Блоги
03 апреля 2019 | 12:18

Почему в поликлиниках очереди?

Тут два аспекта - город и село. Для города характерны свои причины, и давайте сначала о них.

Тут два аспекта - город и село. Для города характерны свои причины, и давайте сначала о них.

ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ. Обычная поликлиника, типовая, на 500 посещений в смену, рассчитана на 30-40 тысяч прикрепленного населения. На деле к ней прикрепляется от 40 до 80 тысяч населения, вот и считайте. Поэтому врачи работают с большой перегрузкой, не хватает иногда обычных площадей. Вы же видите, что иногда в одном кабинете сидят по два врача. Это как раз связано с этим.

"Надо строить", - скажете вы. Конечно, надо. Но где взять кадры? "А выпускники?" – опять скажете вы. Так их надо ждать, потом переобучать. Сразу на прием их же не поставишь.

Так что делать? Выход простой. Нужно привлекать частников к этой работе. Пусть заберут часть населения на себя. В городе их уже много.

НО они не очень хотят связываться с бюджетными деньгами. За них нужно ведь отчитываться. Плюс выполнять все приказы по скринингам, лекарствам, медосмотрам и много чего еще. А тут просто - принял больного, получил налом деньги и до свиданья.

Требования к поликлиникам чересчур завышены, и это, конечно, факт. Попробуйте пройти просто так к врачу. Не получится. Флюорография, анализы, кал на яйца глист и много еще чего нужно пройти. Все госполиклиники работают по старым принципам, частные – по новым. Объединить их означает перевести частников на старые рельсы, откуда, в принципе, они и сбежали. Вот в этом вся причина.

Так что же делать в этом случае? Конечно же, надо нам менять подходы. Век цифровизации за окном. Хватит писать бесконечные бумаги и отчеты. Надо меняться нам самим.

По сути, около 80 процентов посещений в поликлиниках только ради "Мне бы спросить…". Плюс всевозможные справки. Плюс выписать рецепт и многое другое, что можно было бы давно перевести в цифровой формат.

"Ну так переводите", - скажете вы. Не все так просто. Начиная с 90-х годов прошлого века идет так называемая цифровизация здравоохранения, правда, она раньше называлась информатизацией. Создано более 20 программ для сбора отчетности и осуществления платежей в системе. Все они самостоятельные и не связаны меж собой.

Поэтому врач сначала принимает вас, потом долго заносит все, что сделал, во все эти программы. Без этого поликлиника не получит деньги, а врач - зарплату.

А что же делать? Уже делают. Внедряется новая программа, которая учитывает все недостатки. НО есть одна важная деталь. Замечено, что все, что делается на бюджетные деньги, всегда плохо работает, и информатизация особенно. Возможно, новая программа устранит недостатки. Надо подождать.

Далее. Врачи уходят. Требования к ним возрастают с каждым днем, а зарплата нет. Вот они уходят, чаще всего в фармбизнес или частные медцентры. Образуется кадровый дефицит, а это опять очередь.
Нужно поднимать зарплату и поднять ее до уровня частных центров. Хорошо, но для этого нужны деньги. И много денег. А можно поменять систему начисления заработной платы. Но это отдельная тема.
А пока имеем дефицит врачей более 5 000 по стране.

Далее. Мы уже более 30 лет говорим о приоритете ПМСП, то есть о том, что главным звеном системы должна стать первичка. То есть участковые врачи. Именно они первыми приходят к нам, ставят на учет и направляют на лечение и т. д. Поэтому во всем мире в них вкладываются большие средства. Чем лучше поставлена работа в ПМСП, тем меньше больных в стране.

НО до сих пор этого не произошло, к сожалению. Кроме принятой Декларации в 1978 году по ПМСП, мы каких-либо продвижений так и не добились. 

Участковый врач, наоборот, самое низшее звено в "пищевой цепочке" отрасли. Он виноват во всем. Даже если вы отказались от прививок или аборта. Не уговорил, не настоял, проглядел и т. д. Поэтому они опять уходят. Квалифицированные - в частный сектор или стационар. Остаются те, которым некуда. Отсюда опять очереди и недовольства.

"А как там у них?" - спросите вы. Там все гораздо проще, конечно. Там все участковые врачи - частники. Там прикрепляются не к поликлинике, а к участковому или семейному врачу. И чем больше у него авторитет и квалификация, тем больше он получает денег, и, соответственно, выше зарплата. Из этого бюджета семейный врач сам направляет пациента туда, где лучше и качественней. Выбирает хирурга, например, договаривается с госпитализацией, контролирует операцию и выписку и потом сам оплачивает. Поэтому он крайне заинтересован в том, чтобы все прошло успешно.

Иными словами, семейный врач там выполняет роль семейного консультанта, и вопросы, где рожать, пройти медосмотр, скрининг, найти педиатра и многое другое, решает только он. Потому что вы выбрали его, и значит вы платите ему за все. Поэтому, как частник, он делает все ради вашего здоровья.

И еще, мне абсолютно не понятны попытки административно уменьшить нагрузку на врачей общей практики. Зачем? Если к хорошему врачу прикрепилось больше положенного людей, он и должен зарабатывать больше, чем другие, так ведь? А если людей больше вдвое или даже втрое, то такой врач берет себе ассистентов, партнеров и создает групповую практику. Так это работает ТАМ.

А что у нас на селе? Тут у нас просто физическая нехватка врачей. Особенно в отдаленных аулах. Никто туда не хочет ехать. Там нет молодежи вообще. Мы начали заставлять выпускников отрабатывать три года после института там. Это напоминает ссылку. Молодежь всеми силами хочет закрепиться в городах, их родители тоже этого хотят. Поэтому они ищут все пути, чтобы избежать работы на селе.

И что делать? Нужно направлять туда, наоборот, врачей пенсионного и предпенсионного возраста. Чем им цепляться за должность в городах, лучше бы продлили им профессиональную карьеру там. Там их сверстники. Дети выросли. Свежий воздух. Я бы, например, с удовольствием уехал. К маленькой пенсии, как у любого врача, прибавилась бы зарплата врача, и можно было бы неплохо жить в ауле, кстати. И ждать внуков на выходные.

Второе, конечно же, надо готовить кадры из местных. Если бы сельские гранты передали бы регионам и на основании имеющегося дефицита направлялись бы в медвузы страны студенты с последующим трудоустройством в тех же сельских поликлиниках и стационарах – это было бы более эффективно.
Плюс, конечно же, они проходили бы ежегодную практику в тех же учреждениях, где будут потом работать, уже зная весь коллектив и население.

Как видите, не все так просто, как кажется…

Страница Эрика Байжунусова в Facebook