88-й американский "Оскар" стал триумфом неамериканцев. Лучший режиссер и оператор - мексиканцы Иньярриту и Любецки, лучший композитор - итальянец Морриконе, лучший актер второго плана - британец Марк Райлэнс, лучшая актриса второго плана - шведка Алисия Викандер.
88-й американский "Оскар" стал триумфом неамериканцев. Лучший режиссер и оператор - мексиканцы Иньярриту и Любецки, лучший композитор - итальянец Морриконе, лучший актер второго плана - британец Марк Райлэнс, лучшая актриса второго плана - шведка Алисия Викандер.
Конечно, главная интрига и ожидание вращались вокруг Леонардо Ди Каприо. Бурлила блогосфера, комментаторы перебивкой вновь и вновь обращались к горячей теме: "Лео ждет", "Лео по традиции пришел на церемонию с мамой", "Лео вызывающе позирует с Кейт Уинслет": вы нам еще за "Титаник" ответите. Одним словом, 88-е оскароносное шоу было максимально заточено под Ди Каприо. И пока Крис Рок весь вечер шутил на черно-белую злобу вчерашнего дня, все ждали главного события дня сегодняшнего. И Лео наконец-то получил позолоченного рыцаря. С пятой попытки, но получил. Спору нет - заслужил! Хотя и не за эту роль. Актерская манера Ди Каприо - выкладываться по полной даже в прямолинейных замыслах, и в "Выжившем" он это доказал: по-настоящему замерзать, отогреваться в муляже мертвой лошади и имитировать жертву медвежьего насилия так правдоподобно, как это сделал Лео, сможет не каждый актер.
Амплуа Ди Каприо - ставить каждый кадр на грань нервного срыва. Но, играя в "Выжившем" брутальную смесь ярости и инстинкта жизни, он явно не дотягивал до своих блистательных превращений в "Острове проклятых" и "Волке с Уолл-стрит". И все потому, что контуры роли задает режиссер. А Иньярриту все же не Скорсезе.
Оскароносный после прошлогоднего "Бердмена" мексиканский тандем Иньярриту-Любецки вновь доказал свой высокий уровень. При этом Иньярриту сломал 74-летнюю традицию "не награждать режиссера два раза подряд" (таковым в 42 году был Джон Форд), а Эммануэль Любецки получил подряд третий "Оскар". Его панорамная камера в "Выжившем" действительно впечатляет. И только немного жаль талантливого Роджера Дикинса ("Убийца"), номинированного уже в 13 (!) раз и оставшегося без награды.
Лучшим фильмом 2015 года стала картина "В центре внимания" Тома Маккарти - журналистское расследование педофилии в католической церкви. Почему не "Выживший"? Потому что он не совсем того жанра, за который дают главный "Оскар". Картина Маккарти основана на реальных событиях, она актуальна, социально и этически значима. И зесь выбор Академии был вполне справедлив.
Оригинальный сценарий "В центре внимания" со всеми его интригами и хитросплетениями превратил обычную производственную драму в увлекательную кинопублицистику. В итоге заслуженный "Оскар" и за сценарий. Я думаю, что эта картина должна стать обязательным экранным пособием по журналистике. Ребята из The Boston Globe в той реальной истории работали не за страх, а за совесть. И победили. Ну а то, что в этом фильме ярко и выразительно раскрылся Марк Руффало, попавший в номинацию за роль второго плана, заслуживает отдельной похвалы.
Нельзя не порадоваться шести "Оскарам" "Безумного Макса". Хотя это, мне кажется, чересчур. Для Академии это редкий случай головокружительного успеха жанра-экшн и иконы дизельпанка. И самое, быть может, удивительное, что безбашенное действо "Безумного Макса" поставили 70-летний режиссер Джордж Миллер и 72-летний оператор Джон Сил, снявший когда-то "Человека дождя" и "Английского пациента". Фильм, который по замыслу Джорджа Миллера, надо смотреть ушами, справедливо забрал звуковые "Оскары", награду за монтаж, костюмы, грим и прически (видимо, академиков так впечатлила чумазая и безволосая Шарлиз Терон).
Том Харди, вдохновенно сыгравший главный предмет мести Ди Каприо в "Выжившем" (вот где образчик мерзости!) конкурировал за "Оскар" с Марком Райлэнсом. В итоге приз достался Райлэнсу за роль советского разведчика Рудольфа Абеля в фильме Стивена Спилберга "Шпионский мост". Зрители старшего поколения, воспринимавшие Абеля в исполнении Донатаса Баниониса в картине "Мертвый сезон", думаю, будут немало удивлены совершенно другому образу разведчика, талантливо и психологично сыгранного Райлэнсом.
Одна из самых интересных и интригующих номинаций "Оскара" - лучший фильм на иностранном (не английском) языке. Однако в этом году мало кто сомневался, что награда достанется картине венгерского дебютанта Ласло Немеша "Сын Саула". Картина пронзительная, взрывающая все представления о человечности. Заключенный из зондеркоманды по имени Саул Аусландер в запредельном кошмаре Освенцима делает свою "адову работу", сжигая трупы людей. Неожиданно в одном из трупов он узнает своего сына и теперь пытается сделать почти невозможное - похоронить мальчика по всем обычаям, предав его тело земле. Для такогого фильма нужен был особый взгляд режиссера и нестандартное операторское решение. В картине Немеша есть и то, и другое. Ну а если к этим беспорным достоинствам добавить тему холокоста, то награда Академии становилась предельно ожидаемой. История "Оскара" от "Списка Шиндлера" до "Иды" это доказала.
И, наконец, "Оскар" за музыку к фильму Достался Эннио Морриконе. Поразительно, что у "Моцарта кинематографа", как называют этого великого итальянца, написавшего партитуры более чем к 500 (!) фильмам, до этого не было ни одной награды Американской академии! Точнее, у него был почетный "Оскар" к 80-летию, но награды за музыку к фильму не было. Саундтрек Морриконе к "Омерзительной восьмерке" Тарантино был назван лучшим. Интересно, что это была первая за 40 лет после фильмов Серджио Леоне музыка Морриконе к вестерну (или антивестерну). А для самого Тарантино - первый саундтрек, специально написанный к фильму, до этого самый болтливый режиссер Америки талантливо "паразитировал" на уже известных и культовых мелодиях, включая самого Морриконе. И вот заслуженный подарок 87-летнему композитору после пяти номинаций.
В итоге Академия выбрала самый оптимальный вариант раздачи наград: всем братьям и сестрам по серьге. Фанаты Ди Каприо вздохнули с облегчением и теперь могут переключиться на битву за актерский "Оскар" Брэда Питта (у него пока только продюсерский "Оскар" за "12 лет рабства") или Джонни Деппа. С последним все как-то особенно плохо, давно нет интересных драматических ролей, да и сам актер, трижды номинированный на "Оскар", все чаще поговаривает о том, что хочет уйти в музыку, раз с кино не заладилось.