Сегодня в наш прокат выходит едва ли не самый зрелищный летний блокбастер года "Одинокий рейнджер" с Джонни Деппом в главной роли. Картина из разряда must see.
Сегодня в наш прокат выходит едва ли не самый зрелищный летний блокбастер года "Одинокий рейнджер" с Джонни Деппом в главной роли. Картина из разряда must see.
"Одинокий рейнджер" - фильм ошеломительно изобретательный. В первые полчаса, когда что ни кадр, то искрометная придумка, невольно возникают опасения, хватит ли таланта и запала у Вербински еще на два часа. В конце от сомнений не остается и следа. Замороженный поначалу бюджет в 250 миллионов Гор Вербински и Джерри Брукхаймер растопили на славу, приготовив из замшелого американского эпоса искусное блюдо в жанре приключения, комедии и экшн-вестерна.
Вообще, после того, как Вербински всласть поэкспериментировал на мышках и перешел на людей, его творчество поднялось на новый уровень: очаровательно ушастая Дженни из "Мышиной охоты" уступила дорогу Джонни Деппу из "Пиратов Карибского моря" и вот теперь "Одинокого рейнджера".
Приключение техасского ковбоя Джона Рида с индейцем Тонто появилось на радио Детройта еще в 1933 году, потом были экранизации 1938, 1949, 1956, 2003 годов и нескончаемые мультфильмы, комиксы, книги и сериалы. Так американская легенда стала национальным достоянием, чем-то вроде истории про Дон Кихота и Санчо Пансу с поправкой на реалии Дикого Запада: вместо "рыцаря печального образа" и его оруженосца - техасский идальго-юрист, воспитанный на Джоне Локке, и малохольный индеец.
Отличие нынешней "рейнджианы" в том, что главным во всей этой головокружительной фантасмагории является не законник Джон Рид (Арми Хаммер), а благородный индеец Тонто-Джонни Депп. Таковы непреложные законы кастинга и предыдущей пиратской франшизы: зритель идет на Деппа, который второстепенным не может быть по определению.
Наверняка кто-то скажет, что Тонто это все тот же Джек Воробей, только переодетый из пирата в индейца, и будет не прав. Депп нашел для себя "лица не общее выражение", проще говоря, свою комедийную маску, как находили ее когда-то и Чаплин, и Ллойд, и Фюнес. Сравнивать великих комиков глупо и бессмысленно, так же как и желать Чаплину или Фюнесу сменить свою комедийную маску.
А комедийная маска Джонни Деппа, напоминающая своей меланхоличностью несравненного Бастера Китона, едва ли не самое интересное в приключенческом жанре последних лет. По сути, Депп и все его муляжные персонажи (Эдвард руки-ножницы, Шляпник, Джек-воробей и Тонто) это белый клоун, печальный и чуть ли не плачущий, но при этом смешной. У белого клоуна не бывает улыбки, которая так характерна для клоуна рыжего, джокера с неизбежной отсылкой к Джеку Николсону и Хиту Леджеру. В отличие от них, у Деппа другое амплуа - развлекать остроумным беспристрастием.
Депп-Тонто умен и до безумия бесстрашен. Он разговаривает с лошадью и исповедует честность по натуральному обмену. Его прикид с чучелом вороны на голове безупречен. И это не просто экзотика, а магический ритуал: Депп непрерывно кормит ворона, подкармливая не только легенду, но и сюжет, который ни на минуту не должен останавливаться.
"Одинокий рейнджер" - это "Мертвец" Джима Джармуша для масс. Вот где блестящий пример того, как преобразовать арт-хаусную пару героев, белого и индейца, в блокбастерный комический дуэт! И, кстати, пример таланта Джонни Деппа, который при полной смене участи и амплуа одинаково бесподобен и в "Мертвеце" и в "Рейнджере".
Три настоящих поезда, задействованные в фильме, безукоризненно выполнили свои роли, поднимая этот парад аттракционов на небывалый уровень зрелища. Здесь, как и подобает любой кульминации, машинерия и изобретательность гэгов, со всеми пролетами, пробежками, перестрелками и столкновениями, становится почти запредельной.
Зрителя ждет захватывающее визуальное пиршество, в котором будет гонка на локомотивах, саблезубые кролики, поедающие скорпионов, отважный конь-альбинос, лихо пьющий виски, стреляющая фарфоровая нога Хелены Бонем Картер, злодей-каннибал Буч Кавендиш и много еще чего неожиданного, яркого, выразительного и остроумного.
Опираясь на 80-летнюю легенду "Рейнджера", Гор Вербински предложил зрителю увлекательно-развлекательный сценарий, безупречный кастинг, строгий баланс страшного и смешного и, наконец, головокружительные аттракционы под музыку Ханса Циммера. Сюжет, подобно локомотиву, набирает обороты и там, где в кульминации железнодорожной баталии бесспорного таланта Циммера уже не хватает, в бой вступает итальянская опера: увертюра из "Вильгельма Телля" Джоаккино Россини превращает приключение в неописуемый восторг.
Одним словом, экшн-вестерн Вербински впечатляет и трюками и юмором, даже несмотря на избыточную затянутость. И, пожалуй, единственная претензия к фильму, на мой высоколобый взгляд, это сцена расстрела индейцев каманчи, которая, как и любой геноцид, заслуживает совсем другого повествования и жанра.
В далекие 60-е, когда верным другом индейцев была студия "Дефа" (ГДР), главным индейцем - югослав Гойко Митич, а его бледнолицым братом певец Дин Рид, такие фильмы, как "Белые волки", "Чингачгук - Большой Змей", "Сыновья Большой медведицы", "Ульзана" и многие другие, вызывали сочувствие и сопереживание судьбе всех индейцев Америки. Зритель искренне восхищался их величием, доблестью и мудростью. С тех пор мало кому удавалось реанимировать эти чувства, разве что "Танцам с волками".
Спору нет, другие времена и другой жанр. Отрадно то, что по части зрелища и смысла "Рейнджер" пошел дальше "Пиратов", освободившись от сверхъестественной ахинеи и добавив правды.
В очередной раз Disney сотворил чудо, сказку для детей 12+ и взрослых, в которой, как и положено любой сказке, содержится намек на главное. А главное - это маска Джона Рида, вот где посыл и одновременно слоган фильма. Рид мог бы отомстить за смерть брата, но он Кемосабе, "не тот брат", не кровная месть и насилие движет его интеллигентной природой, а справедливость и закон. Но когда законность и преступность заодно, надо надеть маску и стать "вне закона". И это уже не просто "маска Зорро", а путь, истина и жизнь. И потому - "Никогда не снимай маску!".