Друзья!
Друзья!
Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. Сегодня – продолжение главы моей книги "Қарашаңырақ", в которой мы говорили о том,
Как казахи верили в приметы
Часть II
Между прочим, задолго до прихода ислама, помимо разных поверий и примет, предки казахов увлекались манихейством. Это одно такое очень заумное вероучение. Оно зародилось в Месопотамии в третьем веке наряду с зороастризмом (об этом писал в своих трудах еще Шокан Валиханов). Поэтому в быту у наших предков часто встречался крест как символ Солнца. Заодно он использовался и как тумар, то есть оберег. Его рисовали, к примеру, на стенах кузницы, поскольку кузнец считался человеком особенным. Он был ремесленником от бога. И на самом деле, не каждому дано знать "язык железа".
В те времена наши предки даже крестились, если попадали в грозу. Или же пугались чего-то. Например, зверя или землетрясения… Или следователя финпола.
Как казахи верили в приметы. Часть I
Но это было очень и очень давно. Сейчас мне трудно представить крестящимся, скажем, нашего премьер-министра. Или – ужас! – президента. ВладВладПутина я еще могу как-то воспринимать крестящимся, да и то с натяжкой. Если честно, то не очень-то он монтируется в церкви. Да еще и со свечкой у образов…
Хотя в наши дни… Церковь или храм… Это, знаете ли, такое место…
Ну да ладно. Сейчас не об этом. Пойдем дальше.
Были еще и такие приметы. Как они работали?
Представим себе, что вы живете в третьем столетии. Когда еще не было банков, тюрем, Трампа, Силиконовой долины, японской индустрии, французской парфюмерии, китайского ширпотреба и всего того, чего до фига сейчас. Но вы все равно уже тогда – добропорядочный гражданин своей общины – придерживаетесь всеобщих правил, чтите закон, платите налоги. И вот однажды встретили вы путника. Разговорились. Оказался приятный, милый человек. Путешествует с котомкой за плечами. Выглядит, если честно, не совсем презентабельно: обувь истопталась, одежка прохудилась, под глазами мешки. Естественно, вам любопытно, кто такой и куда направляется. Зачем так себя мучает? Но…
Но его нельзя было расспрашивать об этом напрямую. Если захочет, сам расскажет. А если начнешь задавать бестактные вопросы наподобие: кто такой, куда идешь, почему на замакима похож, может, ты его родственник, мне надо племянника на работу пристроить... Человек может обидеться. Не потому, что похож на замакима, а потому что задаешь бестактные вопросы. Согласно приметам, встретив путника, позволено лишь пожать ему руку и пожелать счастливого пути.
Хотя нет!
Фото ©Турар Казангапов
Нельзя было отпускать незнакомца без приглашения в гости. Обязательно следовало пригласить и не надеяться, что он откажет. Гость в доме всегда к добру. Он, кстати, тоже не имел права уклониться от приглашения без видимых причин. Даже если вы ему не нравитесь – слишком приставучий. И любопытный. И ладошка влажная. В любом случае вы не должны были опять же лезть с расспросами, раз уж затащили к себе. Дайте гостю спокойно поесть, попить, поспать…
Кстати, нельзя было спать на закате. В это время свет борется с тьмой. Целая война на белом свете происходит. А кто ж спит во время войны?
Но если гость все же заснул, а вам позарез нужно его разбудить… Все равно нельзя свистеть или орать ему в ухо. Нельзя его трясти, тормошить, щекотать под мышками. Можно лишь ласково и мягко обратиться к нему со словами: "Прерви свой сон, о путник". И только когда он откроет один глаз, можно сообщить ему с улыбкой: "Вставай, нас обокрали". Или, как вариант: "Поднимайся потихоньку. Пожар".
Все дело в том, что, согласно древним предписаниям, душа человеческая во время сна принимала образ мухи и покидала тело через рот. И летала себе, счастливая, по комнате. Не дай бог в этот момент резко разбудить человека. Душа не успеет вернуться в тело. То есть муха. И он помрет. Жалко будет. Поэтому будить надо осторожно. С расчетом, что муха все видит. И слышит. Поэтому поторопится обратно.
Если же путник оказывался ночью в открытой степи, то можно было переночевать в мазаре (мавзолее). Это тоже дом. Духи предков всегда пустят к себе и всегда приютят. Лишь утром, покидая мазар, нужно поблагодарить за ночлег и совершить молитву.
Фото ©Турар Казангапов
Кстати, о потустороннем мире.
Нельзя было от нечего делать копаться в земле. Замечали, некоторые со скуки, бывает, ковыряются в земле палкой или ножиком? Считалось, что это дурное предзнаменование – так можно смерть накликать. Роешь землю, значит к могиле.
И попутно, раз уж зашла речь о колющих-режущих…
Когда хозяева угощали гостей, то на стол вместе с блюдом обычно подавались ножи для разделки мяса. Кто-то вытаскивал свой из-за пояса или из сапога (в нашем ауле у каждого старика был свой маленький ножик, бәкі назывался). И тут нужно было следить, чтобы вместе с посудой по окончании трапезы не унесли и твой "режик". Если такое произошло, то нельзя было просить вернуть его обратно. Потому что… нельзя и все. Даже если он тебе сильно дорог. Нечего было расслабляться!
До поножовщины, может, и не дойдет, но хай-вай обеспечен.
И вдогонку.
Если ты попросил у кого-то иголку, то, возвращая, нельзя было передавать ее из рук в руки. Иголку надо было показать и бросить – чтобы она уколола землю. Земля все вытерпит. Как и бумага. И еще: возвращают иголку без нитки, то есть без хвостика. Иначе ссоры не избежать.
А если вы все-таки поссорились, то я вам расскажу, как в старину мирились. И замечу заодно, что мне такой метод нравится. Чем-то на японский похож.
Всякое ведь в жизни случается. Бывает, обидел тебя кто-то. Или, наоборот, ты кого-то. Кто из нас без греха? Допустим, накинулся министр юстиции на генерального прокурора, наговорил лишнего. Прокурор насупился, пришел домой, зарылся в подушки и проплакал до утра. Но что бы он сделал, живи он в XVI веке?
Он бы накрыл шикарный дастархан и позвал бы министра к себе в гости – и пусть он там за столом сгорит от стыда, сволыш! Министр, естессьно! Не прокурор же. Поэтому у нас говорят: "Таспен атқанды аспен ат" – "Если кто метнул в тебя камнем, запусти в него булкой хлеба". Примерно так, если буквально. Сейчас, правда, мало кто способен на такое. Я про булку. Скорее всего, догонят и еще наваляют.
А в старину было еще и по-другому.
Находилась третья сторона. Которая брала на себя функции миротворца. В данном случае, наверное, более всего подходит председатель КНБ. Или глава Совбеза. Она – третья сторона – самолично накрывала стол и приглашала поссорившихся. И там уже, за общим столом, мирила. Без водки, между прочим. На трезвую голову. Спиртное не запрещалось, но и в особом почете в таких случаях не было. Пили обычно кумыс, айран, шубат, ну на крайний случай – бозу. Это что-то вроде домашнего самогона.
А еще в те времена с большим пиететом относились к родниковой воде. Когда мирились, пили ее. Верили, что она очищает от ссор и обид.
И еще о воде.
У казахов нельзя было плевать в воду. Или что-либо еще такое делать нехорошее… в воду (ну вы поняли). И нельзя было преграждать путь проточной воде, делать запруды без надобности. Нельзя было стряхивать капли с рук, как только их помыл. Иначе обидится повелитель воды – Сулеймен. Если ты стряхнешь капли, то он в отместку может высушить все колодцы и законопатить все родники. И тогда всем каюк: скот без воды падет, ну и людям туго придется. Поэтому казахи предпочитали не мыться лишний раз. Совсем как европейские аристократы в свое время. Те же короли и принцессы, к примеру. Поэтому казахи и их предки с большим пиететом относились к родникам и источникам. Бесплодные женщины делали подношения, просили у них послать им ребеночка.
Но что-то я отвлекся. Вернемся к министру юстиции, председателю КНБ и руководителю Совбеза, мирно сидящим за одним столом и стыдливо улыбающимся друг другу. Понимаю, простому человеку могло сделаться дурно, наткнувшись на такую картину. Хуже того, человек мог на всю жизнь остаться заикой.
Как наши предки поступали в таких случаях? Проще говоря, как лечили испуг? То же заикание, например.
Существовало несколько способов.
Обычно брали щепотку соли и водили вокруг головы испугавшегося. Шептали наговоры. Если соль не помогала, вели к баксы. Но тут нужно было знать, что баксы тоже попадались всякие-разные и у каждого был свой метод лечения. Некоторые принимались хлестать человека ветками карагача или даже плеткой – чтобы выгнать испуг. Некоторые набирали в рот воды и прыскали ею в лицо. Некоторые даже плевали. В лицо. Другие устраивали пляски вокруг костра с бубнами и колокольчиками…
Иногда помогало. А иногда - нет. Тогда…
Тогда шли к другому баксы.
Продолжение следует…