Что такое переломный момент? Иногда это резкое потрясение, шок, после которого кажется, что так жить больше нельзя. Но бывает и так, что перелом незаметен, и только потом, как говорится, "задним умом" ты понимаешь, что он произошел, что жизнь как-то изменилась.
Что такое переломный момент? Иногда это резкое потрясение, шок, после которого кажется, что так жить больше нельзя. Но бывает и так, что перелом незаметен, и только потом, как говорится, "задним умом" ты понимаешь, что он произошел, что жизнь как-то изменилась.
Выборы прошли спокойно. В этих трех словах, мне кажется, можно раскрыть суть того переломного момента, который мы переживаем сегодня. Демократические процедуры стали, в общем-то, для нас будничным, обыденным делом.
Если раньше предвыборная кампания была сродни маленькой - и для кого-то победоносной - войне с ее атаками и контратаками, в ходе которых одни закладывали то тут, то там информационные мины, другие жгли напалмом, третьи применяли партизанские приемы, четвертые дрались врукопашную, то нынче все было чинно и даже почти благородно. Весьма спокойно и, я бы даже сказал, деловито, партии определили свои списки, собрали подписи, провели агитационную работу (кое-кто завершил ее даже досрочно) и отправились наблюдать на участках.
День выборов, 15 января, также весьма отличался от прежних лет. Это был нормальный воскресный день, вот разве что у школ, библиотек и прочих учреждений культуры и образования было припарковано необычно много машин. Если раньше поход на выборы был сродни подвигу - как же, мы выполняли гражданский долг! - то теперь все стало довольно рутинной процедурой. Пришел, получил бюллетень, проголосовал. Даже развернутая по традиции торговля не привлекала особого внимания.
Интересно было наблюдать за теми, кто не нашел себя в списках. Очень многие предусмотрительно захватили с собой домовые книги. Признаюсь, я и сам не нашел себя среди избирателей своего участка. Но проблема была быстро решена. Быстро и в строгом соответствии с законом.
В общем, избиратель пошел опытный, ответственный. Для него выборы - уже тоже привычное дело. Многие так и выстроили свои планы на это воскресенье - с учетом важного, но, в общем-то, ставшего привычным события: выспимся, позавтракаем, проголосуем, потом надо зайти на базар продуктов купить, еще дочке "дутыши", вечером - к родителям.
Утро после выборов вообще ничем не отличалось от обычного утра понедельника. Горожане привычно торопились на работу, дети - в школу, дорожные полицейские разруливали "пробки", в Алматы снегоуборочные машины расчищали сугробы. Жизнь текла своим чередом.
Так же спокойно и привычно избиратель встретил сообщения ЦИК, подтвердившие данные exit poll от нескольких социологических групп: "Нур Отан" - впереди, а кроме него в парламент вошли еще две партии - "Ак жол" и КНПК. (Это, правда, предварительные данные). В Казахстане сформирован трехпартийный парламент - и это воспринято как должное, как само собой разумеющееся.
Признаюсь, я с тревогой ждал 16 января. Тревога моя почти улетучилась, но не вся - впереди еще несколько дней до оглашения окончательных результатов. Тревожит меня не результат выборов - кого выбрали, того выбрали, в конце концов, все более или менее ожидаемо. Тревожат предполагаемые действия проигравших.
Но, повторю, тревога почти улетучилась, потому что нет такого накала страстей, которого я опасался. Никто никому не "бьет морду" в Интернете, не выводит на площади участников несанкционированных митингов, провоцируя правоохранительные органы, не выкладывает десятки роликов про "вбросы" и "карусели", не призывает признать результаты выборов нелегитимными. Никто не пытается воспользоваться вполне естественным недовольством той части общества, которая голосовала против партии власти.
Не стану скрывать - меня это радует. Потому что я убежден, что проблемы надо решать в парламенте, а не на площадях, а отношение к власти выражать путем голосования, а не путем штурма акиматов. Умение правильно пользоваться демократическими процедурами - есть, на мой взгляд, один из признаков цивилизованного общества. В таком обществе и предвыборная борьба, и сами выборы, и то, что происходит потом, - обыденная процедура, довольно традиционная и спокойная. И сегодня, наблюдая за послевыборными событиями, я вижу, что Казахстан становится цивилизованным.
Вот и получается, что мы пережили переломный момент, но даже не заметили этого. Не знаю, что скажут историки про выборы 15 января 2012 года, но уже сегодня для меня очевидно: эти выборы стали самыми необычными для Казахстана. Именно потому, что проходили они как самые обычные выборы в самой обычной демократической стране.