26 ноября, ровно через год после успешной "Келинки Сабины", студия Nurtas production выпустила на наши экраны новую комедию "Побег из аула. Операция "Махаббат". Схема производства осталась всё той же: киноверсия полюбившегося телесериала плюс Нуртас Адамбай — актер, режиссер, сценарист и продюсер в одном лице.
26 ноября, ровно через год после успешной "Келинки Сабины", студия Nurtas production выпустила на наши экраны новую комедию "Побег из аула. Операция "Махаббат". Схема производства осталась всё той же: киноверсия полюбившегося телесериала плюс Нуртас Адамбай — актер, режиссер, сценарист и продюсер в одном лице.
Конечно, "Побег из аула" это не "Побег из Шоушенка" (лучший фильм о свободе), и не "Побег из курятника" (шедевр пластилиновой анимации), он совсем о других реалиях, с другими целями и задачами.
В своей второй послесериальной комедии Нуртас Адамбай возвращает себе мужскую идентичность, становится Ерболом и вместе с друзьями отправляется покорять город. И когда здесь, случайно столкнувшись с красавицей Айсулу, которая к тому же оказывается дочерью олигарха, Ербол открывает в себе то самое чувство "с первого взгляда", друзья понимают, что все их финансовые проблемы разом сможет решить только одно — брак по расчету, или операция "Махаббат". Так возникает конкретный и сразу же скажу оригинально прописанный сценарий в жанре авантюрной комедии.
После "Келинки" Адамбай делает шаг вперед: он пытается соединить скетч-комедию КВН-овского разлива с мелодрамой. И если с комедией в нашем кино за последние пять лет более-менее что-то получалось, то с мелодрамой — совсем наоборот: пресно, невыразительно, фальшиво. Исключением, которое подтверждает правило, стала разве что нежная лав-стори Сакена Жолдаса "Он и она".
Романтическим эпицентром "Побега из аула" становится Аружан Джазильбекова — главная милашка казахстанского кино по части образумить героя, идущего не тем путем ("Рэкетир-2"), сломать преступный замысел ("Ограбление по-казахски") или закрутить свадебный переполох ("Свадьба на троих"). Джазильбекова всегда играет одно и то же амплуа: "покажи мне любовь", она всегда сбивает с ног и перечеркивает планы героя-мужчины, и она, Аружан, всегда оказывается победительницей на букву "А": Айнура, Алия, Альбина, Айсулу. Похоже, что ее собирательный образ постепенно становится мелодраматическим архетипом нашего кино и эталоном женственности: хрупкая, утонченная, нежная.
После премьеры фильма журналисты и блогеры либо пересказывали сюжет, либо оценивали фильм по принципу "цепляет-не цепляет". Больше в всего в этих оценках удивляет стойкое убеждение, что "жанр комедии не предполагает шедевров по части актерской игры". Неужели? Но тогда без обаяния и таланта Луи де Фюнеса, Бельмондо, Леонова, Бениньи и Уильямса можно смело обойтись, потому как "жанр комедии не предполагает". Мне-то кажется, что именно по части актерской игры (и не только в комедии) казахстанскому кино уже давно пора искать "скрытые резервы". Хочется верить, что среди "внуков и правнуков" Шакена Аймановаа с его незабвенным Алдаром Косе не перевелись таланты лицедейства. Будут таланты — будут и поклонники, а пока этого нет в бой идут одни «старики» - Нуржуман Ихтымбаев и Ерболат Тогузаков.
Если судить "Побег из аула" по гамбургскому счету и по законам жанра, то нужно ставить его в один ряд с такими шедеврами любовного авантюризма, как "Отпетые мошенники" со Стивом Мартином и Майклом Кейном и "Игрой в четыре руки" с Жаном-Полем Бельмондо. Конечно, эти и многие другие фильмы авантюрного жанра покоряют и искрометными гэгами и их актерским воплощением, но... они не наши. Они не местные и не так узнаваемы. И в этом, как мне кажется, главное преимущество Нуртаса Адамбая: при всей самодеятельности его скетчей при маленьком калибре шуток, гэгов и не всегда остроумных диалогах, он берет местным компонентом: доброй сатирой, легкой иронией и фарсом.
В "Келинке" Адамбай доказал, что можно смеяться над вещами ментально узнаваемыми, над характером, привычками и языком, над ментальностью как таковой. Не насмехаться, а именно смеяться. Без цинизма и издёвки, а по-доброму. В "Побеге" он все также легко и непринужденно создает ироничное зеркало нашей жизни, глядя в которое можно от чего-то, как от прошлого, избавиться, смеясь. В этом зеркале можно увидеть многое.
Здесь есть понты и беспонтовый авантюризм, безденежье и роскошное чванство, извечное противостояние "мажориков и колхозников", есть ирония на воодушевляющий патриотизм KZ (этот эпизод с патриотической экзальтацией просто шедеврален), есть стена Батыра, последнего в нашей культуре солдата любви, есть уморительная карикатура на криминальные авторитеты в лице монстра Базаубаса, которому собственная жена запросто может влепить нагоняй за то, что тот не купил хлеба, наконец, в "Побеге" есть Глас божий — пародия "точь-в-точь" на голос президента, которая действует как гипноз и сражает наповал.
В целом "Побег из аула" получился вполне смотрибельным и зрительским, так что операция "Махаббат" по смене келинкой Сабиной пола удалась.