Блоги
24 октября 2013 | 11:17

Может ли быть в Казахстане свое Бирюлево?

Марат Шибутов Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

Сейчас в России одной из центральных тем была и остается тема массовых беспорядков в московском районе Западное Бирюлево. Вкратце ситуация там была такая. 

Сейчас в России одной из центральных тем была и остается тема массовых беспорядков в московском районе Западное Бирюлево. Вкратце ситуация там была такая. 

Западное Бирюлево является одним из самых неблагополучных московских районов - занимает 163-е место из 164 по качеству жизни, состоянию инфраструктуры, состоянию экологии и преступности. В нем расположена большая Покровская овощебаза, которая торгует оптом овощами и фруктами. Их доставляют туда из разных стран. Контролировали официально базу дагестанские предприниматели из ЗАО "Новые Черемушки", а неофициально говорили о целой группе организованной преступности из уроженцев Дагестана и Грузии.
 
Работали на овощебазе трудовые мигранты из Средней Азии - в принципе это довольно типичная для Москвы картина: уроженцы Северного Кавказа командуют, а работают приезжие из Средней Азии (на другой овощебазе в Отрадном в то же время за невыплату зарплаты рабочие начальство побили и заперли в холодильнике). Овощебаза, в общем, создавала всем вокруг проблемы - сотни фур устраивали пробки, по району ходило много агрессивно настроенного народа, а прикормленная местная власть и силовики закрывали на это глаза. Получался такой неподконтрольный анклав посреди жилого района. Ну чем это кончилось, все знают. Возникает вопрос - может ли такое быть в Казахстане?
 
С одной стороны, у нас тоже имеются крупные оптовые рынки, на которых работают трудовые мигранты и которые довольно слабо контролируются. С другой стороны вроде особых проблем пока с ними нет - если не считать демонстраций при закрытии рынков или массовых беспорядков у торгового центра "Прайм Плаза" (но тут есть и другие причины). На этот счет есть несколько соображений:
1. Меньшая численность и концентрация
2. Гораздо больший контроль со стороны владельцев рынков своего персонала 
3. Большее влияние местной власти на владельцев рынков
4. Меньшее количество совершаемых преступлений.
 
Вот на последнем хотелось остановиться особенно. Поговорим о преступности мигрантов из стран СНГ - представляет ли она угрозу для Казахстана и его жителей? Ниже все данные приведены по отчетности Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры.
Что видно из данной таблицы:
1. Количество преступлений, которые совершают граждане СНГ в Казахстане, находится на одном уровне и даже снижается.
2. Большинство из этих преступлений составляют кражи, хулиганство, контрабанда, сбыт наркотиков и прочие уголовные преступления средней тяжести.
Также надо отметить, что преступлений против иностранцев фиксируется меньше, чем совершенных иностранцами.
 
 
 
Но эти цифры особо ничего не значат без общего анализа состояния преступности и борьбы с ней в Казахстане. А тут уже совсем другая ситуация.
 
Как видно из таблицы, с 2011 года пошел резкий рост преступности в целом, как говорят силовые органы - за счет улучшения регистрации преступлений. В принципе, это реально одна из причин. С другой стороны, если посмотреть, на одном уровне остаются тяжкие и особо тяжкие преступления, а увеличение количества преступлений идет за счет преступлений средней тяжести, куда входят всевозможные кражи и хулиганство. Причем их рост крайне велик -  в 2008 году 80 тысяч, а в 2012 году 228 тысяч, то есть практически на 148 тысяч или почти в три раза. Вполне может быть это связано уже с ухудшением криминальной обстановки за счет безработицы и понижения уровня жизни.
 
При этом количество дел, которые идут в суд, постоянно снижается. Их было 73 тысячи в 2008 году и стало 59 тысяч в 2012, что говорит о том, что качество расследований снижается. Особенно хорошо это показывает количество преступлений, дела о которых были приостановлены за неустановлением обвиняемого - то есть никого не нашли. Таких дел было 37 тысяч в 2008 году и стало 181 тысяч в 2012 - рост практически в пять раз. Можно даже сказать, что хотя преступлений стали регистрировать больше, их все равно не могут раскрыть.
 
 
 
Так как большие таблицы плохо читаются, добавим еще диаграмм с долями в динамике для наглядности. Покажем эффективность работы наших силовых органов. По общему количеству преступлений наблюдается снижение преступлений, дошедших до суда, в три раза примерно, а по доле преступлений, где виновный не был обнаружен, рост составил два раза. Практически до суда доходит одно дело из пяти, а не находят три из пяти виновных.
 
 
 
Теперь по занимающим наибольшую долю среди всех преступлений - преступлениям средней тяжести. Доля преступлений, доходящих до суда, сократилась в три раза до 15 процентов, а доля преступлений, где виновный не обнаружен, выросла в два раза до 60 процентов. 
 
 
Лучше всего дела обстоят с особо тяжкими преступлениями - практически 80-90 процентов доходит до суда, а доля преступлений, где преступник не обнаружен, колеблется в пределах 10-15 процентов, что очень хорошо. Правда таких преступлений и происходит не так много (около 3000 в год) - что и хорошо.
 
 
Таким образом, получается, мы сейчас имеем большую проблему - быстрый рост преступности, которая не раскрывается и не доходит до суда. Кто совершает эти преступления - неизвестно, граждане ли это Казахстана или иностранцы? В принципе, отчасти в этом заключается необходимое условие для решения проблемы нелегальной трудовой миграции.
 
В целом, в Казахстане сейчас наличествует следующая ситуация:
1. В стране имеется от 300 тысяч (оценка МВД) до 600 тысяч (экспертная оценка) нелегальных мигрантов, которые занимают те сферы, где могли бы работать безработные и самозанятые казахстанцы (общая их численность 3-3,2 миллиона человек). Нашим гражданам тоже бы не помешали дополнительные рабочие места.
 
2. Мы не знаем, какая доля преступлений совершается нелегальными мигрантами, и МВД пока не может нам это сказать. Между тем криминальная и террористическая опасность от нелегальных мигрантов существует, но насколько она велика - непонятно.
 
3. Пока особых проблем с нелегальными мигрантами нет, но что будет дальше непонятно. В том числе и из-за ситуации в России - есть очень низкая вероятность того, что тогда потоки мигрантов придут к нам, резко увеличив их численность. Как будут тогда строиться отношения с населением - непонятно.
 
4. В этих условиях проводится закон о легализации трудовых мигрантов с возможностью их нанимать физическим лицам. Приблизительная квота 100 тысяч. Учитывая, что нанимают их в качестве домашних работников в основном в Астане и Алматы, то значит, вполне может ожидаться конфликт на рынке труда, когда казахстанцев будут увольнять, а на их место брать мигрантов.
 
5. Также в Алматы будут реконструироваться или закрываться 34 рынка - куда пойдут работающие там нелегалы, и чем они будут заниматься? А ведь процесс перехода от рынков к торговым центрам будет идти по всей стране.
 
В общем, ситуация с нелегальной трудовой миграцией у нас такая, что мы мало что знаем, не можем прогнозировать ситуацию, но различные факторы подталкивают нас к тому, чтобы вносить какие-то изменения в эту сферы. Чем это обернется - для меня непонятно.