Сбегать вприпрыжку к колодцу, взбить 5 литров сметаны - о буднях казахских келин

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Друзья!

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Друзья!

Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков, которые собраны в моей книге "Қарашаңырақ". Сегодня о том,

Как невесты становились женами

И вот, наконец, образовалась еще одна семья и в доме появился новый человек – келін (невестка). Естественно, ей приходилось первое время несладко. Надо было как-то вживаться. Все-таки новый дом, новая обстановка, новые люди. Все чего-то хотят, что-то говорят, лезут с советами, чему-то учат. А ей к маме хочется. И с подружками потарахтеть. Обсудить последние новости. И сериал любимый ночью досмотреть. Да и куклу она свою любимую забыла…

Понимая все это, родственники мужа помогали ей быстрее освоиться. Для этого существовали ритуалы "үй көрсету" или "отқа шақыру": показать дом или же просто позвать на огонек.

Ближайшие родственники и соседи по очереди приглашали молодых в гости. Они устраивали небольшое застолье, знакомились, дарили подарки и приглядывались к келін: им не терпелось узнать – повезло их парню или он "конкретно попал?"

Невестка тоже приносила с собой небольшой подарок: коврик, украшение какое-нибудь или отрез на платье. У казахов вообще не принято было появляться с пустыми руками в гостях. Что-нибудь да захвати. Хоть цветы с городской клумбы.


Фото:massaget.kz

Но это, так скажем, ненапряжные моменты. Подумаешь, что там сложного: в гости сходить, поулыбаться? Но, повторюсь, с замужеством жизнь любой казахской девушки полностью менялась. И до нее потихоньку начинало доходить, что тот голосистый мужик с домброй, который открывал ей лицо на свадьбе, на самом-то деле не шутил. Он говорил правду. И теперь келін ждала жизнь, чем-то напоминающая яркие будни лагерного первохода. Теперь она жила строго по распорядку. И в распорядке этом черным по белому четко было прописано: встать раньше всех, заправить постель, проветрить помещение, подоить коров, убраться в доме, развести огонь в очаге, вскипятить самовар, пожарить баурсаки, согреть молоко, не задавать вопросов, отвечать кратко и по существу и оставаться при этом улыбчивой и радушной. Даже если свекровь просыпалась в дурном расположении духа и смотрела на ее чай примерно так, как смотрел генерал Гесс на своих прокуроров во время Нюрнбергского процесса. В ответку невестка должна была демонстрировать железное самообладание, сохранять присутствие духа и всем своим видом показывать, какое счастье нежданно-негаданно привалило ей ни за что ни про что, а потому она вот-вот готова лопнуть от радости и восторга.

Сбегав вприпрыжку к колодцу за водой с двумя флягами воды на плечах и взбив на сепараторе литров пять сметаны, она должна была сидеть и ждать. Ждать, когда ее дражайший муженек, зевнув в последний раз и с хрустом расправив могучие плечи, крякнет и бухнется к дастархану.

Между прочим, там тоже еще неизвестно, в каком настроении проснется он? А вдруг сапогом запустит?

Что? Страшную картинку нарисовал?

Расслабьтесь. Это я слегка приукрасил.

Согласен, "кое-где у нас порой" так оно и было (и есть до сих пор). Но это зависело от ситуации в каждом конкретном доме. Где-то на невестку смотрели как на дежурного шныря, а где-то - как на родную дочь. И первое время даже не заставляли работать. Баловали, пока привыкнет. Потом она сама втягивалась. А ей, повторюсь, было непросто. Мало того, что надо было всех запомнить: кто кому кем приходится, откуда прибыл, как легализовался, кто за что отвечает... А их тут – целый аул. Попробуй, запомни. А ведь надо было еще придумать имена и прозвища ближнему кругу: невестка не могла ни к кому обращаться по имени или по званию. И вот она должна была включить фантазию. Имена придумать. Причем не абы как, а с прибамбасами. В новом имени должен был отражаться характер человека, его натура и суть. И звучать оно должно было живописно. Красиво. По-доброму. Такие распространенные в народе погоняла, как Шило, Кабан, Кирпич, Леший, Чума, Гондурас, Неадекват, Нурик-Беспредел, Алиюша-налетчица, Загипуша-золотая ручка, и тому подобные не прокатывали.

Этот испытательный обряд назывался "Ат тергеу" – "Испытание именем". Придумывание имен, короче. И невестка придумывала.

Что потом?

Поскольку юной невестке предстояло провести "на вольном поселении" примерно год без передач и свиданий, ей разрешалось отправлять домой "малявы". Бумаги не было. Ручек с чернилами тоже. Эмейлов еще не завели, инстаграмов тоже, "одноклассники" не существовали, в фейсбуках никто не сидел, а почтой служили случайные попутчики. Поэтому пользовались зашифрованным письмом: брали обыкновенный платочек или любую красивую тряпочку и вышивали на ней узоры. Почти как Ленин, который слал письма из ссылки в Шушенском. Дома маманя письмишко получала, раскрывала и смотрела. Если вышит бараний рог – қошқармүйіз, значит: "Все маманя, кранты мне. Попала ваша распрекрасная дочь во что-то липкое и непромокаемое, и несет теперь меня по кочкам да по корягам в даль беспросветную, да так, что берегов не видно".

А если вышит аккуратненький такой узорчик в виде птичьего клювика – құсмұрын, то значит: "Все ништяк, живу как могерам, жранья от пуза, смолья полный сидор, у местного контингента в авторитете. Словом, не кичман, а дом родной".

Если ее родители получали такую весточку, то сильно радовались и тут же резали ни в чем не повинную овечку: как известно, у казахов за все хорошее и плохое отвечает именно он – баран. Родители на радостях приносили его в жертву и звали всех в гости отметить такое дело.


Иллюстрация:e-history.kz

А вообще, за всеми этими обрядами и ритуалами стоял особый смысл. Дело в том, что пока у невестки не рождался ребенок, она считалась чужой в новой семье. Чужой по крови. Но как только появлялся первенец, ее статус резко менялся. Она становилась "своей". И, кстати говоря, родить она должна была также строго по графику. То есть в течение первых девяти-десяти месяцев или года после свадьбы. Если женщина не рожала, то это считалось неправильным. Бездетность, как и безбрачие, в традиционном казахском обществе порицалась. Ради чего тогда затевался весь этот сыр-бор, спрашивается?

С появлением ребенка келін делались послабления. То есть режим заметно смягчался. Она уже не так упахивалась по дому и могла вести себя вольнее. Ей уже разрешалось задавать интересующие вопросы, спать днем, разговаривать слышнее и даже рассказывать крамольные анекдоты. Главной задачей ее было – родить еще детей. До тридцати лет ей как минимум необходимо было заработать серьезное положение, поэтому она все время была… в положении. В этом заключалось ее главное предназначение. И постепенно, по прошествии лет и с появлением определенного количества детей, статус ее полностью укреплялся, и она становилась "законницей".

К тому времени свекровь уже старела и потихоньку отходила от активной жизни. Она передавала все дела своей старшей келін, и теперь уже келін командовала парадом и строила всех по ранжиру. Теперь уже она могла руководить вновь прибывшими невестками и заставляла их бегать с флягами за водой и дергать коров за титьки.

Более того, она уже в некотором смысле могла даже влиять на мужа. Правда, не так чтобы чересчур, сильно и настоятельно, но ей уже позволялось давать советы. Например, как вести хозяйство, что купить, что продать, с кем породниться, с кем, наоборот, разойтись, на ком еще нужно жениться, как разом погасить проценты по кредиту, что делать с ипотекой, какой оффшор надежнее и даже – с кем затеять войну.

Из истории мы знаем, что Борте имела обыкновение даже подсказывать что-то своему Чингисхану. На Западе только потом додумались, что за спиной у каждого крутого мужика маячит не менее крутая женщина. А мы-то об этом знали еще тыщщу лет назад! Наиболее тонко прозорливую душу казаха понимал в этом смысле Наполеон. Который Бонапарт. Ему принадлежит фраза, брошенная им мимоходом во время очередной военной кампании: "Наиболее достойна уважения та женщина, которая принесла наибольшее количество детей". Так он сказал. И тут я бы не стал с ним спорить. С Наполеоном я имею в виду. Видимо, он что-то про нас тогда уже знал.

Другие главы книги "Қарашаңырақ"

Tengrinews
Пройти опро
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 519.58  course up  609.87  course down  6.64  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 29
Астана 22
Актау 30
Актобе 27
Атырау 30
Б
Балхаш 28
Ж
Жезказган 21
К
Караганда 22
Кокшетау 19
Костанай 32
Кызылорда 24
П
Павлодар 21
Петропавловск 22
С
Семей 28
Т
Талдыкорган 30
Тараз 34
Туркестан 29
У
Уральск 20
Усть-Каменогорск 34
Ш
Шымкент 29

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer