Блоги
13 апреля 2018 | 12:12

О молдавском бизнесмене Стати, офшорах и симптоматичности

Данат Жумин Директор департамента политической работы партии "Нур Отан"

А сколько еще денег по таким схемам вывели из нефтегазовых проектов Казахстана?

А сколько еще денег по таким схемам вывели из нефтегазовых проектов Казахстана?

На днях прочитал новость о замороженных активах нашего Национального фонда. 28 миллиардов долларов. Решил немного покопать. В США документы, связанные с судебными решениями, можно при желании изучить. Их размещают в открытом доступе.

Ознакомился с файлами по делу молдавского бизнесмена Стати. Там описываются интересные факты.

Человек строит завод. Фактически вкладывает в это дело около 35 миллионов долларов. При этом имеет некую фирму за рубежом, не чужую для самого себя.

Фирма не имеет никакого опыта, никакой истории. Директор является директором еще 1 200 различных предприятий. С этой компанией заключаются разные контракты. Она выступает основным поставщиком.

Оборудование покупают какое-то, услуги заказывают. Все на сумму порядка 190 миллионов. Деньги уходят на офшор. В скором времени фирма закрывается. Денег нет. Но она по бумагам все условия контрактов выполнила. Все оборудование поставила и услуги оказала. По бумагам. А в реальности? Сами догадайтесь.

Компания на самом деле выступила посредником. Получила около 190 миллионов, а потом закупила у другой компании ту же продукцию по ценам в несколько раз ниже.

В итоге вроде как бизнесмен на бумаге инвестировал в строительство завода уже не 35 фактических миллионов, а намного больше - свыше 200 миллионов из которых более дух третей ушли ему же в карман.

Что происходит потом? Талантливый молдавский бизнесмен решает продать недостроенный завод и еще какие-то активы. Покупателям показывает, мол, смотрите, я вложил больше 200 миллионов. За дешево не отдам. Объявляется несколько потенциальных покупателей. Среди них и КазМунайГаз, который предлагает свыше 190 миллионов.

Через какое-то время у Стати начинаются проблемы. Министерство энергетики разрывает с его компаниями контракты на недропользование. Они занимались разведкой и добычей нефти в Казахстане. Связано это с КМГ или нет - мне неизвестно. Возможно, связано. Но это уже другой вопрос.

Бизнесмен подает иск против Казахстана. Обвиняет в том, что его лишили бизнеса и что он потерял свои деньги. И основные деньги, которые он якобы потерял, это деньги, вложенные в строительство завода. Те самые 200 с лишним миллионов, из которых большая часть ушла в неизвестном направлении...

Тут несколько историй. Одна история про то, что в нашей стране возможно на бумагах показать то, что стоит в разы меньше. Вторая про то, что человек, который фактически увел деньги из проекта, теперь пытается увести их у нас с вами... Ведь если все-таки суд отберет из нашего фонда 500 миллионов, то он отберет их не у чиновников, а у наших детей. Ну и третье. Вся эта ситуация очень симптоматична. Она про то, как мы позволяем одним принимать безответственные решения, а другим этим пользоваться...