Блоги
03 ноября 2014 | 10:24

"Серена": Прекрасное зло, от которого невозможно отказаться

Олег Борецкий Кинокритик

Теперь уже ясно, что главным кинотрендом осени стала женская одержимость.

Теперь уже ясно, что главным кинотрендом осени стала женская одержимость.

Сначала Люси в одноименном фильме Люка Бессона позабавила своим супермозгом, затем "Загнанная" Макпал Исабекова показала робким девочкам, как защищать свое человеческое достоинство, следом Дэвид Финчер в "Исчезнувшей" вывел на экран роковую стерву Эми, и вот теперь в битву за любовь и счастье вступила Серена из одноименной ретродрамы Сюзанны Бир.

После оскароносной "Мести" это первый американский фильм датчанки Бир, взявшейся за брутальную лав-стори Рона Рэша о красавице Серене, которая выходит замуж за лесопромышленника Джорджа Пембертона и попадает в суровый мир мужчин.

Если бы роман Рэша экранизировал Даррен Аронофски, как это предполагалось изначально, то у него мог бы получиться "Реквием по мечте-2". Мечта здесь - желание двух пылких влюбленных сбежать из опостылевшего им мира в девственные леса Бразилии.

Однако за дело взялась Сюзанна Бир и у нее получился "Лесоповал". Как в древесном, так и в эротическом смысле.

Заслуга Бир состояла в том, что она открыла "химию" между Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером. Дело в том, что "Серена", только что вышедшая в наш прокат, задумывалась еще три года назад (!), до "Голодных игр", "Мой парень-псих" и "Аферы по-американски", и теперь настало время увидеть, как начинался магнетический дуэт Лоуренс с Купером.

Любовь начинается здесь с первого взгляда Джорджа и первого рассказа о Серене, которая выжила на пепелище, потеряв всю свою семью. Однако любовная страсть героев оказывается не только обоюдно-головокружительной, но и разрушительной.

"Серена" - фильм о femme fatale. Героиня Дженнифер Лоуренс - смертоносная блондинка, женщина-нимфа, которая восхищает своим достоинством, красным маникюром и шрамом на спине в память о том самом пепелище. К слову сказать, в романе Рэша красота Серены заключалась только лишь в глазах и волосах (в остальном она была некрасива), а у Дженнифер Лоуренс есть еще много чего очаровательного.

Серена, что значит "безмятежная", обещает покой и счастье. Однако это всего лишь сладкая иллюзия, скрывающая подводные камни и несущая смертельную опасность (вот что сближает Серену с сиренами - чародейками моря в греческой мифологии). Как сказала бы героиня "Основного инстинкта", роковая ошибка Джорджа состояла в том, что он влюбился не в ту женщину.

И ладно бы влюбился - он делает Серену соратницей по бизнесу. Эта машина супругов-любовников-партнеров идет к своей мечте по методу "сжигания мостов", устраняя на своем пути любую угрозу и не имея возможности уклониться от неминуемой судьбы.

Одно из самых больших искушений в любви - начать все с чистого листа. Вычеркнуть из памяти прошлое. Но именно это и не получается, прошлое держит, отравляет и разрушает. Бывшие любови, внебрачные дети, грехи молодости и роковые ошибки кармически не отпускают.

Сколько раз было говорено, что мужчина для женщины только средство, ее цель - ребенок. Но какова будет женская цель, если детей у нее нет и быть не может? И насколько будет жизнеспособна эта цель? А для мужчины, что для него важнее: любимая женщина или ребенок от другой? Эти "проклятые" вопросы невольно возникают в контексте "Серены", не предполагая никаких однозначных ответов.

Вместе с тем, "Серена" - это еще и триллер о том, как природа мстит человеческой алчности. Природная стихия в лице деревьев, змей, орла, пантеры и самой Серены, которая обнаруживает с пантерой даже физиономическое сходство, противостоит здесь цивилизации мужчин, помешанной на культе денег.

Природу с ее лесами и всепоглощающими облаками нашли в Чехии, где и сняли картину. Природа эта всегда будет мстить за варварское отношение к ней. Так что, охотясь на пантеру, Джордж получает Серену (что в принципе одно и тоже), белокурую бестию, леди Макбет, прекрасное зло, от которого невозможно отказаться.

Драма лесорубов из Северной Каролины во времена депрессии 30-х годов, многогранно представленная в романе Рона Рэша, без преувеличения тянет на эпос об американской психологии. Бир, хоть и оставляет в своем фильме только любовную линию, поднимает ее к высотам античной трагедии, превращая Великую депрессию в депрессию одной женщины. Женщины, которая одержимо борется за своего мужчину. Наивно ждать в этой роковой страсти хэппи-энда, но катарсис гарантирован.