Блоги
01 февраля 2011 | 15:05

О пользе просмотра кинофильмов меломанами

Азамат Джолдасбеков Профессиональный независимый директор

Я не уверен, можно ли меня назвать меня меломаном в строгом смысле этого слова, но музыку я люблю. Самую разную, лишь бы была мелодичная и гармоничная. Rammstein, кстати, этим условиям вполне удовлетворяет.

У меня есть свои любимые авторы, исполнители и произведения, но вариться только в их соку не хочется, чтобы музыка не приедалась. Периодически возникает потребность в чем-нибудь новом, незнакомом. И тут возникает вопрос - как это новое найти. Вроде бы современная музыкальная индустрия этот вопрос давно уж решила хит-парадами, рейтингами и ТВ-ротациями. Да только подобное решение вопроса вызывает серьезные сомнения относительно его (решения) правильности: слишком уж очевидно, что нынешние хит-парады и рейтинги в целом субъективны и зависят от пробивной силы и маркетинговой мощи музыкальных компаний, а частота ротации того или иного клипа на ТВ прямо пропорциональна платежеспособности и нахальству его поставщика. Ни Ю-Питер, ни Zемфира в этом варианте решении вопроса, к примеру, не фигурируют, как и джаз с классикой.

Если судить о сегодняшней музыке только по хит-парадам, рейтингам и ТВ-ротациям, то складывается впечатление, что от нее не осталось ничего, кроме однодневных сисястых и не очень певичек, ксерокопированных гёрлз- и бойзбэндов, да негритянских (мы не Америке, так что можно обойтись без эвфемизмов) приблатненных речитативов и того, что ныне называется R'n'B (хотя от мелодичного ритм-энд-блюза там мало чего сохранилось). Естественно, немудрено сделать вывод о том, что музыка находится в глубочайшем кризисе. Но об этом я еще напишу как-нибудь попозже.

Можно поискать новую музыку с использованием так называемых независимых обзоров. Правда, с ними ситуация получается зеркальная - они почему-то в основном сосредотачиваются на совсем уж узконишевых исполнителях, которые никогда не привлекут внимание широкой публики в силу своих специфичности, самопогруженности и экспериментаторства. Я всё-таки не такой законченный оригинал, чтобы получать удовольствие от подобных творений.

Между тем, одно из очень легких решений проблемы поиска новой музыки лежит совсем рядом. Это кинофильмы. Объяснение совсем простое: есть такая профессия как музыкальный редактор, а работа музыкальных редакторов заключается в том, чтобы прослушивать за нас с вами массив всей музыки, которая есть и которая появляется, и выбирать из этого массива самое лучшее и интересное для использования в качестве звукового сопровождения фильмов. Так почему бы не воспользоваться плодами чужой, непростой и профессионально сделанной работы?

Примеры? Пожалуйста!

Я не уверен, можно ли меня назвать меня меломаном в строгом смысле этого слова, но музыку я люблю. Самую разную, лишь бы была мелодичная и гармоничная. Rammstein, кстати, этим условиям вполне удовлетворяет.

У меня есть свои любимые авторы, исполнители и произведения, но вариться только в их соку не хочется, чтобы музыка не приедалась. Периодически возникает потребность в чем-нибудь новом, незнакомом. И тут возникает вопрос - как это новое найти. Вроде бы современная музыкальная индустрия этот вопрос давно уж решила хит-парадами, рейтингами и ТВ-ротациями. Да только подобное решение вопроса вызывает серьезные сомнения относительно его (решения) правильности: слишком уж очевидно, что нынешние хит-парады и рейтинги в целом субъективны и зависят от пробивной силы и маркетинговой мощи музыкальных компаний, а частота ротации того или иного клипа на ТВ прямо пропорциональна платежеспособности и нахальству его поставщика. Ни Ю-Питер, ни Zемфира в этом варианте решении вопроса, к примеру, не фигурируют, как и джаз с классикой.

Если судить о сегодняшней музыке только по хит-парадам, рейтингам и ТВ-ротациям, то складывается впечатление, что от нее не осталось ничего, кроме однодневных сисястых и не очень певичек, ксерокопированных гёрлз- и бойзбэндов, да негритянских (мы не Америке, так что можно обойтись без эвфемизмов) приблатненных речитативов и того, что ныне называется R'n'B (хотя от мелодичного ритм-энд-блюза там мало чего сохранилось). Естественно, немудрено сделать вывод о том, что музыка находится в глубочайшем кризисе. Но об этом я еще напишу как-нибудь попозже.

Можно поискать новую музыку с использованием так называемых независимых обзоров. Правда, с ними ситуация получается зеркальная - они почему-то в основном сосредотачиваются на совсем уж узконишевых исполнителях, которые никогда не привлекут внимание широкой публики в силу своих специфичности, самопогруженности и экспериментаторства. Я всё-таки не такой законченный оригинал, чтобы получать удовольствие от подобных творений.

Между тем, одно из очень легких решений проблемы поиска новой музыки лежит совсем рядом. Это кинофильмы. Объяснение совсем простое: есть такая профессия как музыкальный редактор, а работа музыкальных редакторов заключается в том, чтобы прослушивать за нас с вами массив всей музыки, которая есть и которая появляется, и выбирать из этого массива самое лучшее и интересное для использования в качестве звукового сопровождения фильмов. Так почему бы не воспользоваться плодами чужой, непростой и профессионально сделанной работы?

Примеры? Пожалуйста!

 1. В 1994 году при просмотре картины "Убийца" с Бриджит Фондой (римейк люкобессоновской "Ее звали Никита") я открыл для себя талант Нины Симóн (Nina Simone). А поскольку мне в целом понравилась звуковая дорожка, я обратил внимание на имя композитора фильма - Ганса Циммера (Hans Zimmer). Оказалось, что он же является композитором моего любимого фильма "Черный дождь" с Майклом Дугласом. Если кто не знает, Ганс Циммер является автором великолепной музыки к более поздним фильмам "Гладиатор", "Пираты Карибского моря", "Темный рыцарь", "Начало" и менее шедеврального сопровождения ко множеству других картин.

 2. В средненьком фильме "V значит вендетта" играет пластинка с "Cry Me a River", которую поет блистательная Джули Лондон (Julie London).

 3. Саундтрек замечательного "Убить Билла" содержит два бриллианта - две песни в исполнении Meiko Kaji.

 4. Сентиментально-комедийно-кулинарная "Женщина сверху" (aka "Феминистка") с Пенелопой Крус открыла для меня целый пласт современной бразильской босса-новы.

 5.Финальные титры "Ультиматума Борна" идут под "Extreme Ways" необычного, многогранного Moby.

 6. Мультфильм "Унесенные призраки" открыл мне японского композитора Дзё Хисаиси, сотрудничающего с аниматором Хаяо Миядзаки и неподражаемым Такеши Китано. Один только саундтрек к фильму "Brother" ("Брат якудзы") чего стоит! Хотя, надо признать, в этом открытии больше заслуг названных режиссеров, а не музыкальных редакторов.

 7. Выход Арнольда Шварценеггера из придорожного бара в отобранной у бородатого байкера одежде (самое начало "Терминатор-2") идет под бодрую блюз-роковую "Bad to the Bone", исполняемую George Thorogood & the Destroyers".

 8. Ну, и совсем свежий пример - прелестная "Secrets" группы "OneRepublic" в проходном фильме "Ученик чародея". Правда, остальные произведения этих новичков оказались не столь симпатичны, впрочем как и фильм.

А это - коротенький перечень некоторых фильмов, саундтреки которых представляют собой неплохие компиляции: "Отчаянный" ("Desperado"), "Вкус жизни" ("No Reservations"), "Мужчина по вызову" ("Deuce Bigalow: Male Gigolo"), "Брат-2", "Форрест Гамп" ("Forrest Gump"), "Потрошители" ("Repo Men"). Можно коллективно этот список дополнить в комментариях. Будет интересно.

Так что если кому нужен мой совет по способам поиска качественной музыки - вот он. Если вам понравилась музыка в фильме - не прокручивайте финальные титры на диске / не уходите из кинотеатра сразу после последней сцены, прочтите, кто автор и исполнитель приглянувшегося вам опуса. Может быть, с этого момента у вас возникнет новый вкус в и к жизни.

Удачи. Не теряйте любопытства, без которого наше существование серо.