Блоги
22 февраля 2021 | 12:29

Наследие Абая и культурная идентичность казахского народа

Ерлан Арын Доктор экономическиx наук, профессор

Авторский блог Ерлана Арына, профессора, академика НИА РК, общественного деятеля

Авторский блог Ерлана Арына, профессора, академика НИА РК, общественного деятеля


Чем многограннее личность, тем многообразнее и значимее палитра ее наследия в общечеловеческом измерении. Этот исторический постулат, бесспорно, относится и к наследию великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева.

Прошедший юбилейный год перелистнул еще одну главу в раскрытии и донесении до общественности глубины и яркости творческой неповторимости и уникальности гения казахской поэзии. Многое было сделано для развития гуманитарного направления "Абаеведение", мероприятия способствовали раскрытию духовной значимости мыслей и слов великого поэта, новых граней его бессмертного наследия.

Еще в прошлом веке Олжас Сулейменов очень точно и емко сказал, что только у настоящего поэта, народом признанного поэта, хватает мужества сказать своим соплеменникам горькую правду и в то же время разделить общую участь. И, конечно, благо и счастье то, что у казахского народа есть возможность убедительно сказать, что таким поэтом является Абай Кунанбаев.

Жизнь великого поэта, его вдохновляющие строки неотделимы от степей и гор, традиций и культуры родного народа. Вот уже третье столетие наследие великого мыслителя и поэта вдохновляет и обьединяет культурные, нравственные и духовные ценности казахского народа, стало одной из основ его национальной идентичности.

Да, национальная и в том числе культурная идентичность определяется многими объективными факторами. Но исключительный гений исторических личностей также привносит в ее фундамент свой неповторимый вклад. Невозможно представить немецкую культуру без творчества Гете, а восприятие английской и русской культур, соответственно, без Шекспира и Пушкина. Так и казахскую культуру трудно представить без Абая Кунанбаева.

В чем же выразилось духовное влияние наследия великого поэта на культурную идентичность казахского народа? Можно остановиться на некоторых его аспектах.

Во-первых, особенности его поэтического и литературного наследия, социально-философских воззрений, этнокультурных и лексических выражений настолько масштабны и оригинальны, что в настоящее время институционально признаны такие персонифицированные понятия, как “язык Абая”, “лирика Абая”, “философия Абая”, “поэзия Абая”, “этика Абая”, “слова назидания Абая” и другие. Наверно, квинтэссенцией оценок творчества Абая Кунанбаева будет определение "философ поэзии".

Во-вторых, кроме интеграции в жизнь казахов письменной формы произведений наследие Абая обогатило ее чертами, характерными для мировой литературы.
Так, именно через творчество великого поэта в духовный мир казахов вошли большие литературные формы, и в первую очередь поэмы и характерные для мировой классической поэзии стихотворные переводы.

В-третьих, в настоящее время трудно представить казахское культурное пространство без "Слов назидания" Абая Кунанбаева. Да, именно через это произведение великий поэт как бы реанимирует литературный жанр эссеистики, который был весьма значимым явлением в восточной литературе. Продолжая эти общие традиции, он в прозаической форме фактически заложил новый формат изложения этико-философских мыслей. С высоты сегодняшнего дня мы с пониманием их важности можем утверждать, что наследие Абая Кунанбаева является "социально-этическим кодексом казахов", фактически нравственным комплексом образа жизни народа. Очень примечательно, что исследователи творчества Абая Кунанбаева, в том числе и зарубежные, наиболее часто подчеркивают именно эту роль поэта для современного общества.

В-четвертых, через личную биографию великого мыслителя, его трудовую деятельность в качестве волостного правителя и бия в нашем сознании сформировались принципы взаимоотношения власти и народа, образ примерного государственного служащего. Честность, справедливость, неподкупность, открытость - это неполный перечень качеств Абая Кунанбаева, которые могут определить этику современного человека.

В-пятых, национальная идентичность немыслима без понятия "Алашорда". И то, что в основе идеологии этого движения и государства были мысли и ценности Абая Кунанбаева, говорили сами алашординцы - Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов. То есть творчество великого поэта имело практическое значение в стремлении казахского народа к национальной независимости и государственной самостоятельности.

В-шестых, Абай Кунанбаев стоит у основания и такого феномена, как диалог культур, взаимопроникновение культур. В целом неоценимое значение приобретает стремление великого поэта через литературные переводы приобщить народ к ценностям мировой культуры в лице Навои, Фирдоуси, Саади, Низами, Гете, Пушкина, Лермонтова и других. Благодаря Абаю Кунанбаеву великие поэты заговорили на казахском языке. Они стали не только духовно ближе к казахскому народу, но и его важной общекультурной ценностью.

В-седьмых, через Абая Кунанбаева как бы проходит переходная линия высокого ментального восприятия от образа властителей, правителей, батыров к образу поэта-мыслителя. В этом смысле справедливы слова экс-Генерального секретаря ЮНЕСКО Федерико Майора, что если раньше в предгорьях Шынгыстау родился Великий сотрясатель Вселенной, захвативший мир силой оружия, то именно здесь через несколько столетий родился Великий поэт, который покорил мир силой поэтического слова и глубиной философских взглядов.

В-восьмых, по сути, мы можем утверждать, что через Абая Кунанбаева произошла идентификация и институционализация статуса поэта, писателя, композитора. Образ великого мыслителя послужил толчком к появлению шедевров национального искусства и культуры. В литературе это классический роман Мухтара Ауезова "Путь Абая", монументальном искусстве - памятник поэту в Алматы, в театральном искусстве - опера "Абай", киноискусстве - художественный фильм "Абай".