Поскольку я очень люблю Алматы (и вообще считаю его лучшим городом на свете, с некоторыми оговорками, естественно), мне всегда интересно, как воспринимают мой город люди издалека. Два мнения выделю особо.
Первое было высказано одним полузнакомым иностранцем достаточно давно, еще в первой половине 90-х. Так вот, он охарактеризовал Алматы как Easy City ("легкий город"), в котором ему пребывать удобно и приятно в сравнении с другими населенными пунктами мира, которые он посетил и в которых он пожил. Нужно, конечно, еще учитывать время, когда родилось это мнение: тогда, когда на 100 долларов можно было весь месяц кормить семью из четырех человек с Зеленого базара и еще немного оставалось (такие вот были ценовые перекосы). Помимо дешевизны жизни (при его иностранной зарплате в СКВ!) собеседнику нравились, само собой, горы почти что в черте города и то, что практически все местные участники круга его общения говорили на английском и при этом были интересными собеседниками и "заводными" людьми, легкими на подъем. Удивительного-то ничего особого нет: когда страна с разбега окунулась в новую реальность (независимость и свободу частной собственности), возникло множество возможностей (и вынужденных потребностей) для самореализации, которыми в первую очередь воспользовались люди молодые, с качественным образованием (и знанием иностранных языков на более-менее приличном уровне) и мышлением, высвобожденным от коммунистического идеологического ярма. Вот эти янгстеры (ну, и еще резко ставшие жутко востребованными выпускники алматинского иняза) и составляли локальный, как это сейчас модно говорить, контент круга общения у первых экспатов в Алматы. В число достоинств города, по мнению упомянутого иностранца, входило и то, что в нем при желании можно было найти почти всё необходимое для любителей вкусно поесть, потусоваться, развлечься и попробовать всяческой экзотики с экстримом в придачу, надо было только знать правильные места и нужных людей. Те первые времена, конечно, уже не вернуть, да и не надо. А вот ник "Easy City" мне по-прежнему очень нравится. Почему бы его не сделать официальным прозванием Алматы? Ведь город стал во многом гораздо комфортнее, чем 15–20 лет назад, так что аргументы в пользу "легкости" стали лишь сильнее. Жаль, что нельзя называть наш город "Большим яблоком": Нью-Йорк уже застолбил это прозвище за собой, хотя, по справедливости, яблони по миру пошли именно с наших мест. (Я даже знаю с какого именно – с одного околоалматинского ущелья, где растут дички с чрезвычайно ароматными и вкусными плодами. Название места не скажу, чтобы не затоптали.) Но и бренд "Легкий город" тоже очень точно отражает суть нашего уютного мегаполиса в тянь-шаньском амфитеатре. Пора PR-службам брать этот бренд на вооружение.
Второе мнение - совсем свежее, высказанное в этом году моими друзьями с севера. Они сами из Новосибирска (№ 3 в списке из 12 российских городов-миллионеров, после Москвы и Санкт-Петербурга. Население - 1,475 млн жителей. В Алматы (для сравнения) - 1,343 млн зарегистрированных обитателей, так что наши города сопоставимы по своим размерам). Гости очень любят активный отдых в виде лазания по горам, но при этом предпочитают, насколько это доступно, наличие определенного сервиса в бытовых мелочах. Так вот, высказали они почти что буквально следующее: "Для нас, живущих восточнее Урала, направления цивилизованного отдыха сильно ограничены. Если мы хотим совместить обзорный туризм, то есть желание посмотреть природные, урбанистические и прочие красоты, с возможностями спать в комфортных гостиницах, вкусно питаться в разнообразных и качественных ресторанах, мотаться по магазинам, в общем тратить деньги с удовольствием, то для нас таким ближайшим местом традиционно была Москва (поскольку сами уральские и сибирские города в большей степени являются промышленными и не предназначены для праздного времяпровождения). А тут мы обнаружили, что Алматы в этом отношении гораздо удобнее - рядом, безопаснее, компактнее, дружелюбнее, с ожидаемым уровнем сервиса и выше, с массой приличных мест для еды и шопинга. Да еще и горы прямо за окнами. В этом отношении для жителей азиатской части России вашим туристическим конкурентом является Дубай с его Персидским заливом вместо гор, но он расположен дальше, да и культура там совершенно чуждая. Так что для нас Алматы - центр притяжения в этой части мира". Честно говоря, услышать такое впечатление было приятно, но очень неожиданно. Мы-то сами в своих отпускных путешествиях (не в валяниях на пляже) больше ориентированы на Европу, включая Стамбул, достаточно скептически рассматривая родной город с точки зрения наличия достопримечательностей, качества сервиса и разумности цен. А, оказывается, на самом деле Алматы очень даже неплохо воспринимается со стороны. Теперь важно не обронить приобретенный статус. Лозунгов и кампаний для этого не надо. Значительно главнее - поддержание городских пространства и культуры в ежеминутной чистоте.
Красивый город заслуживает красивых песен. Для меня их три. Точнее, три + одна большая.
Одна – почему-то незаслуженно редко исполняемая. Окольными путями я нашел в Интернете ее слова и клип. Ролик надо искать на YouTube по ключевым словам "Саиль Татубаев" (большущее спасибо и исполнителю, и авторам видео). Результатом будет прекрасный вальс композитора Мансура Сагатова и поэта Нурсултана Алимкулова "Алматым менің" ("Моя Алма-Ата", русский текст - Григория (?) Брейгина). Каждое слово в этой песне пропитано любовью (надо только учитывать, что в клипе текст на русском языке почему-то отличается от нижеприведенного; какой из них ближе к исходному оригиналу - мне неизвестно):
Город родной, словно ковер,
Лег у подножья гор.
Как хорошо дышится мне
С Алма-Атой наедине.
Под голубым небосводом
Пахнут сады свежим медом,
Ветер колышет цветы
Юной моей Алма-Аты.
Мирных небес синий шатер
Лег на ладони гор.
Там обнялись лед и цветы,
Ели глядят с высоты.
Город родной, всею судьбой
Я навсегда с тобой.
Пусть надо мной мчатся года –
Ты молодым будь всегда.
Тихим крылом машет вечер,
Горы во тьму прячут плечи.
Летним теплом залита,
Спи до утра, Алма-Ата.
У второй песни - две судьбы. Первая связана с именами Александра Зацепина (композитора), Леонида Дербенева (поэта), Ермека Серкебаева (исполнителя), фильмом "Ангел в тюбетейке" и названием "Песня об Алма-Ате". К сожалению, зацепинское чудо и волшебный серкебаевский голос забиваются безликим дежурным текстом, который можно приспособить под любой населенный пункт. Вторая судьба и второе название "Гүл Алматы" были подарены песне Батырханом Шукеновым, включившим в свой лучший сольный альбом "Отан ана" 2002 года казахскоязычную версию 35-летнего к тому времени хита на стихи Ж. Молдагалиева (Джубана Мулдагалиева?).
Жасыл бақтан жаралған
Жан нұрынан нәр алған
Көгімдей көркем көңілдей сайран
Арудай жас қалам
Өркені өскен өмірдей жайран
Ардақты астанам.
Ғашығымдай сүем сені
Арманымдай адал
Алатаудай күн еңселі
Гүл Алматым
Гүл Алматым
Сұлу көктем жайнасын нұр гүлің
Сайрасын бұл бүлің.
Туған далам аясы
Дархандықтың саясы
Булағы балдай қыздары қандай
Көк шірша қіясы
Жігітті оттай қыздары қандай
Қырандар ұйясы.
Третью песню знают все, и хотя в ней нет ни единого упоминания Алматы, я считаю, что она именно о нашем городе, тем более, что и сочинена она была здесь - дома у Рашида Нугманова в 1987 или 1988 году, во время съемок фильма "Игла". Надеюсь, все догадались, что речь идет о "Звезде по имени Солнце", в которой перечислены все историко-топографические признаки Алматы: "одеялом лоскутным на земле" (панорама с подлетающего с запада самолета), "город в дорожной петле" (похоже на полукольцо Аль-Фараби - Саина - Рыскулова), "над городом желтый дым" (смог?), "городу две тысячи лет" (это вроде бы ученые уже доказали).
Четвертая, то есть отдельная, песня - на самом деле не совсем песня. И совсем не музыкальное произведение в буквальном смысле. Это нежнейший ассоциативный видеоряд упомянутого кинофильма "Ангел в тюбетейке" (Казахфильм, 1968 год) с видами осенней Алма-Аты 60-х годов, той самой, которую мы все так любим и по которой ностальгируем, разглядывая черно-белые фотографии из нашего детства и пытаясь узнать на них знакомые дома и уличные углы (вы замечали, что признаком алматинца в любом городе являются попытки, хотя бы в самом начале пребывания и совсем не всегда успешные, выстроить для себя ориентиры из пересечений улиц? В этом отношении для наших земляков очень удобна нумерация домов в Вашингтоне: адрес Всемирного банка "1818 H Street, NW" всего лишь означает, что здание этой организации расположено на углу улиц "H" и 18 в северо-западном квадранте американской столицы). Заслуга же в создании "застывшей мелодии на пленке" принадлежит знаменитому казахстанскому кинооператору Марку Берковичу (Алексей Маркович, привет тебе и еще раз поздравления уже с 50-летием!). Сейчас этот фильм редко показывают. Если же вам повезет - не упустите шанс, полюбуйтесь еще раз на вечный город-сказку под звездой по имени Солнце, лучший город Земли.
Удачи. Люблю тебя, Алматы! Выздоравливай!
Поскольку я очень люблю Алматы (и вообще считаю его лучшим городом на свете, с некоторыми оговорками, естественно), мне всегда интересно, как воспринимают мой город люди издалека. Два мнения выделю особо.
Первое было высказано одним полузнакомым иностранцем достаточно давно, еще в первой половине 90-х. Так вот, он охарактеризовал Алматы как Easy City ("легкий город"), в котором ему пребывать удобно и приятно в сравнении с другими населенными пунктами мира, которые он посетил и в которых он пожил. Нужно, конечно, еще учитывать время, когда родилось это мнение: тогда, когда на 100 долларов можно было весь месяц кормить семью из четырех человек с Зеленого базара и еще немного оставалось (такие вот были ценовые перекосы). Помимо дешевизны жизни (при его иностранной зарплате в СКВ!) собеседнику нравились, само собой, горы почти что в черте города и то, что практически все местные участники круга его общения говорили на английском и при этом были интересными собеседниками и "заводными" людьми, легкими на подъем. Удивительного-то ничего особого нет: когда страна с разбега окунулась в новую реальность (независимость и свободу частной собственности), возникло множество возможностей (и вынужденных потребностей) для самореализации, которыми в первую очередь воспользовались люди молодые, с качественным образованием (и знанием иностранных языков на более-менее приличном уровне) и мышлением, высвобожденным от коммунистического идеологического ярма. Вот эти янгстеры (ну, и еще резко ставшие жутко востребованными выпускники алматинского иняза) и составляли локальный, как это сейчас модно говорить, контент круга общения у первых экспатов в Алматы. В число достоинств города, по мнению упомянутого иностранца, входило и то, что в нем при желании можно было найти почти всё необходимое для любителей вкусно поесть, потусоваться, развлечься и попробовать всяческой экзотики с экстримом в придачу, надо было только знать правильные места и нужных людей. Те первые времена, конечно, уже не вернуть, да и не надо. А вот ник "Easy City" мне по-прежнему очень нравится. Почему бы его не сделать официальным прозванием Алматы? Ведь город стал во многом гораздо комфортнее, чем 15–20 лет назад, так что аргументы в пользу "легкости" стали лишь сильнее. Жаль, что нельзя называть наш город "Большим яблоком": Нью-Йорк уже застолбил это прозвище за собой, хотя, по справедливости, яблони по миру пошли именно с наших мест. (Я даже знаю с какого именно – с одного околоалматинского ущелья, где растут дички с чрезвычайно ароматными и вкусными плодами. Название места не скажу, чтобы не затоптали.) Но и бренд "Легкий город" тоже очень точно отражает суть нашего уютного мегаполиса в тянь-шаньском амфитеатре. Пора PR-службам брать этот бренд на вооружение.
Второе мнение - совсем свежее, высказанное в этом году моими друзьями с севера. Они сами из Новосибирска (№ 3 в списке из 12 российских городов-миллионеров, после Москвы и Санкт-Петербурга. Население - 1,475 млн жителей. В Алматы (для сравнения) - 1,343 млн зарегистрированных обитателей, так что наши города сопоставимы по своим размерам). Гости очень любят активный отдых в виде лазания по горам, но при этом предпочитают, насколько это доступно, наличие определенного сервиса в бытовых мелочах. Так вот, высказали они почти что буквально следующее: "Для нас, живущих восточнее Урала, направления цивилизованного отдыха сильно ограничены. Если мы хотим совместить обзорный туризм, то есть желание посмотреть природные, урбанистические и прочие красоты, с возможностями спать в комфортных гостиницах, вкусно питаться в разнообразных и качественных ресторанах, мотаться по магазинам, в общем тратить деньги с удовольствием, то для нас таким ближайшим местом традиционно была Москва (поскольку сами уральские и сибирские города в большей степени являются промышленными и не предназначены для праздного времяпровождения). А тут мы обнаружили, что Алматы в этом отношении гораздо удобнее - рядом, безопаснее, компактнее, дружелюбнее, с ожидаемым уровнем сервиса и выше, с массой приличных мест для еды и шопинга. Да еще и горы прямо за окнами. В этом отношении для жителей азиатской части России вашим туристическим конкурентом является Дубай с его Персидским заливом вместо гор, но он расположен дальше, да и культура там совершенно чуждая. Так что для нас Алматы - центр притяжения в этой части мира". Честно говоря, услышать такое впечатление было приятно, но очень неожиданно. Мы-то сами в своих отпускных путешествиях (не в валяниях на пляже) больше ориентированы на Европу, включая Стамбул, достаточно скептически рассматривая родной город с точки зрения наличия достопримечательностей, качества сервиса и разумности цен. А, оказывается, на самом деле Алматы очень даже неплохо воспринимается со стороны. Теперь важно не обронить приобретенный статус. Лозунгов и кампаний для этого не надо. Значительно главнее - поддержание городских пространства и культуры в ежеминутной чистоте.
Красивый город заслуживает красивых песен. Для меня их три. Точнее, три + одна большая.
Одна – почему-то незаслуженно редко исполняемая. Окольными путями я нашел в Интернете ее слова и клип. Ролик надо искать на YouTube по ключевым словам "Саиль Татубаев" (большущее спасибо и исполнителю, и авторам видео). Результатом будет прекрасный вальс композитора Мансура Сагатова и поэта Нурсултана Алимкулова "Алматым менің" ("Моя Алма-Ата", русский текст - Григория (?) Брейгина). Каждое слово в этой песне пропитано любовью (надо только учитывать, что в клипе текст на русском языке почему-то отличается от нижеприведенного; какой из них ближе к исходному оригиналу - мне неизвестно):
Город родной, словно ковер,
Лег у подножья гор.
Как хорошо дышится мне
С Алма-Атой наедине.
Под голубым небосводом
Пахнут сады свежим медом,
Ветер колышет цветы
Юной моей Алма-Аты.
Мирных небес синий шатер
Лег на ладони гор.
Там обнялись лед и цветы,
Ели глядят с высоты.
Город родной, всею судьбой
Я навсегда с тобой.
Пусть надо мной мчатся года –
Ты молодым будь всегда.
Тихим крылом машет вечер,
Горы во тьму прячут плечи.
Летним теплом залита,
Спи до утра, Алма-Ата.
У второй песни - две судьбы. Первая связана с именами Александра Зацепина (композитора), Леонида Дербенева (поэта), Ермека Серкебаева (исполнителя), фильмом "Ангел в тюбетейке" и названием "Песня об Алма-Ате". К сожалению, зацепинское чудо и волшебный серкебаевский голос забиваются безликим дежурным текстом, который можно приспособить под любой населенный пункт. Вторая судьба и второе название "Гүл Алматы" были подарены песне Батырханом Шукеновым, включившим в свой лучший сольный альбом "Отан ана" 2002 года казахскоязычную версию 35-летнего к тому времени хита на стихи Ж. Молдагалиева (Джубана Мулдагалиева?).
Жасыл бақтан жаралған
Жан нұрынан нәр алған
Көгімдей көркем көңілдей сайран
Арудай жас қалам
Өркені өскен өмірдей жайран
Ардақты астанам.
Ғашығымдай сүем сені
Арманымдай адал
Алатаудай күн еңселі
Гүл Алматым
Гүл Алматым
Сұлу көктем жайнасын нұр гүлің
Сайрасын бұл бүлің.
Туған далам аясы
Дархандықтың саясы
Булағы балдай қыздары қандай
Көк шірша қіясы
Жігітті оттай қыздары қандай
Қырандар ұйясы.
Третью песню знают все, и хотя в ней нет ни единого упоминания Алматы, я считаю, что она именно о нашем городе, тем более, что и сочинена она была здесь - дома у Рашида Нугманова в 1987 или 1988 году, во время съемок фильма "Игла". Надеюсь, все догадались, что речь идет о "Звезде по имени Солнце", в которой перечислены все историко-топографические признаки Алматы: "одеялом лоскутным на земле" (панорама с подлетающего с запада самолета), "город в дорожной петле" (похоже на полукольцо Аль-Фараби - Саина - Рыскулова), "над городом желтый дым" (смог?), "городу две тысячи лет" (это вроде бы ученые уже доказали).
Четвертая, то есть отдельная, песня - на самом деле не совсем песня. И совсем не музыкальное произведение в буквальном смысле. Это нежнейший ассоциативный видеоряд упомянутого кинофильма "Ангел в тюбетейке" (Казахфильм, 1968 год) с видами осенней Алма-Аты 60-х годов, той самой, которую мы все так любим и по которой ностальгируем, разглядывая черно-белые фотографии из нашего детства и пытаясь узнать на них знакомые дома и уличные углы (вы замечали, что признаком алматинца в любом городе являются попытки, хотя бы в самом начале пребывания и совсем не всегда успешные, выстроить для себя ориентиры из пересечений улиц? В этом отношении для наших земляков очень удобна нумерация домов в Вашингтоне: адрес Всемирного банка "1818 H Street, NW" всего лишь означает, что здание этой организации расположено на углу улиц "H" и 18 в северо-западном квадранте американской столицы). Заслуга же в создании "застывшей мелодии на пленке" принадлежит знаменитому казахстанскому кинооператору Марку Берковичу (Алексей Маркович, привет тебе и еще раз поздравления уже с 50-летием!). Сейчас этот фильм редко показывают. Если же вам повезет - не упустите шанс, полюбуйтесь еще раз на вечный город-сказку под звездой по имени Солнце, лучший город Земли.
Удачи. Люблю тебя, Алматы! Выздоравливай!