Блоги
11 марта 2018 | 14:25

Мурад Аджи : жизнь, посвященная правде

Ерлан Арын Доктор экономическиx наук, профессор

7 марта 2018 года ушел из жизни известный исследователь тюркской истории, писатель Мурад Аджи.

7 марта 2018 года ушел из жизни известный исследователь тюркской истории, писатель Мурад Аджи.

Для меня это вдвойне тяжело, потому что тюркский мир потерял своего выдающегося сына - "глашатая половецкого поля" и потому что я знал его как человека и общался с ним, как с братом.
Я познакомился с ним в 1996-м году, когда он по моему приглашению принял участие в международной конференции по истории Великой степи в Алматы.
Это был и внешне, и внутренне необыкновенно яркий человек . Высокого роста, крепкого телосложения, с широким лбом и глубоким проницательным взглядом.
В нем "говорили" его гены - гены потомка кумыкской княжеской семьи Аджиевых: принципиальность, благородство, честность, духовная возвышенность.
И, конечно, самое главное, его особенное мнение на историю тюркского мира, роль тюркской цивилизации в истории европейских народов.
Фактически он пытался противопоставить многовековой исторической фальсификации истинную правду об образе жизни, о культуре, традициях и духовных ценностях, хозяйственном укладе, военной тактике тюркских народов.
Сложившийся стереотип о тюрках как о "диких племенах" благодаря произведениям Мурада Эскендировича разламывался о шедевры архитектуры и литературного творчества, о принципы тенгрианской религии и их влияния на христианство, древнейшую историю городов и ремесленного опыта, научных открытий и практического применения в металлургии, сельском хозяйстве, строительных материалах и торговле, которые всему миру подарил тюркский эль.
Тогда в 1996-м году все это звучало как вызов всему европейскому, радикальный пересмотр официальных исторических канонов. Мурад Аджи на той конференции презентовал основные положения своей книги "Полынь половецкого поля".
Позже, уже в апреле 2000-го года, Мурад Аджи снова приезжает по моему приглашению вместе со своей супругой Мариной в нашу столицу - Астану. Кстати Марина является уроженкой Карагандинской области и с большой теплотой вспоминала годы жизни в Казахстане.
И тогда тоже его приезд мы связали с презентацией одной из наиболее известных книг "Кипчаки: древняя история тюрков и Великой степи". По просьбе Мурада Аджи я написал рецензию на эту книгу и она была опубликована в "Казахстанской правде". Справедливости ради нужно отметить, что ряд выводов Мурада Эскендировича носит более интуитивное и аксиоматическое, чем научно-доказательное значение. Но в моем понимании это наоборот даже создает вокруг его взглядов стремление креативно оценить новое видение того, что мы привыкли называть историей тюрков.

Благодаря меценатству Павлодарского нефтехимического завода и личному участию в этом заместителя директора Алтын Имантаевой этот фундаментальный труд приобрел своего читателя в Казахстане.
Мне запомнилось несколько сюжетов из наших бесед в те дни.

Мураду Эскендировичу удалось ознакомиться с фондами библиотек в Иране и Ватикане. И он подчеркнуто обращал мое внимание на то, что очень много исторических сведений закрыты для научного анализа. "Трагедия тюркских народов в том, что их история находится "под землей". Поэтому мы должны извлечь всю информацию из литературы тех эпох", - говорил он, обращаясь ко мне.
Заметно было его стремление в даже небольших штрихах видеть тюркские корни. Например, он был убежден, что такое явление, как аббатство в христианском мире происходит от Абат-Байтак в Актюбинской области.
Или то, что в упоминаниях историков пишется про рыцаря Идена, вступившего на острова Англии, на самом деле касается одного из гуннских рыцарей Айдына.

Конечно, можно спорить и по-разному судить об этих сравнениях, но бесспорно одно - массовое присутствие тюркизмов в языке, культуре, обрядах и традициях, хозяйственной жизни европейских народов. В понимании этого неоценимая заслуга и вклад Мурада Аджи в цивилизационном осмыслении тюркской истории.

Написав много трудов о Великой степи, мой друг Мурад Аджи именно в 2000-м году впервые увидел ее собственными глазами. Я предложил ему подышать степным воздухом, и мы с супругами выехали из Астаны в сторону Атбасара и, свернув с дороги, остановились в поле. В его и нашем "половецком поле".
Нам остается только выразить слова соболезнования семье и близким Мурада Аджи, всем, кто искренне любит Великую тюркскую историю.
Жатқан жеріңіз жайлы, иманыныз жолдас , жаныныз жанната болсын қадырлі Мұрад аға.