В стране что-то назревает. Почти в один день на любимом мною блоге Аскара Исабекова был выложен пост "Свадьба" про дошедшую до совсем уж крайних нелепостей свадебную дороговизну, а меня попросили высказаться по поводу сотовой Nokia E72 у десятилетнего ребенка, лимузинов для выпускников средних школ на "последний звонок" и юбилеев-поминок в долг. (Для справки: цена упомянутого смартфона в фирменном магазине – 60 тысяч тенге без одной монеты. Хорошо хоть, что любящие родители не снабдили ребенка соплатформенным с Е72 Vertu Constellation Quest, минимальная цена которого начинается с восьми тысяч долларов США. "Хорошо" – потому что для жизни и здоровья ребенка более дешевый, а еще лучше – более невзрачный, мобильный телефон означает большую безопасность.)
Видимо, настала пора поговорить об отношении к деньгам. Не к тем, которые есть ресурс для поддержания жизнедеятельности. И не к тем, которые есть показатель успешности бизнеса. А к тем, которые есть неверная цель и неверный ориентир по жизни.
Начнем с жадности откровенной. В Кокшетау была прикрыта очередная финансовая пирамида (по-научному – "схема Понци"). Не буду повторять за другими уже сказанное. О том, что механизм пирамидостроения всем его якобы жертвам был известен. О том, что люди сознательно шли на риск, рассчитывая оказаться не в последнем круге жаждущих быстрого обогащения. О том, что игроков в лохотрон и жалеть не стоит. А вот о чем стоит сказать, так это о моральном нездоровье "инвесторов". Они прекрасно осознавали, что аномально высокие доходы будут выплачиваться за счет пришедших после них, более того – за счет приведенных, может быть, лично ими. То есть участники пирамиды понимали, что свои доходы они будут получать от обмана других. А сейчас они требуют, чтобы пирамида продолжала работать, то есть настаивают на продолжении обмана. Бог им судья. Хотя, конечно, со стороны государства правильным было бы ввести полную конфискацию имущества не только для организаторов, но и для первых десятков участников схем Понци. Никто же, надеюсь, всерьез не думает, что пирамиды альтруистически устраиваются для облагодетельствования людей "с улицы", а руководители пирамид выплачивают доходы посторонним лицам из собственных карманов?
Другой менее явный, на бытовом уровне, пример жадности каждый вечер демонстрируется у меня во дворе и в окрестностях. Владельцы недешевых автомобилей паркуют их на ночь под окнами. При этом, будучи культурными людьми, они не включают сигнализации, дабы не беспокоить соседей. А за углом полупустует крытая охраняемая стоянка. Арифметика странной и ложной экономии тут следующая: ночной тариф стоянки – 300 тенге, за год набегает чуть больше 100 тысяч тенге. Стоимость каждого из "ночующих" автомобилей – миллионов пять тенге. А это значит, что его владельца душит жаба потратить на годовую ночную охрану своей собственности два процента от ее денежного эквивалента, несмотря на еженочный риск потерять эту драгоценную собственность полностью. (Опять же для справки: тариф совершенно непопулярного в Казахстане полноценного страхового полиса автокаско – 5–6 процентов в год. Стояночные услуги в несколько раз дешевле, но при этом тоже не востребованы.)
Так что унылый промежуточный вывод заключается в том, что в стране имеется достаточное количество приличных с виду людей, не грабителей и не взяточников, не брезгующих дурно пахнущими деньгами, но при этом не умеющих ими рационально распоряжаться.
Перейдем к уже легендарным казахстанским (не только казахским) понтам, примеры которых можно приводить отсюда и до следующего вечера. Расползающиеся с барахолок и магазинчиков поддельные Гуччи, Луи Виттоны и Дольче с Габбанами. До сих пор живые (вот что значит настоящая инженерия!) Мерседесы W124 и БМВ E34 – ровесники своих закомплексованных юных водителей. Тои на последние или заемные деньги. (Бред, конечно, полный: однодневные хвастовство, удовлетворение самолюбия и дань фальшивой традиции расточительности в многолетний кабальный кредит.) Расплодившиеся банкетные залы, которые существуют только для и за счет свадеб, круглых и не очень дней рождений, поминок и корпоративов. Дорогие с виду автомобили, которые хозяева заправляют бензином подешевле, да и то не "до упора". Ежедневные и ежечасные повсеместные соревнования по тщеславию, дорогостоящему или старающемуся прикинуться таковым хотя бы буковками на лейблах… Эти и другие нескончаемые примеры есть свидетельство того, что в стране до сих пор не закончилось классовое расслоение общества. Люди ведут себя так, словно судьба постоянно проводит лотерею, в которой увеличенные шансы даются тем, кто демонстрирует показную роскошь, даже фальшивую. Как будто Казахстан стал питомником по размножению клонов людоедки Эллочки Щукиной.
Я не знаю корней этого всеобщего дурного миража и как долго он еще продлится. Я подозреваю, что источник понтовской заразы находится где-то в обеспеченных слоях общества, среди тех людей, в семьях которых еще не прижилось понятие "старые деньги". В общем, среди нуворишей, которые почему-то стали образцом поведения для менее процветающих земляков. А вот почему "новые казахстанцы" считают допустимым публичное хвастовство (обычно сопряженное с такой же публичной демонстрацией хамской вседозволенности), не знаю. Причем хвастовство и хамство не только собственные, но и своей прислуги. От недавней бедности, наверное, и от дефицита фантазии?
Зато я знаю, когда эпидемия понтов сойдет на нет. Когда люди поймут, что не надо ждать чудес и влиятельных родственников, что жизненный успех не падает с неба, а приходит по мере совершенствования собственного мастерства. Что можно быть кухаркой, зато самой лучшей кухаркой, отведать стряпню которой считают за честь для себя министры и миллионеры. Что можно быть дворником, зато самым лучшим дворником, глядя на которого дети учатся чистоте, порядку и уважению к труду своему и чужому. Что настоящий смысл жизни дается не по наследству с родительскими деньгами, а приходит с удовольствием от достигнутых результатов собственного труда.
В отношении понтов вывод следующий: это прыщавая болезнь молодого возраста нашего общества. Можно эти прыщи лечить или давить. Или не обращать на них особого внимания. Они пройдут с возрастом и развитием культуры денег. Надо просто подождать. Но лучше все-таки прижечь.
Удачи. Поначалу хотел привести в завершение заметки анекдот про очередного понтовщика, который умер с голоду после покупки дорогого автомобиля. А затем вспомнил о более уместном стихотворении Андрея Макаревича, который о понтах сказал все что надо за много лет до меня. Так что я отойду в сторону, а вы почитайте.
Среди всего, что в нас переплелось,
Порой самодовольство нами правит.
"Казаться или быть?" – вот в чем вопрос,
Который время человеку ставит.
Считаться кем-то или кем-то быть?
Быть смелым или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..
Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою...
Легко казаться. Очень трудно быть...
В стране что-то назревает. Почти в один день на любимом мною блоге Аскара Исабекова был выложен пост "Свадьба" про дошедшую до совсем уж крайних нелепостей свадебную дороговизну, а меня попросили высказаться по поводу сотовой Nokia E72 у десятилетнего ребенка, лимузинов для выпускников средних школ на "последний звонок" и юбилеев-поминок в долг. (Для справки: цена упомянутого смартфона в фирменном магазине – 60 тысяч тенге без одной монеты. Хорошо хоть, что любящие родители не снабдили ребенка соплатформенным с Е72 Vertu Constellation Quest, минимальная цена которого начинается с восьми тысяч долларов США. "Хорошо" – потому что для жизни и здоровья ребенка более дешевый, а еще лучше – более невзрачный, мобильный телефон означает большую безопасность.)
Видимо, настала пора поговорить об отношении к деньгам. Не к тем, которые есть ресурс для поддержания жизнедеятельности. И не к тем, которые есть показатель успешности бизнеса. А к тем, которые есть неверная цель и неверный ориентир по жизни.
Начнем с жадности откровенной. В Кокшетау была прикрыта очередная финансовая пирамида (по-научному – "схема Понци"). Не буду повторять за другими уже сказанное. О том, что механизм пирамидостроения всем его якобы жертвам был известен. О том, что люди сознательно шли на риск, рассчитывая оказаться не в последнем круге жаждущих быстрого обогащения. О том, что игроков в лохотрон и жалеть не стоит. А вот о чем стоит сказать, так это о моральном нездоровье "инвесторов". Они прекрасно осознавали, что аномально высокие доходы будут выплачиваться за счет пришедших после них, более того – за счет приведенных, может быть, лично ими. То есть участники пирамиды понимали, что свои доходы они будут получать от обмана других. А сейчас они требуют, чтобы пирамида продолжала работать, то есть настаивают на продолжении обмана. Бог им судья. Хотя, конечно, со стороны государства правильным было бы ввести полную конфискацию имущества не только для организаторов, но и для первых десятков участников схем Понци. Никто же, надеюсь, всерьез не думает, что пирамиды альтруистически устраиваются для облагодетельствования людей "с улицы", а руководители пирамид выплачивают доходы посторонним лицам из собственных карманов?
Другой менее явный, на бытовом уровне, пример жадности каждый вечер демонстрируется у меня во дворе и в окрестностях. Владельцы недешевых автомобилей паркуют их на ночь под окнами. При этом, будучи культурными людьми, они не включают сигнализации, дабы не беспокоить соседей. А за углом полупустует крытая охраняемая стоянка. Арифметика странной и ложной экономии тут следующая: ночной тариф стоянки – 300 тенге, за год набегает чуть больше 100 тысяч тенге. Стоимость каждого из "ночующих" автомобилей – миллионов пять тенге. А это значит, что его владельца душит жаба потратить на годовую ночную охрану своей собственности два процента от ее денежного эквивалента, несмотря на еженочный риск потерять эту драгоценную собственность полностью. (Опять же для справки: тариф совершенно непопулярного в Казахстане полноценного страхового полиса автокаско – 5–6 процентов в год. Стояночные услуги в несколько раз дешевле, но при этом тоже не востребованы.)
Так что унылый промежуточный вывод заключается в том, что в стране имеется достаточное количество приличных с виду людей, не грабителей и не взяточников, не брезгующих дурно пахнущими деньгами, но при этом не умеющих ими рационально распоряжаться.
Перейдем к уже легендарным казахстанским (не только казахским) понтам, примеры которых можно приводить отсюда и до следующего вечера. Расползающиеся с барахолок и магазинчиков поддельные Гуччи, Луи Виттоны и Дольче с Габбанами. До сих пор живые (вот что значит настоящая инженерия!) Мерседесы W124 и БМВ E34 – ровесники своих закомплексованных юных водителей. Тои на последние или заемные деньги. (Бред, конечно, полный: однодневные хвастовство, удовлетворение самолюбия и дань фальшивой традиции расточительности в многолетний кабальный кредит.) Расплодившиеся банкетные залы, которые существуют только для и за счет свадеб, круглых и не очень дней рождений, поминок и корпоративов. Дорогие с виду автомобили, которые хозяева заправляют бензином подешевле, да и то не "до упора". Ежедневные и ежечасные повсеместные соревнования по тщеславию, дорогостоящему или старающемуся прикинуться таковым хотя бы буковками на лейблах… Эти и другие нескончаемые примеры есть свидетельство того, что в стране до сих пор не закончилось классовое расслоение общества. Люди ведут себя так, словно судьба постоянно проводит лотерею, в которой увеличенные шансы даются тем, кто демонстрирует показную роскошь, даже фальшивую. Как будто Казахстан стал питомником по размножению клонов людоедки Эллочки Щукиной.
Я не знаю корней этого всеобщего дурного миража и как долго он еще продлится. Я подозреваю, что источник понтовской заразы находится где-то в обеспеченных слоях общества, среди тех людей, в семьях которых еще не прижилось понятие "старые деньги". В общем, среди нуворишей, которые почему-то стали образцом поведения для менее процветающих земляков. А вот почему "новые казахстанцы" считают допустимым публичное хвастовство (обычно сопряженное с такой же публичной демонстрацией хамской вседозволенности), не знаю. Причем хвастовство и хамство не только собственные, но и своей прислуги. От недавней бедности, наверное, и от дефицита фантазии?
Зато я знаю, когда эпидемия понтов сойдет на нет. Когда люди поймут, что не надо ждать чудес и влиятельных родственников, что жизненный успех не падает с неба, а приходит по мере совершенствования собственного мастерства. Что можно быть кухаркой, зато самой лучшей кухаркой, отведать стряпню которой считают за честь для себя министры и миллионеры. Что можно быть дворником, зато самым лучшим дворником, глядя на которого дети учатся чистоте, порядку и уважению к труду своему и чужому. Что настоящий смысл жизни дается не по наследству с родительскими деньгами, а приходит с удовольствием от достигнутых результатов собственного труда.
В отношении понтов вывод следующий: это прыщавая болезнь молодого возраста нашего общества. Можно эти прыщи лечить или давить. Или не обращать на них особого внимания. Они пройдут с возрастом и развитием культуры денег. Надо просто подождать. Но лучше все-таки прижечь.
Удачи. Поначалу хотел привести в завершение заметки анекдот про очередного понтовщика, который умер с голоду после покупки дорогого автомобиля. А затем вспомнил о более уместном стихотворении Андрея Макаревича, который о понтах сказал все что надо за много лет до меня. Так что я отойду в сторону, а вы почитайте.
Среди всего, что в нас переплелось,
Порой самодовольство нами правит.
"Казаться или быть?" – вот в чем вопрос,
Который время человеку ставит.
Считаться кем-то или кем-то быть?
Быть смелым или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться?..
Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою...
Легко казаться. Очень трудно быть...