Нереальная реальность

В пятницу 18 июля 2014 года с 20 до 21 часа я пережил самое сильное потрясение за все годы "телесмотрения". Ведущего "Вестей" показывали в основном сверхкрупным планом: на весь экран голова и глаза, гипнотически сверлящие зрителя. Губы складывали слова и фразы о катастрофе малайзийского "Боинга". И в каждом сюжете выпуска, как заклинание, три-четыре повтора про ответственность Украины, над территорией которой пролетал самолет. Казалось, остальные слова в материалах журналистов - только "мостики", чтобы еще раз вернуться к главному: Украина несет ответственность. И снова крупно глаза ведущего. Ты запомнил? Ты хорошо запомнил: Украина ответственна? Жуть какая-то. Раньше термин ТВ-зомбирование все же носил символический характер, а тут - вот оно.

Я помню, как все начиналось. Никому не известный человек становится главой государства. Его образ лепится через телевизионную картинку - поездки по стране, поглаживание телят, хлебные колосья на ладони. Хорошо пошли ежедневные деловые встречи с членами правительства и губернаторами. Президент как бы искренне интересуется у министра сельского хозяйства:
- Ну, что там с видами на урожай?

Сначала это выглядело смешно, потом привыкли. В этих сюжетах появился даже свой скрытый смысл: за чередой аудиенций отыскать особенности внутриполитического расклада в Кремле - кого принял, кому отказал? Так постепенно реальная жизнь страны подменялась ее экранным изображением. А потом телевизор начал создавать новую, другую жизнь, перекидывая ее уже с экрана в реальность.

Украинские события становятся апофеозом жанра. Уже никто не вспомнит, с чего и почему все началось. Новые репортажи с места боевых действий продолжают вчерашние. "Очевидцы" старательно проговаривают сюжеты, вышедшие в эфир накануне, охотно подхватывают подброшенные им подсказки: каратели, хунта, фашисты, геноцид… За набором слов и ярлыков теряются живые люди. "Фашист" не просыпается утром от солнечного луча, не целует ребенка на ночь, не любит галушки со сметаной или пельмени под водочку. Для экрана у него одна функция: быть образом врага, звериной жестокостью оправдывающего действия империи добра. Остальные герои репортажей, по закону жанра, тоже покорно укладываются в заданную схему - страдающие, ни в чем не повинные "дети, женщины и старики". У них своя роль. Не жизнь.

Нечто похожее происходило и в Советском Союзе. В тогдашнем "Времени" несколько месяцев держал "голодовку" американский борец за мир доктор Хайдер. Террористы из "Черной пантеры" становились революционерами. Нам рассказывали об усилении влияния в Европе компартий и о серьезности намерений Гэса Холла в борьбе за пост президента США. Но все же советские телеобозреватели не пытались подменить реальность. Они лишь давали событиям нужную интерпретацию. Герои их репортажей действительно существовали - Хайдер сидел на улице с плакатом, а Холл в самом деле баллотировался в Белый дом.

Теперь все иначе. Журналист перестает быть наблюдателем и, по мере возможности, объективным рассказчиком, он теперь организатор событий. В багажник автомобиля укладывается гранатомет - сами стреляем, сами снимаем. Созданные под камеру куски жизни соединяются, как кадры на монтажном столе. Эта телереальность начинает развиваться уже по своей колее. В тесном пространстве останкинского куба люди заводят друг друга новым и новым креативом, профессионально завидуя отличившимся сослуживцам. Трехлетнего мальчика распяли на центральной площади города! Киевская хунта охотилась за самолетом президента России! Новая провокация американцев: в сбитом "Боинге" оказались заранее подложенные мертвецы!

Весь мир спорит о виновных в гибели малайзийского лайнера. Россия? Украина? Донецкая шпана? Как бы оно ни было, кнопку нажал один человек. Что он чувствует сейчас? Как смотрит репортажи о последствиях своих действий? На разбросанные обломки самолета, останки человеческих тел и детские игрушки вокруг? Боюсь, что, как и все предыдущие годы, он не увязывает свою жизнь с тем, что видит на экране. Просто обломки, останки, забавный плюшевый зайчик… Телезритель, отученный экраном от реальностей настоящей жизни, которая уже давно представляется чередой картинок и набором сопровождающих ярлыков: укроп, москаль, пиндос…

А потом крупный план ведущего. Голова во весь телевизор. Человек по ту сторону экрана может уже ничего не говорить, достаточно вот этих гипнотически буравящих глаз: ты все понял? запомнил? будешь вести себя, как надо?
Может быть, это и есть будущее телевидения, когда главным критерием профессионального отбора станет взгляд. А все слова мы знаем наизусть. Слова, которые больше ничего не обозначают.

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news17
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама