Блоги
14 мая 2012 | 10:44

Отказник

9 мая, в День Победы, гордость российского авиапрома - "Сухой Суперджет 100" разбился в индонезийских горах. Выполняя показательный полет - лайнер исчез с радаров, не вернулся на место посадки в указанное время и целые сутки официально обсуждали две версии: либо угнали, либо в гору врезался. Подтвердилась вторая. Следы авиакатастрофы обнаружили на склоне горы Салак, в западной части индонезийского острова Ява. Там же нашли мелкие обломки самолета. Крупных просто не осталось, не считая фрагмента крыла.

9 мая, в День Победы, гордость российского авиапрома - "Сухой Суперджет 100" разбился в индонезийских горах. Выполняя показательный полет - лайнер исчез с радаров, не вернулся на место посадки в указанное время и целые сутки официально обсуждали две версии: либо угнали, либо в гору врезался. Подтвердилась вторая. Следы авиакатастрофы обнаружили на склоне горы Салак, в западной части индонезийского острова Ява. Там же нашли мелкие обломки самолета. Крупных просто не осталось, не считая фрагмента крыла.

 
Уйти от столкновения с горой "Суперджет", как теперь известно, пытался, но не успел и, судя по месту крушения, брюхом, то есть, плашмя ударился о скалу. Тела погибших, или скорее фрагменты тел, собирали со склона горы и деревьев специальными сетями, со спасательных вертолетов. Местность высокогорная, непроходимая, чтобы обеспечить высадку на место катастрофы основной группы спасателей, небольшой наземной группе пришлось пробираться туда пешком. Это уже потом по поручению премьер-министра России создали спецкомиссию по расследованию обстоятельств катастрофы, а в Джакарту вылетели спасатели МЧС.
 
Так вот, тот самый разбившийся "Суперджет" совсем недавно демонстрировали в Астане. Помните выставку вооружений KADEX 2012? "Сухой" залетал в столицу республики в рамках демонстрационного тура по странам Азии. В Казахстане с генералами нашими вроде договорились даже, что купят такой лайнер для нужд руководства Министерства обороны. Правда, устно договорились. Цена вопроса 35 миллионов долларов. Наши чиновники "выразили заинтересованность". Как позже скажут представители авиаконцерна "Сухой": "Контракты подписывать в Астане не планировали", "производство серийное", все дело за политическим решением казахстанской стороны. За сим раскланялись и полетели дальше показывать "Суперджет" азиатам.
 
В Мьянме военные чины также проявили к российскому самолету неподдельный, практический интерес, то есть, купить решились сразу два лайнера. В следующей стране рекламного вояжа - Пакистане, речь зашла уже о восьми самолетах, которые намеревались купить у "Сухого". И вдруг эта трагедия в Индонезии, где уже был подписан контракт на покупку сразу 12 "Суперджетов", а первые лайнеры должны были прилететь в страну этим летом. Однако в связи с авиакатастрофой сделка была тут же приостановлена индонезийцами, в одностороннем порядке.
 
Теперь любопытно, а не остынет ли и у нашего Министерства обороны интерес возить военных чиновников на "Сухом Суперджете"? Когда самолеты терпят крушение - "это всегда трагедия, но когда происходит это во время демонстрационного полета" и гибнут при этом потенциальные заказчики - это вызывает еще и неудобные вопросы. Причины авиакатастрофы еще назовут, но вне зависимости от них, "Сухой Суперджет 100" уже получил колоссальный удар по репутации, хотя бы на том простом основании, что индонезийское ЧП в горах надолго останется в памяти, где лайнер будет прочно ассоциироваться с трагедией на острове Ява. Поди попродвигай на рынок самолет с таким "послужным списком".
 
А что до самой авиакатастрофы, особенно в части количества жертв, то и тут есть один любопытный факт. И на месте индонезийских следователей его стоит тщательно проверить. Официально на рейсе том последнем находилось 45 человек, это вместе с российским экипажем. Но это те, кто прошел на борт зарегистрированными. А если были "зайцы"? Полет то рекламный: заходи - садись - пооооолетели. Пресловутый русский авось. И пишу об этом не случайно. Когда "Суперджет" тот демонстрационно летал в небе казахстанской столицы, журналистов на рейс брали не то что бы без аккредитации и регистрации, а даже не проверяя удостоверений личности. А погода в Астане была тогда не летная и хотя никаких гор, конечно, поблизости не было, случись с "Сухим" что-то уже тогда - кто бы когда узнал, сколько на самом деле человек было на борту?