Не бить - только портить, гласит народная мудрость. Испокон веку поркой добивались послушания, поркой же вдалбливали знания. Но жизнь изменилась. Всего каких-то 150 лет назад яснополянские крестьяне не хотели отдавать своих детей в школу, открытую графом Толстым, ибо там детей не лупили и не секли, а без телесных наказаний какая ж учеба - так, баловство одно. А теперь, узнав, что в какой-то школе учеников подвергают порке, любой родитель, скорее всего, за версту будет эту школу обходить, да еще и в гороно пожалуется.
Но совсем другое дело - семья. Дома нерадивого сына или даже дочку не грех и приложить. Причем не просто по попе шлепнуть или подзатыльник отвесить, а ремнем отстегать - так чтоб слезы из глаз, чтоб кричал "Папа, прости, я больше так не буду!", чтоб запомнил навсегда.
Кто-то считает такой метод воспитания наилучшим из возможных, кто-то - крайним, но все же эффективным, кто-то убежден, что только так и надо действовать. Считается, что эта "наука" лучше всего запоминается - такие вот, с позволения сказать, уроки нравственности через мягкое место.
Между тем, учеными давно доказано, что от порки знания прочнее не становятся, усидчивости не прибавляется, старательности - тем более. И даже наоборот, чаще всего психологические проблемы усиливаются, а к ним добавляются новые. Вот интересно: от телесных наказаний в школах отказались из-за их неэффективности или в связи с тем, что бить чужих детей - незаконно?
То ли дело - свои дети. До сих пор многие родители считают: это мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю. Считаю нужным лупить - и буду, и не вмешивайтесь в мои методы воспитания! Другие говорят так: меня отец лупцевал, и ничего - нормальный человек вышел, а теперь - моя очередь. Есть другой вариант того же объяснения: из меня ремень человека сделал, и из моих детей сделает.
В последнее время распространение получила еще одно "научное обоснование" порки. Мол, дети - это недочеловеки. Это человек понимает слова, хорошее к себе отношение, а дети не в состоянии понять. И едва ли не единственный метод - бить.
Примерно то же самое сказал в программе "Познер" неделю назад несостоявшийся кандидат в президенты России и претендент на звание духовного мессии русского народа Ивана Охлобыстин. Он признался, что иногда подвергает порке своих детей - не важно, дочерей ли (их у него четыре), или сыновей (их двое, и они младше). Наказывает за предательство семьи, за вранье, за греховное поведение, в общем. И не словом воспитывает - ни простым, ни Божьим (хотя мог бы, будучи священником - отцом Иоанном), а рукой. Объясняет просто, дети - это "зверьки", на них иногда только "тактильно" можно воздействовать.
Владимир Познер, в той программе проявлявший, кстати сказать, чудеса тактичности и интеллигентности, и тут возмущаться не стал, только спросил, согласен ли его визави, что дети подчас бывают умнее старших. На что получил утвердительный ответ. И это было, как минимум, непоследовательно, ибо получилось, что умный "зверек" понимает больше, чем лупящий его "человечище".
А все потому, что якобы рациональные аргументы сторонников "сильной руки" в отношениях отцов и детей - суть прикрытие дремучести родителей. Ни один из этих доводов не может выдержать даже самых простых вопросов.
Если кто-то "дубасит" своего сына только потому, что его самого дубасил отец, значит порка по определению не сделала его нормальным человеком, ибо ни один нормальный человек не сможет повести себя жестоко по отношению к тому, кого любит. А если дети - это "недочеловеки" или "зверьки", то, выходит, ты по отношению к ним - словно Бог по отношению к людям. Трудно быть Богом, и если у тебя не получается, то этому есть простое объяснение: ты - не Бог.
На самом деле, вся эта порка - от бессилия. Дети не слушаются, не хотят понимать, своевольничают, плохо учатся и т.д. А родители ничего не могут с этим поделать. "Уговоры на него уже не действуют!" Да, воспитание - это наука. Постигать ее приходится каждому. И точно так же, как ваши дети плохо усваивают геометрию или физику, - точно так же и вы, очевидно, плохо осваиваете семейную педагогику. Вот только и в первом, и во втором случае оценку ставят все-таки родителям.
И еще пару слов о воспитании. Цель наших усилий в конечном счете всегда одна - воспитать человека. Неужели кто-то всерьез верит, что, чем больше у ребенка будет рубцов и ссадин, тем больше в нем будет человечности? Да, моральные принципы не передаются через гены, не впитываются с молоком матери, но они и не врезаются вместе со ранами. Чаще всего синяки на теле сопровождаются появлением рубцов и шрамов на сердце и в душе.
Дети, которых били, вырастают в ненависти к своим родителям. Им труднее завести семью. Они меньше доверяют другим людям. Им очень трудно воспитывать своих детей - потому что они не знают, как это делать, им никто этого не показал. Но некоторые дети не вырастают вообще - они сводят счеты с жизнью, не выдержал несправедливости...
В словаре Владимира Даля приводится такая пословица: "Не учили, покуда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся - не научишь". Когда ребенок ложится поперек лавки, с ним особо не побеседуешь - хочется взять дрын и... Со времен Даля слово "проучить" пришло к нам именно в этом значении. Однако, по-моему, времена изменились. Сегодняшние дети слишком быстро перестают умещаться "поперек лавки", и родителям надо спешить, чтобы "приложить руку" к их воспитанию. А еще - стараться, чтобы выражение, взятое мной в кавычки, носило в этом процессе только переносный смысл.
Не бить - только портить, гласит народная мудрость. Испокон веку поркой добивались послушания, поркой же вдалбливали знания. Но жизнь изменилась. Всего каких-то 150 лет назад яснополянские крестьяне не хотели отдавать своих детей в школу, открытую графом Толстым, ибо там детей не лупили и не секли, а без телесных наказаний какая ж учеба - так, баловство одно. А теперь, узнав, что в какой-то школе учеников подвергают порке, любой родитель, скорее всего, за версту будет эту школу обходить, да еще и в гороно пожалуется.
Но совсем другое дело - семья. Дома нерадивого сына или даже дочку не грех и приложить. Причем не просто по попе шлепнуть или подзатыльник отвесить, а ремнем отстегать - так чтоб слезы из глаз, чтоб кричал "Папа, прости, я больше так не буду!", чтоб запомнил навсегда.
Кто-то считает такой метод воспитания наилучшим из возможных, кто-то - крайним, но все же эффективным, кто-то убежден, что только так и надо действовать. Считается, что эта "наука" лучше всего запоминается - такие вот, с позволения сказать, уроки нравственности через мягкое место.
Между тем, учеными давно доказано, что от порки знания прочнее не становятся, усидчивости не прибавляется, старательности - тем более. И даже наоборот, чаще всего психологические проблемы усиливаются, а к ним добавляются новые. Вот интересно: от телесных наказаний в школах отказались из-за их неэффективности или в связи с тем, что бить чужих детей - незаконно?
То ли дело - свои дети. До сих пор многие родители считают: это мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю. Считаю нужным лупить - и буду, и не вмешивайтесь в мои методы воспитания! Другие говорят так: меня отец лупцевал, и ничего - нормальный человек вышел, а теперь - моя очередь. Есть другой вариант того же объяснения: из меня ремень человека сделал, и из моих детей сделает.
В последнее время распространение получила еще одно "научное обоснование" порки. Мол, дети - это недочеловеки. Это человек понимает слова, хорошее к себе отношение, а дети не в состоянии понять. И едва ли не единственный метод - бить.
Примерно то же самое сказал в программе "Познер" неделю назад несостоявшийся кандидат в президенты России и претендент на звание духовного мессии русского народа Ивана Охлобыстин. Он признался, что иногда подвергает порке своих детей - не важно, дочерей ли (их у него четыре), или сыновей (их двое, и они младше). Наказывает за предательство семьи, за вранье, за греховное поведение, в общем. И не словом воспитывает - ни простым, ни Божьим (хотя мог бы, будучи священником - отцом Иоанном), а рукой. Объясняет просто, дети - это "зверьки", на них иногда только "тактильно" можно воздействовать.
Владимир Познер, в той программе проявлявший, кстати сказать, чудеса тактичности и интеллигентности, и тут возмущаться не стал, только спросил, согласен ли его визави, что дети подчас бывают умнее старших. На что получил утвердительный ответ. И это было, как минимум, непоследовательно, ибо получилось, что умный "зверек" понимает больше, чем лупящий его "человечище".
А все потому, что якобы рациональные аргументы сторонников "сильной руки" в отношениях отцов и детей - суть прикрытие дремучести родителей. Ни один из этих доводов не может выдержать даже самых простых вопросов.
Если кто-то "дубасит" своего сына только потому, что его самого дубасил отец, значит порка по определению не сделала его нормальным человеком, ибо ни один нормальный человек не сможет повести себя жестоко по отношению к тому, кого любит. А если дети - это "недочеловеки" или "зверьки", то, выходит, ты по отношению к ним - словно Бог по отношению к людям. Трудно быть Богом, и если у тебя не получается, то этому есть простое объяснение: ты - не Бог.
На самом деле, вся эта порка - от бессилия. Дети не слушаются, не хотят понимать, своевольничают, плохо учатся и т.д. А родители ничего не могут с этим поделать. "Уговоры на него уже не действуют!" Да, воспитание - это наука. Постигать ее приходится каждому. И точно так же, как ваши дети плохо усваивают геометрию или физику, - точно так же и вы, очевидно, плохо осваиваете семейную педагогику. Вот только и в первом, и во втором случае оценку ставят все-таки родителям.
И еще пару слов о воспитании. Цель наших усилий в конечном счете всегда одна - воспитать человека. Неужели кто-то всерьез верит, что, чем больше у ребенка будет рубцов и ссадин, тем больше в нем будет человечности? Да, моральные принципы не передаются через гены, не впитываются с молоком матери, но они и не врезаются вместе со ранами. Чаще всего синяки на теле сопровождаются появлением рубцов и шрамов на сердце и в душе.
Дети, которых били, вырастают в ненависти к своим родителям. Им труднее завести семью. Они меньше доверяют другим людям. Им очень трудно воспитывать своих детей - потому что они не знают, как это делать, им никто этого не показал. Но некоторые дети не вырастают вообще - они сводят счеты с жизнью, не выдержал несправедливости...
В словаре Владимира Даля приводится такая пословица: "Не учили, покуда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся - не научишь". Когда ребенок ложится поперек лавки, с ним особо не побеседуешь - хочется взять дрын и... Со времен Даля слово "проучить" пришло к нам именно в этом значении. Однако, по-моему, времена изменились. Сегодняшние дети слишком быстро перестают умещаться "поперек лавки", и родителям надо спешить, чтобы "приложить руку" к их воспитанию. А еще - стараться, чтобы выражение, взятое мной в кавычки, носило в этом процессе только переносный смысл.