Старайтесь не умереть в выходные или праздничные!
О нашем отношении к умершим
Да, очень тяжелая тема. Но кто-то должен начать разговор когда-то.
Умер мой хороший товарищ. Настоящий батыр, боксер. Он не знал чувства страха, имея огромное, обостренное чувство справедливости. Такие умирают первыми. Они не прячутся за спинами других и идут в бой первыми, защищая слабых и беззащитных. В лихие 90-е получил удар арматурой по голове и в тяжелом состоянии поступил к нам в реанимацию. Наверно, сейчас бы его спасли, но тогда…
Поскольку он был сиротой, то все расходы и проблемы с похоронами мы взяли на себя. Пришел мулла и все расставил по полочкам, что и как должно быть. Надо было омыть тело усопшего. Поскольку я хирург и видел всякое, я не задумываясь согласился. Выбрав еще троих, мулла завел нас всех в комнату, где лежал наш друг. Не буду описывать все тонкости той процедуры, но я был потрясен тем, насколько искренне и с любовью мулла делал свое дело. Он будто купал только что родившегося ребенка. В моей голове сразу всплывали образы наших моргов и работающих там специалистов.
Он нежно и тщательно смывал каждую пылинку с тела нашего друга, и порой мне казалось, что наш друг улыбался от благодарности и приятных чувств. Кто хоть раз видел это, вряд ли забудет.
Позже, когда мои знакомые приходили ко мне с просьбой показать им их родственников, находящихся в нашем морге, я задавал один и тот же вопрос: "Ты думаешь, что я сейчас как в фильмах выкачу из холодильника чистую каталку с находящимся на ней твоим родственником из индивидуального холодильника?" "Да, а что, разве не так?" - удивленно спрашивали они меня. "Нет, дорогой мой, веди сюда кого-нибудь с медицинским образованием и кто видел наши морги", - говорил я им и не разрешал входить. Как хранятся тела в наших моргах, знает тот, кто хоть однажды там был и видел собственными глазами.
Есть жизнь после смерти или нет, но человек заслуживает уважения к себе даже после смерти. Даже после того, как его предали земле. Иначе нельзя. Не по-человечески.
В арабских странах морги находятся при мечетях. Удобно. Правильно. Приехал один араб и решил построить в Капшагае мечеть по их образцу. Я консультировал его по вопросам требований к нашим моргам. Хороший был проект. Строили, конечно, наши. И конечно же, получилось без морга. Наш араб приехал, возмущался. Ну что тут поделаешь? Так решили наши строители.
Во время учебы в мединституте однажды взял справку и не поехал на сельхозработы. Был такой грешок. Отправили на отработку в институтский морг. Возили туда тех, кого не забирали родственники, верней, у кого их не было. Мы делали там муляжи для студентов. Работа адская. Лучше год сельхозработ, чем это. Советская власть умела шутить и выбивать из людей желание легкой жизни.
Но были и те, кто при жизни завещал свое тело науке. Старая и глухая бабуля, работавшая там всю жизнь, без разбора распиливала и молодых, и старых. Мы активно ей помогали. Самочувствие было жуткое, конечно. Органы туда, органы сюда. Консервировали во всяких кислотах.
Некоторые наши студенты брали эти органы из анатомки в общагу и учили, и, чтобы они не испортились от тепла, вывешивали их через форточку на улицу. Голодные студенты из физкультурного или политеха иногда воровали эти пакеты, думая, что там мясо или продукты питания. Потом в ужасе выбрасывали на полдороге. Да, было такое.
Когда затрагиваешь эту тему, многие отмахиваются со словами: "Тут проблем с живыми хватает, а ты с трупами!" Так-то оно так, но это один из показателей цивилизованности нашего общества. Это наше отношение к самим себе. И тут вопрос не только в отношении к умершим, а в целом к этой службе, которая давно не реформировалась. Которая нуждается в переосмыслении и модернизации. Профессия патологоанатома раньше была престижной, и туда шли люди, знающие микробиологию, анатомию и особенно гистологию. Только они могли определить истинную причину смерти. Только они могли поставить последнюю точку в жизни любого из нас.
К сожалению, эта сфера все еще находится вне реформ и постепенно угасает. Особенно в аулах. Как можно везти умершего за многие десятки километров для того, чтобы его вскрыли и отдали обратно? Поэтому все морги окружены родственниками умерших, умоляющими специалистов отдать труп без вскрытия. А так нельзя. Надо выяснить причину смерти. От этого зависит многое.
Старайтесь не умереть в выходные или праздничные! Все же отдыхают. Вот и бегают все в поисках участкового, прокурора, патанатома, акима, главного врача и много кого еще. Почему? А потому что смерть кажется красивой дома, в кругу семьи. Для общества это смерть на дому. Участковый должен дать справку, что нет признаков насильственной смерти, врач должен дать справку, чем вы болели и отчего вы умерли. И вообще этот вид смерти находится в ведении судмедэкспертизы, а она относится к министерству юстиции и т.д., и т.п. Карусель бюрократизма завертелась.
А где такой спрос и ажиотаж, там всегда появляется лазейка для "благодарности", "переговоров". А как по-другому? А потом бальзамирование, выбивание участка, доставка и наши традиции: ?она? асы, жетісі, ?ыр?ы (поминки, семь дней, 40 дней) и т.д. Тут целая политика. Кто был, где было, что было? Но это отдельная тема, конечно.
Смерть – неизбежный итог всего живого на Земле. И наверно, пришла пора нам заняться этим вопросом. Надо сделать так, чтобы отношение к умершему было уважительное и последний отрезок времени нахождения человека на Земле был окружен вниманием и добротой, как это делал тот мулла. Ведь именно это нас делает людьми.
После того случая я начал делить людей на тех, кто придет на мои похороны, и на тех, кто нет. И знаете, все стало гораздо проще и понятней. Первых берегу, а по вторым не плачу.
Разумом понимаю, что там ничего нет и не будет, но сердцем верю в то, что всем моим близким и любимым людям, которые "уже там", хорошо и комфортно. И я за это молюсь…
Ну, как-то так…