Блоги
10 февраля 2011 | 12:26

Начнем с себя?

Азамат Джолдасбеков Профессиональный независимый директор

Я умею водить автомобиль. И мне нравится водить автомобиль. Но делать это в Алматы не шибко люблю, чтобы не портить себе настроение. Это я о манерах значительной части водителей на алматинских дорогах. (Если заметили, я не употребил сочетание "алматинские водители").

Я умею водить автомобиль. И мне нравится водить автомобиль. Но делать это в Алматы не шибко люблю, чтобы не портить себе настроение. Это я о манерах значительной части водителей на алматинских дорогах. (Если заметили, я не употребил сочетание "алматинские водители").

Манеры этим всем заметны и известны: крайняя эгоистичность, агрессивность (или наоборот, демонстративно медлительное игнорирование соседей по дороге), суетливость, торопливость, отсутствие уважения и пренебрежение правами и интересами других участников движения, просто откровенное хамство.

Конечно, можно надеяться на государство, что оно найдет и примет меры в сторону улучшения дорожной обстановки. Тем более, что многие эти меры очевидны даже с дилетантской точки зрения.

Да, необходимо сузить нормативную ширину полосы движения с советских 3,75 метра до европейских 3,25 метра и, тем самым, увеличить количество полос. Все равно в часы пик при приближении к проблемным перекресткам водители стихийно выстраиваются на дороге во столько рядов, во сколько позволяет ширина дороги в этом направлении.

Да, следует обеспечить круглогодичную легкоразличимую логичную разметку и удобные режимы работы светофоров. Кстати, большое спасибо – не знаю кому – за установку на светофорах таймеров обратного отчета. Хорошо бы еще, наверное, по примеру улицы Фурманова убрать возможность поворотов налево на наиболее загруженных улицах. Заодно частично отпадет и проблема с наглыми водителями, постоянно вклинивающимися в "поворотный" ряд с соседней полосы. "Частично" – потому что многие торопыги без спроса и без зазрения совести втираются в "поворотный" ряд и при повороте направо.

Да, дорожной полиции необходимо методичными "отстрелами" отучать водителей от наиболее всех-раздражающих частых правонарушений, как она это уже делала, в течение месяца–двух успешно заставив водителей пропускать пешеходов на переходах. И тонировать передние стекла жолполовцы тоже всех отучили очень быстро.

Да, пора вводить выделенные полосы для общественного транспорта и такси или полностью запрещать парковку автомобилей вдоль дорог, по которым проходят автобусные и троллейбусные маршруты.

Да, надо извести нелегальных таксистов-бомбил, которые своими скачками за голосующими клиентами и из ряда в ряд постоянно провоцируют ДТП.

Да, надо срочно восстановить систему государственных (муниципальных) автобусных парков или так организовывать автобусные маршруты, чтобы автобусы конкурирующих между собой компаний поменьше ездили по одним и тем же дорогам (во избежание гонок между ними и сумбурного пользования одними и теми же остановками общественного транспорта). Нужно категорично запретить водителям автобусов выезд с крайней правой полосы движения, за исключением выезда в целях поворота налево. Необходимо в целом ужесточить требования к водителям автобусов и контроль за соблюдением ими правил поведения и дорожного движения. (Из этого длинного абзаца попутно понятно, как я отношусь к водителям автобусов... Это не считая того, что мне возмутительны их привычки курить на рабочих местах, выкидывать окурки и плеваться на дорогу, громко слушать музыку, наблюдаемые мною как водителем и пешеходом. Представляю, какими душевными и физическими страданиями вынуждены ежедневно терзаться пассажиры). Да много чего еще можно придумать на тему поиска объектов работы для других.

А теперь взглянем на ситуацию с другой стороны. Можно даже со стороны тех же самых водителей автобусов. Почему они перекрывают движение, останавливаясь напротив остановок на проезжей части, а не в остановочных карманах? Почему они так круто выворачивают налево, отъезжая от остановок? Потому что множество эгоистов паркуют свои машины в запрещенных для них зонах остановок общественного транспорта.

Почему они ездят не в правом ряду? Потому что водители легковушек паркуют в этом ряду свои машины, несмотря на наличие запрещающих знаков. Да еще при этом норовят припарковаться "елочкой", типа чтобы не утруждать себя сложным маневрированием. Или вообще припарковаться вторым рядом, "милостиво" включая аварийку. Почему они опасно перестраиваются при движении из полосы в полосу по принципу "кто не пропустил слона – сам виноват"? Потому что у них график, в который они попросту не впишутся, если будут ждать от водителей легковушек, когда те соизволят автобусам проехать в их законном правом ряду с нормативной скоростью.

И какие же объяснения можно ожидать от водителей автомобилей, создающих проблемы автобусам, которые создают проблемы всем остальным водителям?

Объяснение № 1 – "Мне так надо". Объяснение № 2 – "Все так делают".

О первом объяснении. Мы живем в социуме, в котором свобода (потребность, право) одного индивида действует в пространстве и во времени до тех пор, пока не начинает ограничивать свободу (потребность, право) любого другого индивида. Поэтому "нужно" может действовать только там и тогда, где и когда это "можно". В частности, обладание автомобилем не означает, что на автомобиле можно доехать до любого места, и, тем более, что автомобиль можно в любом месте парковать. Если у объекта – цели поездки стоянка запрещена или свободных парковочных мест нет, водитель должен быть готов к тому, чтобы оставить автомобиль в другом месте и пройти до данного объекта пешком. Если надо, то и километр. В европейских городах, для сравнения, это вполне обычное расстояние между стоянкой и, например, шоппинговой зоной. При этом надо отметить, что в тех же европейских городах бесплатных парковок практически не бывает: если у тебя есть автомобиль, ты должен быть готов платить за его любую кратковременную стоянку из расчета минимум один евро в час (у нас же во имя жлобской экономии в 50–200 тенге в день машины, даже очевидно принадлежащие обеспеченным людям, паркуют не на имеющихся стоянках, а где угодно поблизости, в том числе на газонах, тротуарах, в границах перекрестков, на пешеходных переходах). Никакие популярные у нас доводы на тему того, что можно оставлять машины на дорогах, ибо те являются территориями общего пользования, в Европе во внимание не принимаются. Дороги как публичные зоны предназначены только для того, чтобы по ним ездить. А ставить свою собственность извольте в специально отведенных для этого местах. И платить за это. Не хочется платить – ходите пешочком или добро пожаловать в общественный транспорт.

О втором объяснении. Про него много писать не буду, обойдусь одним вопросом: "С каких это пор поведение невеж и плебеев стало нормой поведения для всех?".

Зачем я все это написал? Для того, чтобы предложить правильно воспитанным, образованным и в целом тактичным и вежливым людям, которыми, уверен, является большинство городских водителей, вести себя тактично и вежливо не только дома или на работе, но и на дороге. Хочется, чтобы хамы и эгоисты стали явным меньшинством среди водителей и чтобы они при этом явно знали, что окружающие считают их существами низшего сорта, поведение которых публично осуждается и считается обществом неприемлемым отклонением. И хочется, чтобы эти самые хамы и эгоисты не хотели больше быть таковыми.

А вести себя тактично и вежливо на дороге на самом деле очень просто. Надо лишь следовать совершенно простым и очевидным правилам. Например, минимум таким:
 – веди себя по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе (ну, это правило не только к водителям относится);
 – от того, что у тебя есть автомобиль, ты не стал лучше; от того, что у тебя дорогой автомобиль, ты не получил больше прав; за рулем "мальчиков-девочек" и "старших-младших" нет – ПДД одинаковы для всех;
 – не торопись и не суетись: запасное здоровье в магазины не завезли, вторые жизни еще не изобрели, а выигранные 30 секунд не стоят того, чтобы тебя матюкали вслед. Да и просто сравни эти самые 30 выигранных секунд на одной чаше весов со множеством времени на другой: времени, потраченного на разборки с другим водителем, полицейскими, медиками, страховыми комиссарами, оценщиками, ремонтниками, если в спешке поцарапаешь / разобьешь чужую / свою машину;
 – соблюдай скоростной режим: (1) не гони – см. выше, (2) если вынужденно едешь медленнее других – не мешай им, уступи полосу или вообще встань в правый ряд;
 – соблюдай разметку и рядность движения, заранее перестраивайся перед необходимым тебе поворотом. Не стесняйся стоять в очереди ожидающих поворот, стыдись вклиниваться в эту очередь: нормальному человеку неприятно ощущать себя жлобом, протискивающимся плечами, или попрошайкой, ждущим подачки в виде разрешения встроиться в очередь;
 – не экономь лампочки: заблаговременно включай поворотники, не заставляй других водителей материть тебя, когда ты обозначаешь направление своего движения только в последний момент;
 – соблюдай стоп-линии на перекрестках; не заезжай за них при остановке на красный свет светофора, поскольку за ними начинается "чужая", пешеходная территория. Это сейчас ты водитель, а через пять минут будешь пешеходом;
 – не выезжай на перекресток, если на нем возник затор или по причине твоего выезда возникнет затор;
 – паркуйся только там, где это разрешено, и только так, как это разрешено. Если ставишь машину вдоль дороги, располагай ее параллельно бордюру, не дальше 30 см от него (это расстояние в казахстанских ПДД не установлено, я запомнил его по опыту поездок на машине в США, где полицейские очень даже следят за этими двенадцатью дюймами). Не паркуй машину на "чужой" территории – например, в зонах остановок общественного транспорта, на пешеходных переходах или закруглениях перекрестков;
 – не используй аварийку как оправдание своего нарушения, мешающего другим: она предназначена для других целей, например, чтобы предупредить об опасности или сказать "спасибо".

И так далее и тому подобное. Рациональное, логичное, справедливое.  Интересно, найдет ли этот призыв своих последователей… Надеюсь, что да.

Удачи. Берегите себя и свои нервы. И чужие тоже. В конечном итоге , все болезни – от нервов. Они вам нужны, эти болезни?

P.S. Писал я эту заметку на примере Алматы. Думаю, что на дорогах остальных городов нашей страны ситуация пока выглядит не лучше. Верю, что только "пока".