Блоги
17 июля 2011 | 23:37

Разгребая

Азамат Джолдасбеков Профессиональный независимый директор

Уф, надо бы поторопиться… Уже следующий понедельник на носу, а я только-только сел за написание очередной, то есть этой, заметки, которая как раз таки в ночь с воскресенья на понедельник и должна быть опубликована. Пончик в "Незнайке на Луне" (кстати, названная книга Н. Носова - один из двух лучших учебников мира по экономике) приговаривал "Режим питания нарушать нельзя!". Вот и мне нельзя нарушать график публикаций: если уж пообещал выдавать раз в неделю свежую заметку, надо слово держать. Обычно я предпочитаю ничего не обещать, дабы не связывать себя обязательствами, используя взамен менее жесткий глагол "постараюсь". Однако иногда обещания давать приходится - самому себе или другим, и тогда надо обещанное выполнять любой ценой, через "не могу", чтобы не ощущать себя бесхребетным существом, не умеющим отвечать за собственные слова.

Так, а писать я буду про… Ммм… Вот про это и буду писать - про распределение времени, которого всегда не хватает, между делами, которых постоянно много.

Я никогда не придерживался какой-либо особой теории управления временными ресурсами, хотя одно время мне просто эстетически нравилась матричная модель Эйзенхауэра, уж больно наглядно, просто и красиво она выглядела. (А простота, как следует из принципа лезвия Оккама, является одним из признаков эффективности. По словам же авиаконструктора А.Н. Туполева, "только красивые самолеты хорошо летают".) Суть этой модели заключается в построении квадрантов дел, распределяемых по критериям важности и срочности. То есть дела сортируются как "Важные и срочные", "Важные, но не срочные", "Не важные, но срочные" и "Не важные и не срочные". Исходя из данных критериев определяется приоритетность дел и выстраивается очередность их выполнения. Однако, применив эту модель какое-то время на практике, я убедился в ее непригодности, по крайней мере для своего стиля работы: при концентрации на важных делах мгновенно вырастала гора из дел мелких. Примитивных, но муторных, требующих в результате на свое суммарное разрешение много сил и времени. При этом чаще всего оказывалось, что для выполнения крупных дел вначале нужно разгрести мелочевку, а после такого разгребания на крупные дела уже не хватало запала-потенциала или приходилось тратить опять-таки много времени на то, чтобы вспомнить, каким же образом я изначально собирался решать когда-то начатые, но прерванные из-за мелочи крупные дела.

Так что поневоле пришлось изобретать для себя другой подход, построенный на двух правилах: "Не позволяй мелочи накапливаться" и "Для важных дел нужно особое время".

Первое правило реализуется достаточно просто, только оно требует навыков самоорганизации и самоконтроля. И знания одной житейской толстой тонкости, которая гласит "Есть дела, которые решаются сами собой или которые не решаются в принципе". В общем, я поступаю так: в голове постоянно, где-то на заднем плане, маячит облако мелких дел, среди которых периодически всплывают или специально мною отлавливаются те из них, которые можно запланировать и/или которые надо выполнить обязательно, например, сменить документы к истечению срока их действия или заплатить ежегодный налог. Всплыли-поймались? Значит, их надо обязательно записать, покуда их обратно в облако не утянуло. (Прочие дела, оставшиеся в облаке, по умолчанию считаются теми, которые как-нибудь рассосутся без моих особых усилий или которые всегда будут в облаке болтаться. В конце концов, должно же это облако из чего-то состоять по минимуму.) Дело записанное есть дело запланированное, направленное в упорядоченный поток. А записывать и, соответственно, планировать можно разными способами, в зависимости от личных предпочтений. Я традиционно использую два способа записи, помимо записи в "операционную" однодневную память от пробуждения до засыпания и обмена фиксирующими сообщениями с партнерами по электронной почте: в записные книжки, которые выступают долго- и среднесрочным реестром, и на бумажки-липучки, которые являются краткосрочными "напоминалками" и порождаются по мере просмотра реестра. Кроме того, благодаря развитию технологий периодически появляются новые способы упорядочивания дел, из которых (способов) мне нравятся календари в сотовых телефонах - в них удобно записывать регулярно повторяющиеся события типа дней рождения. Есть еще программки вроде гугловских "Календаря" и "Списка дел", но только с ними вечно что-то не так по части корректного функционирования, да еще и не всегда удобно. При реализации первого правила очень важно заиметь пару привычек: (1) регулярно просматривать и актуализировать реестр дел, (2) делать любую мелочевку по возможности заранее, не позволяя ей превратиться к моменту "отсечки" в кучу дерьма, преграждающего путь.

Второе правило реализуется по мере следования первому: в плановом потоке маленьких дел надо обязательно формировать проруби, отжимая за их края соседствующую мелочевку. И вот во временных границах этих прорубей и нужно выполнять дела большие и важные, не позволяя себе отвлекаться на дела в данный момент пустяшные. Тут тоже есть нюанс: обычно серьезные дела приходится делать в несколько заходов-прорубей, между которыми нельзя допускать большие промежутки. Иначе эти промежутки забиваются мелочью. А про нее уже известно, что она имеет свойство накапливаться и превращаться в вязкие препятствия. В наше суматошное время в качестве "дежурных" прорубей приходится использовать субботы. Но это не страшно, да и у многих ответственных людей работа по выходным уже стала не только вынужденной необходимостью, но и добровольной потребностью - возможностью делать дела не на бегу, а со вкусом, с толком, с расстановкой, не отвлекаясь на буднюю шелуху.

К сожалению, есть большие дела, на которые нужно совсем много времени. И обиднее всего то, что под эти-то дела, по которым, может быть, и будут оценивать твою жизнь, проруби формировать и не получается… Значит, надо какие-то дела, которые выглядят важными, переводить в категорию мелочи и отжимать от краев прорубей. Знать бы только какие, да еще бы набраться храбрости на такую реклассификацию.

Удачи.    Осознавая ценность времени как ресурса, поневоле начинаешь завидовать детям, для которых время - тягучая струя беззаботного вроде бы ничегонеделания, без всяких "облаков дел" и "прорубей в плановых потоках". И тут же вспоминаешь себя ребенком, желающим поскорее стать взрослым. Просто взрослым. И еще понимаешь, что когда-то наступит возраст, когда время снова станет тягучим. И страшишься этого возраста, хотя только недавно завидовал детскому ничегонеделанию. Парадокс?

P.S. Всё равно кто-нибудь спросит о втором лучшем учебнике мира по экономике. Так вот, это "Финансист" Теодора Драйзера.

Уф, надо бы поторопиться… Уже следующий понедельник на носу, а я только-только сел за написание очередной, то есть этой, заметки, которая как раз таки в ночь с воскресенья на понедельник и должна быть опубликована. Пончик в "Незнайке на Луне" (кстати, названная книга Н. Носова - один из двух лучших учебников мира по экономике) приговаривал "Режим питания нарушать нельзя!". Вот и мне нельзя нарушать график публикаций: если уж пообещал выдавать раз в неделю свежую заметку, надо слово держать. Обычно я предпочитаю ничего не обещать, дабы не связывать себя обязательствами, используя взамен менее жесткий глагол "постараюсь". Однако иногда обещания давать приходится - самому себе или другим, и тогда надо обещанное выполнять любой ценой, через "не могу", чтобы не ощущать себя бесхребетным существом, не умеющим отвечать за собственные слова.

Так, а писать я буду про… Ммм… Вот про это и буду писать - про распределение времени, которого всегда не хватает, между делами, которых постоянно много.

Я никогда не придерживался какой-либо особой теории управления временными ресурсами, хотя одно время мне просто эстетически нравилась матричная модель Эйзенхауэра, уж больно наглядно, просто и красиво она выглядела. (А простота, как следует из принципа лезвия Оккама, является одним из признаков эффективности. По словам же авиаконструктора А.Н. Туполева, "только красивые самолеты хорошо летают".) Суть этой модели заключается в построении квадрантов дел, распределяемых по критериям важности и срочности. То есть дела сортируются как "Важные и срочные", "Важные, но не срочные", "Не важные, но срочные" и "Не важные и не срочные". Исходя из данных критериев определяется приоритетность дел и выстраивается очередность их выполнения. Однако, применив эту модель какое-то время на практике, я убедился в ее непригодности, по крайней мере для своего стиля работы: при концентрации на важных делах мгновенно вырастала гора из дел мелких. Примитивных, но муторных, требующих в результате на свое суммарное разрешение много сил и времени. При этом чаще всего оказывалось, что для выполнения крупных дел вначале нужно разгрести мелочевку, а после такого разгребания на крупные дела уже не хватало запала-потенциала или приходилось тратить опять-таки много времени на то, чтобы вспомнить, каким же образом я изначально собирался решать когда-то начатые, но прерванные из-за мелочи крупные дела.

Так что поневоле пришлось изобретать для себя другой подход, построенный на двух правилах: "Не позволяй мелочи накапливаться" и "Для важных дел нужно особое время".

Первое правило реализуется достаточно просто, только оно требует навыков самоорганизации и самоконтроля. И знания одной житейской толстой тонкости, которая гласит "Есть дела, которые решаются сами собой или которые не решаются в принципе". В общем, я поступаю так: в голове постоянно, где-то на заднем плане, маячит облако мелких дел, среди которых периодически всплывают или специально мною отлавливаются те из них, которые можно запланировать и/или которые надо выполнить обязательно, например, сменить документы к истечению срока их действия или заплатить ежегодный налог. Всплыли-поймались? Значит, их надо обязательно записать, покуда их обратно в облако не утянуло. (Прочие дела, оставшиеся в облаке, по умолчанию считаются теми, которые как-нибудь рассосутся без моих особых усилий или которые всегда будут в облаке болтаться. В конце концов, должно же это облако из чего-то состоять по минимуму.) Дело записанное есть дело запланированное, направленное в упорядоченный поток. А записывать и, соответственно, планировать можно разными способами, в зависимости от личных предпочтений. Я традиционно использую два способа записи, помимо записи в "операционную" однодневную память от пробуждения до засыпания и обмена фиксирующими сообщениями с партнерами по электронной почте: в записные книжки, которые выступают долго- и среднесрочным реестром, и на бумажки-липучки, которые являются краткосрочными "напоминалками" и порождаются по мере просмотра реестра. Кроме того, благодаря развитию технологий периодически появляются новые способы упорядочивания дел, из которых (способов) мне нравятся календари в сотовых телефонах - в них удобно записывать регулярно повторяющиеся события типа дней рождения. Есть еще программки вроде гугловских "Календаря" и "Списка дел", но только с ними вечно что-то не так по части корректного функционирования, да еще и не всегда удобно. При реализации первого правила очень важно заиметь пару привычек: (1) регулярно просматривать и актуализировать реестр дел, (2) делать любую мелочевку по возможности заранее, не позволяя ей превратиться к моменту "отсечки" в кучу дерьма, преграждающего путь.

Второе правило реализуется по мере следования первому: в плановом потоке маленьких дел надо обязательно формировать проруби, отжимая за их края соседствующую мелочевку. И вот во временных границах этих прорубей и нужно выполнять дела большие и важные, не позволяя себе отвлекаться на дела в данный момент пустяшные. Тут тоже есть нюанс: обычно серьезные дела приходится делать в несколько заходов-прорубей, между которыми нельзя допускать большие промежутки. Иначе эти промежутки забиваются мелочью. А про нее уже известно, что она имеет свойство накапливаться и превращаться в вязкие препятствия. В наше суматошное время в качестве "дежурных" прорубей приходится использовать субботы. Но это не страшно, да и у многих ответственных людей работа по выходным уже стала не только вынужденной необходимостью, но и добровольной потребностью - возможностью делать дела не на бегу, а со вкусом, с толком, с расстановкой, не отвлекаясь на буднюю шелуху.

К сожалению, есть большие дела, на которые нужно совсем много времени. И обиднее всего то, что под эти-то дела, по которым, может быть, и будут оценивать твою жизнь, проруби формировать и не получается… Значит, надо какие-то дела, которые выглядят важными, переводить в категорию мелочи и отжимать от краев прорубей. Знать бы только какие, да еще бы набраться храбрости на такую реклассификацию.

Удачи.    Осознавая ценность времени как ресурса, поневоле начинаешь завидовать детям, для которых время - тягучая струя беззаботного вроде бы ничегонеделания, без всяких "облаков дел" и "прорубей в плановых потоках". И тут же вспоминаешь себя ребенком, желающим поскорее стать взрослым. Просто взрослым. И еще понимаешь, что когда-то наступит возраст, когда время снова станет тягучим. И страшишься этого возраста, хотя только недавно завидовал детскому ничегонеделанию. Парадокс?

P.S. Всё равно кто-нибудь спросит о втором лучшем учебнике мира по экономике. Так вот, это "Финансист" Теодора Драйзера.