Мы часто слышим, как трудно девушке найти парня. И часто такие жалобы подкреплены некой статистикой о том, что на каждого парня в Казахстане приходится по десять девушек. Некоторые блогеры даже писали о том, что такое (или близкое) соотношение было выявлено в результате последней переписи населения. В этом эссе мы посмотрим на то, что говорит статистика, и если дело не в аномальном соотношении количества парней и девушек, то в чем же может быть проблема? Я предложу свою гипотезу, но она так и останется гипотезой, так как исследование я проводить не буду. Поэтому прошу относиться к идеям, озвученным ниже, как к гипотетическим объяснениям социальной динамики в Казахстане.
Мы часто слышим, как трудно девушке найти парня. И часто такие жалобы подкреплены некой статистикой о том, что на каждого парня в Казахстане приходится по десять девушек. Некоторые блогеры даже писали о том, что такое (или близкое) соотношение было выявлено в результате последней переписи населения. В этом эссе мы посмотрим на то, что говорит статистика, и если дело не в аномальном соотношении количества парней и девушек, то в чем же может быть проблема? Я предложу свою гипотезу, но она так и останется гипотезой, так как исследование я проводить не буду. Поэтому прошу относиться к идеям, озвученным ниже, как к гипотетическим объяснениям социальной динамики в Казахстане.
Откуда появилась идея исследовать эту тему? Просто я настолько устал слышать эту глупую статистику о соотношении девушки-парни 10:1: в нее верят даже многие образованные люди, преимущественно, конечно же, девушки. Да, возможно, эта идея привлекательна с точки зрения confirmation bias - положительной предвзятости людей к идеям, которые им нравятся, - и, возможно, многие девушки думают, что именно из-за такого неблагоприятного соотношения им тяжело найти парней. Однако если хорошенько подумать, то такое соотношение просто невозможно (в мирное время). Физиологически мальчики и девочки рождаются с постоянным соотношением 107:100. В среднем в мире соотношение мужчин к женщинам среди всех возрастов 101:100, то есть мужчин даже больше. Так как может быть, что в возрасте бракосочетания в Казахстане это соотношение столь сильно отличается от нормативов? Заглянем в статистику.
Согласно результатам переписи населения 2009 года, в Казахстане проживало 7,712 миллиона мужчин и 8,297 миллиона женщин, то есть соотношение женщин к мужчинам было больше: 107 к 100, благо уже не 10 к 1, но, возможно, это все же аргумент в пользу тех, кто считает, что женщин в бракосозидательном возрасте больше. Давайте заглянем глубже. Зная, что при рождении 107:100 в пользу мальчиков, очень трудно поверить, что уже в бракосозидательном возрасте статистика перевернется в сторону девушек 107:100. Действительно, средняя продолжительность жизни женщин в Казахстане на десять лет больше: 75 против 65, поэтому можно предположить, что основная разница в соотношении приходится на последние годы жизни. Подумайте сами, как много у нас апашек-вдов.
Действительно, графическая репрезентация (Рис. 1) поло-возрастного соотношения в Казахстане подтверждает данную гипотезу, и более того, взгляните на секцию 20-летнего возраста: мужчин и женщин одинаковое количество! То есть в бракосозидательном возрасте в Казахстане ровно столько же мужчин, сколько и женщин. Миф разрушен!
Так почему же девушки жалуются на то, что им трудно найти парней? Ниже я предложу две различные гипотезы.
1. Разница в рождаемости в разные эпохи
В свете того, что парни женятся на девушках более молодого возраста, а девушки ищут парней постарше, давайте посмотрим динамику изменения рождаемости в Казахстане в разные годы (Рис. 1). Давайте обратим внимание на поло-возрастную пирамиду за 2009 год. Как видно, пик рождаемости приходится на 1989 год (пик пирамиды приходится на 20-летних). Примерно с 1970 по 1990 год был ежегодный рост рождаемости с самым быстрым ростом в 80-х. Скорее всего, это дети, родившиеся после войны, сами становились родителями. После 1990 начался развал Советского Союза, а вместе с этим и резкое падение рождаемости вплоть до 2001-2002 годов. Во время такого кризиса людям было просто не до детей! Что это означает для динамики отношений между мужчинами и женщинами, если допустить, что утверждение "парни женятся на девушках моложе, девушки ищут парней постарше" является истиной?
Как видно из рисунка 2, если взять парней, рожденных с 1979 по 1984 год, и сравнить с девушками с 1984 по 1989 год рождения, то получается, что девушек больше на 23 процента. Это уже существенная разница. Представьте парней в виде четырех стульев и пять девушек, которые пытаются сесть на стулья. Только в отличие от знаменитой игры нужно еще понравиться стулу, но сесть можешь еще до того, как закончится музыка. Представьте, что будет, если останется только два стула и три девушки. К тому же экономическая теория поиска предсказывает, что это будут не лучшие два стула. Так вот, между тремя оставшимися девушками может развиться настоящая битва, и выиграет та, которая, скорее всего, пойдет на большее, чем остальные конкурентки. Так и в реальной жизни - после определенного возраста холостые парни не ощущают нехватки внимания и порой сами ожидают ухаживаний со стороны девушек. Но, пожалуй, все получилось слишком пессимистично для девушек. Давайте еще раз посмотрим на рисунок, но теперь посмотрим на парней, рожденных с 1989 по 1994 год, и на их потенциальных невест 1994-1999 года рождения. Как видно из графического решения задачи (Рис. 3), соотношение количества парней и девушек составляет 1,22:1, то есть парней на 22 процента больше, значит, для этих парней ситуация аналогична ситуации с девушками 84-89 годов рождения. Просто именно для девушек 84-89 годов рождения музыка может скоро закончиться, поэтому их жалобы сейчас слышны громче. Через пять лет все будет наоборот, и жаловаться будут парни на нехватку девушек.
А вообще, данная модель действительна настолько, насколько является истиной ее основное допущение, что парни в среднем женятся на девушках младше на пять лет. Если девушки 84-89 годов рождения откажутся от этой идеи и будут открыты к отношениям со сверстниками или, еще лучше, парнями более молодого поколения, то проблема была бы решена. Настоящая социальная динамика - более сложная штука: кто-то разводится и опять выходит на рынок, кто-то уезжает, кто-то женится совсем на другом поколении, поэтому реальная ситуация не настолько плоха ни для девушек 84-89 годов, ни для парней 89-94 годов. Поэтому давайте обратимся ко второй гипотезе.
2. Условная трехфакторная модель "Внешность - Доход - Ум"
Представим, что существует только три фактора, по которым люди выбирают себе пару: внешность, богатство и некий фактор, который предсказывает будущую успешность: за отсутствием лучшего, давайте назовем этот фактор умом. Как и другие атрибуты, каждое из этих качеств скорее всего имеет нормальное распределение в населении (normal distribution). Посмотрим на рисунок 4.
Представим далее, что только 5 процентов населения имеет один из этих факторов больше 7,5 балла из 10. Далее для простоты давайте представим, что эти факторы независимы друг от друга (хотя это не играет очень большой роли, но сильно упрощает модель), хотя на самом деле какая-то зависимость в реальной жизни, конечно, есть.
Представим себе девушку с параметрами 6-6-6, то есть она красива на 6, богата на 6 и умна на 6. Это достаточно хорошая девушка, поскольку только 35 процентов населения имеет красоту выше 6,35 балла, ум выше 6 и богатство выше 6. А чтобы все эти факторы были в одной девушке - достаточно редкое явление - всего 4 процента. Возможно, такая девушка не должна иметь больших проблем с выбором кавалеров. Однако в реальности мы видим немного иную картину.
Дело в том, что парни в Казахстане уделяют непропорционально повышенное внимание внешности, а девушки - непропорционально повышенное внимание богатству (скорее всего) или фактору - предсказателю будущей успешности (если она немного подумает). Действительно, пока "сбалансированные (6-6-6)" девушки уповают на нехватку "достойных" кандидатов, девушки с красивой внешностью не успевают выставить все букеты с количеством роз от 101 и выше в инстаграм. За ними одновременно могут ухаживать и интересоваться ими от трех до ста парней, и количество их подписчиков в инстаграме такое, что у этих девушек статус знаменитостей. Короче, красивые девушки и забирают "сбалансированных" парней или парней с хорошим доходом или потенциалом. Поэтому девушкам 6-6-6 нужно искать какие-то компромиссы - может, выбирать парней 8-3-5 или парней 8-5-3? А что если девушка очень умная, например 6-5-8? Сможет ли она найти компромисс и выйти замуж за парня 8-5-3, "красавчика"? Некоторые смогут, но есть ощущение, что многие нет. Хотя в зеркальной ситуации парни бы смогли жениться. Вот тут и возникает проблема: поверхностность наших парней и создает проблемы для "сбалансированных" или умных девушек - они не удовлетворены выбором, который им остается. Тут хочется сказать: "вот парни сволочи", но остается ощущение, что что-то не так. Ведь жизнь несправедлива не только для сбалансированных и умных девушек, верно? Ведь если вспомнить, что количество парней и девушек одного возраста одинаково, то должно существовать и такое же количество парней, которым приходится идти на компромисс или которые так и не находят свою половинку. И действительно, тут вспоминаются обычные жалобы обычных парней (6-5-5), что девушки материалистичны и уходят к парням с крутыми машинами и так далее. Об этом снято много вайнов и спето много грустных (читать "лузерских") песен рэпперами ("Где ты, где я" - Тимати и Егор Крид).
Ситуация, описанная выше, является основной проблемой социальной динамики в Казахстане, но она свойственна многим развивающимся странам. В Аргентине, например, аномально высокий процент женщин, которые ходят на фитнес и делают пластические операции (возможно, крайне экстремальный пример). Однако так ли это плохо?
Кэтрин Хаким, профессор социологии из Лондонской школы экономики (мой альма-матер), в своей работе "Эротический Капитал" предлагает добавить эротический капитал к уже существующим личным имуществам человека: к экономическому, культурному и социальному капиталам. Вывод, к которому она приходит: у женщин больше эротического капитала, чем у мужчин, так как они тратят больше усилий, чтобы развивать его, однако патриархальные общественные ценности жестко осуждают женщин, использующих его, даже феминистическая теория осуждает женщин, использующих эротический капитал, называя это поверхностным. Однако в нашем сексуализированном обществе те, кто умело преподносит свою красоту и сексуальность, достигают большего успеха, чем другие. И это, друзья, рекомендация для западного общества. Поэтому отсюда напрашивается вопрос: быть может, у нас есть чему поучиться у инстаграмовых чикс?
Возможно, уместно упомянуть следующее замечание. Некоторые парни говорят, мол, нельзя доверять фотографиям из инстаграма: косметика, позирование, освещение и тот факт, что только 101-я фотка попадает в инстаграм, делают свое дело, и обычно внешность девушек сильно приукрашена в инстаграме, поэтому нужно встретиться и только потом делать какие-то выводы. Только многие парни попадаются на это и успевают влюбиться в образ и уже не видят объективной картины, поэтому такая стратегия тоже работает. Ну конечно работает! Иначе в мире не существовало бы такой индустрии, как рекламная, ведь реклама представляет продукт только с выгодного ракурса, и это реально работает. Поэтому нашему и будущему поколениям молодых людей нужно уметь "рекламировать" себя, ведь а) конкуренты это делают и б) если вы сами не будете себя рекламировать, за вас этого никто не сделает.
Такова реальная социальная динамика современного мира на сегодняшний день, а не только Казахстана.
Как оно есть.