростков, в основном это люди около 30. Вполне вероятно, что среди них есть успешные топ-менеджеры, которые раз в год меняют белые рубашки на костюмы супергероев. Как говорится, никто не знал, а он - Бэтмен.
Тогда и зародилось противостояние между двумя студиями - Marvel и DC. Если хотите, между Мстителями (Железный человек и Капитан Америка) и Лигой справедливости (Супермен и Бэтмен). На самом деле, вселенная Marvel современному кинозрителю знакома лучше. В Мстителях нет незнакомых персонажей, и до последнего времени многие шутили, что в киноверсии не нашлось места даже культовому Человеку-пауку. Дошутились, судя по трейлерам.
С DC Comics все немного проще. Основной груз ответственности здесь возложен на двух героев - Супермена и Бэтмена. Кто вспомнит, что в рядах Лиги справедливости есть еще и Чудо-женщина, Зеленый фонарь, какие-то Флэш и Аквамен?
И если с Бэтменом в кинематографе все изначально сложилось очень хорошо (со времен экранизаций Тима Бертона), то с Суперменом дело изначально не заладилось.
Да, я тоже не люблю Супермена. Он - олицетворение "попсы" в мире комиксов. Как и я, многие презирают его за нелепый внешний вид - обтягивающее синее трико и надетые поверх них трусы, вычурный алый плащ и уложенные гелем волосы.
Но в конце 2000-х в DC произошел переворот. Сначала этот омут раскачал Кристофер Нолан, перезапустив "Бэтмена", затем за дело взялся Зак Снайдер, выпустивший аж три эталонных фильма - "Хранители", "300" и "Человек из стали". В последнем, спасибо Снайдеру, у Супермена трусов снаружи нет.
Почему эталонных? Потому что режиссер ответственно подошел к делу, не стал выдумывать ничего лишнего и сделал из комикса все тот же комикс. Не секрет, что в качестве раскадровок к фильмам Снайдер нередко использует рисунки оригинальных комиксов.
"Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" - это вызов "Мстителям". При этом каждая студия, как мне кажется, не воспринимает соперничество всерьез, так как комиксы Marvel и DC давно заняли свои ниши. Marvel - чистой воды экшен - дорогой, красочный, зрелищный, но незамысловатый. Комиксы DC намного жестче, мрачнее, драматичнее, они более "взрослые". Об этом говорит и возрастное ограничение фильмов - у "Мстителей" - "12+", у "Бэтмена против Супермена" - "16+". При этом "Хранители" и "300" Снайдера и вовсе маркируются рейтингом "R" и вполне оправданно.
Отзывы у фильма, рассказывающего предысторию появления Лиги справедливости, в целом негативные. Многие ругают фильм за тягучесть, невнятность, недостаточную зрелищность.
Минусов тут действительно предостаточно. Сюжет построен на нескольких историях, которые развиваются параллельно и явно мешают друг другу. В один фильм, хоть и довольно длинный (2 часа 40 минут), создатели поместили истории кучи персонажей, которые и так уже много раз были пересказаны. Marvel поступили умнее, создав "Мстителям" прочный фундамент из нескольких фильмов, посвященных отдельным героям. Так они, помимо прочего, собрали неплохую кассу.
Отсюда вытекает и другой минус - фильм действительно излишне затянут. Его стоит рассматривать как драму с элементами экшена, но даже для драмы сюжет воспринимается не целостно, а отдельными диалогами, образами, сценами. В некоторых моментах создатели обращаются к религии, отождествляя инопланетян с демонами, а Супермена - с Мессией. Что ж, нельзя не признать, что в мире DC Супермен действительно является ключевым, насквозь положительным героем, Спасителем. Но это не должно восприниматься как оскорбление религии. Это все-таки комикс, не будем относиться к ним слишком серьезно.
А вот Бэтмена в фильме попросту жалко. Возможно, из-за исполнителя роли Бена Аффлека. У него нет мужественности Кристиана Бейла, иронии Джорджа Клуни, харизмы Майкла Китона. Его лицо, кажется, идеально подходит всем страдающим героям. Кстати, о лице. По моему мнению, прежде чем утверждать на роль Бэтмена актера, на него в первую очередь следует надеть маску и посмотреть, как он в ней смотрится. Аффлек в маске Бэтмена смотрится комично. Да, специально для роли он набрал мышечную массу, нарастил мускулы и кубики на прессе. Аффлек действительно стал больше и мощнее. Но его щеки теперь не выдерживают крупные планы. Кажется, что это какой-то толстяк, надевший маску и пришедший на тот же Comic Con. Вместе с Беном страдает и Бэтмен - от осознания своей слабости, ненужности, старости в конце концов. Печально, что на заре справедливости человек-летучая мышь наблюдает закат своей карьеры.
Третий персонаж из Лиги - Чудо-женщина. О ней большинству зрителей вообще ничего неизвестно. В фильме о ней тоже практически ничего не рассказывается. Зачем нужно было вводить этого героя в сюжет, пока непонятно.
А вот злодей - как всегда у DC - прекрасен. Это другой Лекс Лютор - молодой, бесконечно ироничный, но не менее опасный. Обаятельные злодеи - это новый тренд в комиксах. Таким был Джокер в исполнении Джека Николсона и Хита Леджера, Озимандиас из "Хранителей". В этом смысле Marvel может противопоставить Локи, которого блестяще сыграл Том Хиддлстон.
Когда на роль Лютора утвердили Джесси Айзенберга, возникло множество вопросов. Актер с таким детским и наивным лицом совсем не был похож на главного антагониста. Айзенберг роли Лютора, по сути, остался таким же добродушным чудаком, каким кажется внешне. И от этого его персонаж получился еще более зловещим.
В целом фильм получился скорее хорошим, чем плохим. Местами даже отличным, радующим глаз, ублажающим слух (композитор - Ханс Циммер). Может быть, сравнивать его с творениями Marvel не совсем корректно, он попросту другой. Более сложный и глубокий, гораздо более стильный и жестокий. Если ваши дети попросят их сводить на "Бэтмена" - не поддавайтесь, поверьте, что значок "16+" здесь стоит неспроста. Дело не в крови и насилии - детям не понять, почему Бэтмену снятся кошмары, а Супермену - погибший отец.
Но уже сейчас можно сделать вывод, что DC приняли вызов Marvel. Не знаю, насколько оправдан этот бросок, ведь на двух героях полноценной франшизы не выстроишь. Учитывая то, насколько провальными были предыдущие попытки экранизировать менее известных персонажей - Зеленого фонаря, Женщину-кошку, Флэша - логичнее делать ставки на победу Marvel. Очень может быть, что после двух-трех фильмов в DC поймут, что их вселенная не такая плодородная в плане кино и логичнее будет выждать еще 5-10 лет, чтобы перезапустить того же Бэтмена, который, к слову, после каждого такого обновления становится все интереснее.
Тем временем, Зак Снайдер уже заявил два новых фильма о Лиге справедливости. Судя по описанию к проектам, в них, помимо героев последнего фильма, появятся Аквамен, Флэш, Мера и Киборг. Что это за имена? Знают только поклонники комиксов. Они, наверное, рады этому событию. И только они.