Сегодня много говорят о платной медицине и приватизации медицинских организаций. Чаще всего такая перспектива вызывает озабоченность. Однако стоит ли демонизировать право платить за свое здоровье, а медикам возможность получать достойное вознаграждение за свой нелегкий профессиональный труд.
Сегодня много говорят о платной медицине и приватизации медицинских организаций. Чаще всего такая перспектива вызывает озабоченность. Однако стоит ли демонизировать право платить за свое здоровье, а медикам возможность получать достойное вознаграждение за свой нелегкий профессиональный труд.
Считается, что древнегреческий врач Гиппократ сказал следующие слова: "Не лечи бесплатно, ибо те, кто лечится бесплатно, перестают ценить свое здоровье, а те, кто лечит бесплатно, перестают ценить результаты своего труда".
Еще с древних времен предусматривалось материальное вознаграждение за труд медработника. В XVIII веке до нашей эры Кодекс Хаммурапи в Месопотамии указывал на то, что "хирург получает 10 шекелей серебром за то, что выполнит хирургическую процедуру патрицию - вскроет абсцесс или удалит катаракту при помощи бронзового ланцета".
Во все времена опытные и высококвалифицированные врачи были не просто уважаемыми членами общества, но и чаще всего достаточно состоятельными, поскольку их труд достойно поощрялся. Такова ситуация в большинстве стран современного мира, но только не в бывшем Советском Союзе.
Говорят, что когда народные комиссары просвещения и здравоохранения молодого советского государства обратились к Ленину с вопросом о том, сколько платить учителям и врачам, вождь большевиков ответил: "Народ прокормит". В какой-то степени эти заветы вождя пролетариата сохранились по сегодняшний день, а многие продолжают тешить себя мыслью о том, что хоть и не высокого качества и даже небезопасная, но медицина для них остается бесплатной, и это важнейшее достижение справедливого социального общества.
Бесплатная медицина как продукт крепостническо-пролетарского мышления
Понятие "бесплатной" медицины было мощнейшим идеологическим инструментом советской пропаганды. На самом деле оно зародилось в царской России в 1861 году - в год отмены крепостного права. Чтобы упредить социальные волнения среди освободившихся крестьян, царское правительство создает для них систему социальных льгот, среди которых ключевая роль отводится бесплатной медицинской помощи.
Вскоре владельцев заводов и мануфактур обязывают предоставлять городскому пролетариату бесплатную медицинскую помощь. Учитывая примитивный уровень медицины того времени, такие программы не требовали существенных ресурсов. Именно поэтому большевики пошли на беспроигрышный пропагандистский шаг, позаимствовав данный принцип и предложив всеобщую систему бесплатного здравоохранения.
В последующем в стране создается централизованная и жестко регламентированная система общедоступного советского здравоохранения. Проблему нехватки медиков советское государство решает путем ускоренной подготовки врачей и создания новой специальности - фельдшеров. Уровень квалификации последних был несколько выше, чем у среднего медперсонала, но недостаточен для того, чтобы считаться врачами. Благодаря созданию такой армии медработников успешно решается кадровая проблема советского здравоохранения и создается самая разветвленная в мире сеть первичной медико-санитарной помощи, которая становится предметом восторга коммунистических идеологов.
Результаты весьма впечатляющие: значительно снижается материнская и младенческая смертность, эффективно контролируются инфекционные болезни. Однако не следует забывать удручающие стартовые позиции, при которых создавалось советское здравоохранение. Достаточно вспомнить слова Ленина: "Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!". Понятно, что на этом фоне любые меры по контролю заболеваний станут действенными. Однако все эти меры успешно работают до тех пор, пока потребители не интересуются доступом к технологиям и качественной медицине, ориентированной на пациента, а здравоохранение не становится ресурсоемким.
В 1970-е годы медицину ожидает технологическая революция. Была побеждена оспа, и медики научились бороться с другими инфекционными болезнями. Приоритетом становятся хронические неинфекционные заболевания; а их диагностика и лечение требовали сложных технологий, на разработку которых затрачивались большие ресурсы. В те годы на Западе создаются первые компьютерные и магнитно-резонансные томографы, аппараты ультразвуковой диагностики, появляются антибиотики нового поколения, эффективные противоастматические, гипотензивные и другие лекарства.
Однако все это остается малодоступным для советских граждан, поскольку сырьевая экономика, ориентированная на военно-промышленный комплекс, попадает в зависимость от конъюнктуры на нефть и другие природные ресурсы, цены на которые неуклонно падают. К началу 1980-х годов страна становится неконкурентоспособной и государственные доходы резко сокращаются. Результаты общеизвестны: тотальный дефицит на фоне возрастающих потребностей в качественных товарах и услугах, которыми изобиловали страны Запада.
Особо остро ощущается дефицит качественных лекарств, которые в условиях "бесплатной" медицины трудно было достать даже за деньги. Стране не по карману удовлетворить растущий интерес к диагностике с помощью компьютерного томографа, УЗИ и другой аппаратуры. Советское руководство находит временный выход из ситуации путем создания централизованных диагностических центров, где консолидируются все доступные технологии. Дефицит лекарств решается путем закупа более дешевых аналогов у индийских и восточноевропейских производителей. Помимо этого, реальным технологиям предлагаются иллюзорные альтернативы в виде таких архаических и бесполезных методов, как гипербарическая оксигенация (барокамеры) и физиотерапия с использованием УВЧ и кварцевания, которые, не имея научно-доказательной основы, кроме постсоветских стран, нигде в мире не применяются. Народу внушают, что внутривенное капельное введение дешевого физраствора и других жидкостей - это панацея от всех болезней, и полстраны ложится под капельницы.
Медицина становится ярким примером порочности советского экономического строя. После приобретения базовых социальных благ граждане начинают требовать доступ к качественным услугам и западным медицинским технологиям. При этом у большинства сохраняется навязанная правящим режимом крепостническо-пролетарская приверженность к бесплатной медицине. В этих условиях несовместимость понятий "качество" и "бесплатное" становится очевидной.
Врачевание и мотивация
По большому счету понятие "бесплатной" медицины является нонсенсом. То, что называется "бесплатной" медициной, на самом деле имеет конкретный источник финансирования - государственный бюджет, который формируется за счет денег налогоплательщиков. Гарантированный государством объем бесплатной медицинской помощи, как это ни странно, склонен становиться безразмерным, следовательно, непосильным для государственного бюджета.
Бюджетная модель здравоохранения предусматривает то, что государству предоставляется монопольное право распоряжаться деньгами налогоплательщиков с тем, чтобы обеспечивать их здоровье. А монополии, как известно, склонны подавлять инновации и завышать цены.
Здравоохранение по определению есть охрана здоровья, то есть предупреждение болезней. В большинстве стран мира с этим успешно справляется государство. Однако не следует путать охрану здоровья с медициной в качестве сложного ремесла и творческого процесса по лечению болезней. Ремесло - поскольку лечение большинства болезней можно стандартизировать. Творчество - потому, что каждый пациент по своему уникален и требует индивидуального подхода; при этом существуют неограниченные возможности для технологических инноваций.
Врачевание, как и любой труд, основанный на ремесленничестве и творчестве, должно получать достойное материальное вознаграждение. Мало кому придет в голову бесплатно требовать от парикмахера элегантной прически. В той же мере неразумно ожидать качественного, высокопрофессионального врачевания, полагаясь лишь на государство и "бесплатное" здравоохранение, не мотивируя при этом профессионала-медика.
Государство способно успешно мобилизовать человеческие и материальные ресурсы для предупреждения эпидемий, обеспечения санитарной и пищевой безопасности, пропаганды здорового поведения и других вопросов охраны здоровья. Однако государство редко успешно справляется с функциями, имеющими отношение к индивидуальному профессионализму и творчеству, в данном случае к врачеванию. Это особенно актуально в условиях, когда медицина становится все более технологичной и ресурсоемкой.
Санитарный инспектор может предупредить пищевое отравление, но не способен создать вкусный и здоровый пищевой продукт. Также и чиновник от здравоохранения может в какой-то степени контролировать соблюдение стандартов безопасности, но не само ремесло и творческий процесс врачевания, что, по сути, и является квинтэссенцией качества в медицине. В этой связи вспоминается сатирическая кантата Шостаковича, в которой советский секретарь по идеологии Жданов учил композиторов писать лезгинку. За профессиональное исполнение своих обязанностей должны отвечать, прежде всего, сами медики, а оценку давать профессиональные ассоциации и сами пациенты. Как и для любого рынка труда, востребованность и материальная компенсация медиков должны определяться потребителями, то есть пациентами.
Профессиональный альтруизм
Как же насчет идеалов альтруизма и самопожертвования врачей? Слово "альтруизм" произошло от латинского и дословно переводится как "другие люди". Его ввел французский философ Огюст Конт, который верил, что моральным обязательством индивидуума должен быть отказ от личных интересов во имя блага других. Сказать честно, я совершенно не согласен с такой постановкой вопроса.
Предпочтительнее понятие профессионального альтруизма, центральным смыслом в котором является возможность профессионального самообогащения благодаря служению другим. Эта концепция отражена во многих культурах. На языке хинди слова "паропакари сева" означают служение обществу, предусматривающее личную выгоду тому, кто дает. На иврите под служением понимают "тиккун олам" - это вроде как принять мир с тем, чтобы его исправить. На испанском служение - это "солидаридад", то есть рассматривается больше как солидарность.
Неразумно быть альтруистом, отказавшись от личных интересов, материальной независимости и фундаментальных принципов бытия - свободы и стремления к личному счастью. Врач не может в полной мере проявлять заботу о пациентах, не позаботившись прежде всего о себе. Врач не может служить людям, поделившись своим временем, эмоциями и благосостоянием, если этого благосостояния нет и если нечем делиться. Успех служения своей профессии всегда предусматривает критическое условие - удовлетворение внутренних потребностей в собственном благополучии, балансе, гармонии и благосостоянии. Только осознав, в чем суть своих внутренних потребностей, можно рационализировать условия их реализации. Посвятить себя профессиональному служению и стать высокоморальной личностью можно, лишь руководствуясь рациональными личными интересами.
В клятве Гиппократа, которой присягают все врачи мира, первостепенная значимость отдается благополучию пациентов и значительное внимание уделяется медицинской этике и морали. Вместе с тем, Гиппократ не призывал к тому, чтобы труд врача был безвозмездным. Вознаграждением врачу за этическое и компетентное служение пациентам, ответственность, открытость и объективность, должно стать моральное и материальное благополучие, высокопривилегированное положение в обществе.