Моя дочка в этом году пошла в первый класс. Ее не хотели брать - полных 7 лет еще не исполнилось (она апрельская). И учиться она будет 11 лет. Хотя запросто могла попасть "под раздачу" - предполагалось, что 12-летка будет введена уже с 2008-2009 учебного года. Потом отодвинули на год, потом вообще сказали, что торопиться не надо. И вот теперь решено: 12-летка будет с 2015 года. Соответствующий закон Президентом подписан, так что в этом вопросе поставлена точка.
Вопрос о том, сколько лет должны учиться наши дети, важный. Но, по-моему, не определяющий. Гораздо важнее, каким должно быть образование в 2015 году? А в 2020-м? А в 2030-м? Жизнь-то летит, прогресс на всех парах несется и нас за собою тащит в нано-"завтра". А в нашей школе, как и десятки лет назад, сидят дети за партами по двое, смотрят на доску, на которой учитель мелом выводит: "a²+b²=c²".
Для современного ребенка поход в школу - это как поход в прошлое. Дома он общается в Интернете, там же находит информацию, скачивает рефераты, чтобы не писать самому, смотрит телевизор, играет в игры, где без знания английского не обойтись. А приходит в школу и его будто отбрасывает на десятилетия: тяжеленные бумажные учебники, устные, чаще всего, не слишком интересные объяснения учителя и легендарное "London is the capital of Great Britain".
В недавнем выпуске телепрограммы "Дежурный по стране" страстно любимый мною Михаил Жванецкий сформулировал одно свое точное наблюдение. Вот, мол, все говорят, что современные дети не читают. На самом деле, они не читают книг, но вообще-то читают много и не меньше пишут. Они общаются с помощью SMS, в "агентах" и "аськах", в социальных сетях. "Общаются" - значит, "пишут" и "читают".
А мы им с упертостью, достойной лучшего применения, продолжаем нести "ученья свет" все в тех же глиняных сосудах, что и сто лет назад! Как будто школу прогресс почти не затронул.
Когда я поднимаю рюкзак своей дочери, меня посещает одна и та же мысль: за что ей такое физическое испытание? Там учебники, тетрадки, ручки с карандашами, прибавьте сюда "сменку" и спортивную форму, взвесьте, и вы увидите слово "сколиоз". А ведь все учебники можно легко воткнуть в одну книгу, только электронную. Благодаря технологии электронных чернил глаза ребенка будут напрягаться не сильнее, чем при чтении обычной книги. Зато появляются дополнительные возможности. Например, учитель может быстро внести изменения в учебники своих учеников - выделить самую главную мысль или исправить ошибку автора (актуально, не правда ли?) Все эти устройства легко подключить к одному серверу, объединить в группы и прочее.
А эти ручки с тетрадками, зачем они? Современные дети гораздо быстрее набирают на компьютере, нежели выводят пером. Так дайте им такую возможность! А технологии позволят учителю вовремя вмешаться, подправить, подсказать, наблюдая за процессом "рождения мысли" в режиме реального времени. Придя домой, ученик может продолжить начатое в классе. Помнится, всем казахстанским школьникам хотели выдать планшетные компьютеры, но идея так и осталась красивой легендой - такой же, как обещание наладить производство "отечественного айпада". Хорошо, не надо нам планшетников, просто дайте им возможность пользоваться компьютером! А то сегодня некоторые учителя даже калькуляторы запрещают в школу носить.
Вообще, частенько задумываюсь о письменных навыках учеников. Сидят бедные первоклашки, пыхтят, выводят крючочки и палочки? Зачем? Вот кто из вас в последний раз писал текст от руки? Не записку "Приходил электрик, отрезал свет за неуплату", а большой текст, хотя бы состоящий из 10 фраз?
Лично я не могу вспомнить. И чем дальше в информационный лес - тем меньше у нас будет возможности писать буквы на бумаге. Зачем тогда учиться выводить эти немыслимо сложные для первоклассника каллиграфические конструкции? Ведь моя дочка даже подписываться не будет ручкой - электронная подпись победит безоговорочно, как пластиковая карта практически победила на Западе наличные (к примеру, у каждого попрошайки в Каннах есть POS-терминал для приема милостыни с кредитной карты доброхота).
Между прочим, в США обучение слитному письму в школах отменили в 21-м штате. Буквы дети учат и изображают, но печатные. А в штате Индиана с этого учебного года вообще отменили обязательное письмо, вместо этого будут учить "слепому" набору на компьютерах - тому, что точно пригодится современному человеку.
Об этом спорят и психологи, и физиологи, и педагоги во всем мире. Наверное, полностью отказываться от обучения письменным навыкам нельзя: тут и тренировка мелкой моторики, и развитие определенных частей головного мозга… В конце концов, нас от животных и отличает умение читать и писать. Но ведь нельзя все оставлять как есть только потому, что мы так привыкли. Мы пытаемся привнести что-то новое, максимально не трогая старого. Например, первоклашки на втором уроке старательно выводят крючки для буквы "В", а на четвертом пишут под диктовку учителя казахского языка целые предложения. Хочется сказать авторам программ: вы хотя бы иногда друг к другу в кабинеты заглядывайте, чтобы пообщаться по работе!
По-моему, пришла пора задуматься о том, чтобы школа кардинально поменяла взгляды на свое место в вопросах образования. Может ли сегодня школа дать новые знания ученику? Что может ученик узнать в школе такого, чего ему нигде больше не расскажут? Ни в Интернете, ни по телевизору.
Скорее, школа должны научить систематизировать информацию, отсеивать, выбирать нужное, первостепенное. А еще уметь искать новые знания, уметь приобретать их, знать, где и как искать, а главное - что? То есть, формулировать вопросы и находить ответы. Школа ближайшего будущего должна воспитывать в детях пытливость ума. В общем, как бы смело это не звучало, школа должна учить думать.
Иначе всего через каких-то 15-20 лет детей будут отправлять в школу только потому, что должны же они где-то быть, пока родители работают.
Моя дочка в этом году пошла в первый класс. Ее не хотели брать - полных 7 лет еще не исполнилось (она апрельская). И учиться она будет 11 лет. Хотя запросто могла попасть "под раздачу" - предполагалось, что 12-летка будет введена уже с 2008-2009 учебного года. Потом отодвинули на год, потом вообще сказали, что торопиться не надо. И вот теперь решено: 12-летка будет с 2015 года. Соответствующий закон Президентом подписан, так что в этом вопросе поставлена точка.
Вопрос о том, сколько лет должны учиться наши дети, важный. Но, по-моему, не определяющий. Гораздо важнее, каким должно быть образование в 2015 году? А в 2020-м? А в 2030-м? Жизнь-то летит, прогресс на всех парах несется и нас за собою тащит в нано-"завтра". А в нашей школе, как и десятки лет назад, сидят дети за партами по двое, смотрят на доску, на которой учитель мелом выводит: "a²+b²=c²".
Для современного ребенка поход в школу - это как поход в прошлое. Дома он общается в Интернете, там же находит информацию, скачивает рефераты, чтобы не писать самому, смотрит телевизор, играет в игры, где без знания английского не обойтись. А приходит в школу и его будто отбрасывает на десятилетия: тяжеленные бумажные учебники, устные, чаще всего, не слишком интересные объяснения учителя и легендарное "London is the capital of Great Britain".
В недавнем выпуске телепрограммы "Дежурный по стране" страстно любимый мною Михаил Жванецкий сформулировал одно свое точное наблюдение. Вот, мол, все говорят, что современные дети не читают. На самом деле, они не читают книг, но вообще-то читают много и не меньше пишут. Они общаются с помощью SMS, в "агентах" и "аськах", в социальных сетях. "Общаются" - значит, "пишут" и "читают".
А мы им с упертостью, достойной лучшего применения, продолжаем нести "ученья свет" все в тех же глиняных сосудах, что и сто лет назад! Как будто школу прогресс почти не затронул.
Когда я поднимаю рюкзак своей дочери, меня посещает одна и та же мысль: за что ей такое физическое испытание? Там учебники, тетрадки, ручки с карандашами, прибавьте сюда "сменку" и спортивную форму, взвесьте, и вы увидите слово "сколиоз". А ведь все учебники можно легко воткнуть в одну книгу, только электронную. Благодаря технологии электронных чернил глаза ребенка будут напрягаться не сильнее, чем при чтении обычной книги. Зато появляются дополнительные возможности. Например, учитель может быстро внести изменения в учебники своих учеников - выделить самую главную мысль или исправить ошибку автора (актуально, не правда ли?) Все эти устройства легко подключить к одному серверу, объединить в группы и прочее.
А эти ручки с тетрадками, зачем они? Современные дети гораздо быстрее набирают на компьютере, нежели выводят пером. Так дайте им такую возможность! А технологии позволят учителю вовремя вмешаться, подправить, подсказать, наблюдая за процессом "рождения мысли" в режиме реального времени. Придя домой, ученик может продолжить начатое в классе. Помнится, всем казахстанским школьникам хотели выдать планшетные компьютеры, но идея так и осталась красивой легендой - такой же, как обещание наладить производство "отечественного айпада". Хорошо, не надо нам планшетников, просто дайте им возможность пользоваться компьютером! А то сегодня некоторые учителя даже калькуляторы запрещают в школу носить.
Вообще, частенько задумываюсь о письменных навыках учеников. Сидят бедные первоклашки, пыхтят, выводят крючочки и палочки? Зачем? Вот кто из вас в последний раз писал текст от руки? Не записку "Приходил электрик, отрезал свет за неуплату", а большой текст, хотя бы состоящий из 10 фраз?
Лично я не могу вспомнить. И чем дальше в информационный лес - тем меньше у нас будет возможности писать буквы на бумаге. Зачем тогда учиться выводить эти немыслимо сложные для первоклассника каллиграфические конструкции? Ведь моя дочка даже подписываться не будет ручкой - электронная подпись победит безоговорочно, как пластиковая карта практически победила на Западе наличные (к примеру, у каждого попрошайки в Каннах есть POS-терминал для приема милостыни с кредитной карты доброхота).
Между прочим, в США обучение слитному письму в школах отменили в 21-м штате. Буквы дети учат и изображают, но печатные. А в штате Индиана с этого учебного года вообще отменили обязательное письмо, вместо этого будут учить "слепому" набору на компьютерах - тому, что точно пригодится современному человеку.
Об этом спорят и психологи, и физиологи, и педагоги во всем мире. Наверное, полностью отказываться от обучения письменным навыкам нельзя: тут и тренировка мелкой моторики, и развитие определенных частей головного мозга… В конце концов, нас от животных и отличает умение читать и писать. Но ведь нельзя все оставлять как есть только потому, что мы так привыкли. Мы пытаемся привнести что-то новое, максимально не трогая старого. Например, первоклашки на втором уроке старательно выводят крючки для буквы "В", а на четвертом пишут под диктовку учителя казахского языка целые предложения. Хочется сказать авторам программ: вы хотя бы иногда друг к другу в кабинеты заглядывайте, чтобы пообщаться по работе!
По-моему, пришла пора задуматься о том, чтобы школа кардинально поменяла взгляды на свое место в вопросах образования. Может ли сегодня школа дать новые знания ученику? Что может ученик узнать в школе такого, чего ему нигде больше не расскажут? Ни в Интернете, ни по телевизору.
Скорее, школа должны научить систематизировать информацию, отсеивать, выбирать нужное, первостепенное. А еще уметь искать новые знания, уметь приобретать их, знать, где и как искать, а главное - что? То есть, формулировать вопросы и находить ответы. Школа ближайшего будущего должна воспитывать в детях пытливость ума. В общем, как бы смело это не звучало, школа должна учить думать.
Иначе всего через каких-то 15-20 лет детей будут отправлять в школу только потому, что должны же они где-то быть, пока родители работают.