Блоги
20 марта 2019 | 19:52

Почему я переехала в Астану

Айдана Усупова Корреспондент Tengrinews.kz

Как часто вы видите кошмары? После апрельского переворота 2010 года я больше полугода видела один и тот же сон. Как горит мой дом, как все в нем разграблено и разрушено и мародеры добрались до окраин города… Я просыпалась ночью с неизменным чувством тревоги и беспокойства. От этого страха я очень долго не могла избавиться.

Как часто вы видите кошмары? После апрельского переворота 2010 года я больше полугода видела один и тот же сон. Как горит мой дом, как все в нем разграблено и разрушено и мародеры добрались до окраин города… Я просыпалась ночью с неизменным чувством тревоги и беспокойства. От этого страха я очень долго не могла избавиться.

Сегодня коллеги в офисе спрашивали, как быть, когда сменяется президент, "у нас ведь даже опыта нет"… У меня такой опыт есть, к счастью или сожалению. Родившись в Бишкеке и прожив там 22 года, я узнала, как это, когда сменяется глава государства, причем не самым лучшим способом. Я росла при Аскаре Акаеве и видела, как его свергли. Затем видела, как свергли следующего президента - Курманбека Бакиева, и даже видела президентствующую женщину…

Единственное, о чем мы мечтали в моменты смены власти в Кыргызстане, – это спокойствие и мир. Это так же, как со здоровьем. Когда оно есть – его не замечаешь, но как только начинаешь болеть, всей душой желаешь только одного – поскорее поправиться. При первом перевороте я заканчивала школу. И смутно помню тот мартовский день 2005-го. Помню лишь кадры по ТВ о мародерствующей толпе. Разбитые витрины торговых центров, хаос, как в зарубежных фильмах. Когда это становится реальностью, теряешь почву под ногами и просто думаешь: когда же все это кончится.

7 апреля 2010 года запомнилось гораздо больше. Я училась на четвертом курсе на факультете международных отношений КРСУ. И в тот день, когда свирепствующая толпа прорывалась к Белому дому, мы спокойно сидели на парах в корпусе, находящемся прямо на центральной площади. В окна мы видели площадь перед Белым домом и наблюдали за происходящим.

Сначала мы не придали особого значения тому, что происходило. Преподаватели еще думали, сокращать ли время занятий. В итоге последние пары нам отменили, мы вышли, и я даже успела сесть в последнюю маршрутку. Позже движение транспорта в этом квадрате было приостановлено.  И те мои сокурсники, кто вышел позже на несколько минут, уже слышали выстрелы на площади.

Спустя девять лет в памяти сохранились лишь некоторые эпизоды, но я отчетливо помню несколько моментов: это захват телерадиобашни, когда вместо привычных передач в прямом эфире сидели люди в колпаках и говорили, что теперь власть в их руках. Помню бесчинствующую толпу, которая после захвата власти ночью разгромила все торговые центры и магазины. Помню лицо избитого министра внутренних дел Молдомусу Конгантиева. Он выехал в Талас для урегулирования конфликта (именно оттуда все начиналось 6 апреля 2010 года), но толпа его избила и практически взяла в плен… кадры были просто ужасающими. Потом говорили, что жена заплатила за него выкуп и тайком вывезла из страны. Здание Генеральной прокуратуры было сожжено полностью. Оно и сейчас стоит в центре города как напоминание о тех днях.

Мой будущий муж тогда работал в Белом доме, и больше всего я переживала за него в тот момент. Он рассказывал, как пули пролетали совсем рядом. Ведь, если помните, ворота Белого дома в Бишкеке таранили на БТР, а в руках у них были автоматы, которые они забрали у силовиков по дороге к площади.

Тот год был очень сложным для Кыргызстана. После апрельских событий в июне начались волнения на юге страны. Они стали настоящим испытанием для действующей власти. Но, на мой взгляд, сложнее всего было обычным гражданам. Народ был в смятении. Неопределенность пугала. Мы проживали каждый день и не знали, что же будет дальше. Следствием таких "тюльпановых" революций также стал и разгул преступности. Не могу говорить за всех, но я столкнулась с этим: за какие-то полгода меня несколько раз обворовывали в транспорте, а в один из дней напали прямо возле дома. Предполагаю, что это были безработные молодые люди, которые приехали в столицу делать революцию, но потом решили остаться.

И что же я увидела вчера, пытаясь осознать всю серьезность момента. Сценарий, который разыграл Первый Президент Казахстана, самый безболезненный из тех, что мне приходилось видеть. Люди продолжают жить привычной жизнью, спокойно едут домой после работы, на их лицах я не увидела страха, кто-то закупает продукты. Изредка кто-то в толпе обеспокоенно спрашивает: а что же будет дальше? А потом проходит мимо кассы, купив себе напиток и пачку сигарет.

А сегодня мы стали свидетелями исторического момента. Новым Президентом Казахстана стал Касым-Жомарт Токаев.

Когда меня спрашивают, почему я переехала в холодную и неприветливую Астану, я, как и в первый год,  говорю: ради чувства безопасности и стабильности. Бишкек с его природой и мягким климатом  идеальное место для жизни, но так уж вышло, что мы сделали выбор в пользу стабильности и развития. Кстати говоря, бояться идущих позади незнакомцев я перестала именно в Астане.  

Многие ругают полицию,  шутят по поводу мелких проблем астанчан, что по каждой мелочи жалуются в соцсетях… Лучше пусть будут такие мелочи. И мир, и стабильность.