Блоги
18 марта 2016 | 10:52

Раз, два, три, дедушка Қыдыр, приди!

Канат Тасибеков Автор книг "Ситуативный казахский"

Приближается Наурыз-мейрамы - государственный праздник Республики Казахстан, отмечаемый 22 марта, а проще говоря, казахский Новый год, и мне, например, очень обидно, что  его празднование проходит у нас  гораздо скромнее, чем встреча Нового года 31 декабря.

Приближается Наурыз-мейрамы - государственный праздник Республики Казахстан, отмечаемый 22 марта, а проще говоря, казахский Новый год, и мне, например, очень обидно, что  его празднование проходит у нас  гораздо скромнее, чем встреча Нового года 31 декабря.

Так почему же мы не отмечаем Наурыз так, как он того достоин? Может быть, мы недостаточно патриотичны или праздник надуманный? Нет, праздник этот - один из самых древних на Земле. Как государственный праздник он отмечается в Афганистане, Таджикистане, Иране, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, просто как праздничный день в Турции, Азербайджане, Македонии и Албании. Кстати, в христианстве дата Пасхи отсчитывается от этого дня - это первое воскресенье первого после дня весеннего равноденствия новолуния.

Слов нет, 31 декабря - дата, примечательная уже тем, что с ее окончанием мы перешагиваем рубеж, вступая в следующий год, но справедливости ради надо сказать, что этот рубеж во многих странах проходит абсолютно незаметно, просто меняется цифра в календаре. Мы с семьей в течение многих лет встречали Новый год в разных странах (это в те годы, когда я занимался бизнесом, сейчас я себе этого позволить не могу) и видели, что новогоднее веселье вокруг елки кипит только в пределах отеля или ресторана, а сам город спокойно спит, и это не только в Азии, но и в Европе, где традиционно широко отмечается Рождество, а Новый год проходит без помпы, просто как его "довесок".

Тогда, значит, дело в нашей патриотичности, вернее в ее отсутствии? Тоже думаю - нет.

Я думаю, дело в отсутствии государственного подхода к этому вопросу.

Ведь Новый год в таком виде, как мы встречаем его сейчас, это изобретение идеологов большевиков, которые в 1935 году праздник Рождества приспособили для Страны Советов, убрали религиозный налет, изменили имидж злого Мороза из русских сказок (помните "Мороз - Красный нос" Некрасова) на доброго Дедушку Мороза, придумали сопроводить его внучкой Снегурочкой, позже появилась гастрономическая составляющая праздника в виде оливье, шампанского и апельсинов, в соответствии с запросами времени шубка Снегурочки укоротилась до мини, сексуально обнажив коленки (забота о молодежи), речь президента перед боем курантов стала придавать празднику политический вес, а просмотр фильма про Женю Лукашина объединил весь "советский народ" перед экранами телевизоров.

А у нас? Почему древний праздник Весны и Возрождения, призванный сегодня объединять граждан Казахстана разных национальностей, разных культурных традиций, не стал нашим общим праздником?

Не разработана обрядность. Точно пока есть только гастрономическая составляющая праздника в виде наурыз-көже. Остальное все делают на свой лад и вкус. Раз уж встреча Нового года с Дедом Морозом и Снегурочкой так пришлась по душе людям, почему бы не сохранить такой формат и для Наурыз-мейрамы? Тем более потенциальный кандидат на роль главного действующего лица праздника в лице Қыдыр-ата есть, но надо точно визуализировать, как он должен выглядеть, вплоть до деталей чапана, сапог (саптама) и длины бороды. Придумать, кто будет рядом с Қыдыр-ата? Может, Ақ-әже или, может, тоже лучше пусть внучка сопровождает, например Шолпан - утренняя звезда? Ее образ. Это все надо прописать. И сценарии желательно бы написать с учетом географии. А то в Северном Казахстане 22 марта бывает, как бы это помягче сказать, прохладно на улице на алтыбакане качаться, да и наурыз-көже замерзает в пиалках.

А сам, скажете вы, сам-то ты отмечаешь Наурыз? Да, отмечаю. Жена готовит наурыз-көже, мы ходим в гости по родственникам и друзьям. А вот на площадь я не хожу. Почему? Потому что там стоят юрты. В юртах накрыты столы. Юрт мало - на всех не хватает. Обязательно есть главная юрта, которая охраняется полицией и в которую войдет и будет там есть мясо за закрытыми дверями бастык (аким, министр, ректор) и его свита. Избранные. А быдло остается на улице. Такой вот обычай. Я не хочу чувствовать себя быдлом. Не нравится мне что-то этот обычай!