Тема древняя как мир. Сам Гиппократ клялся не делать аборты. Но тем не менее эта процедура сопровождает человечество всю его историю.
Тема древняя как мир. Сам Гиппократ клялся не делать аборты. Но тем не менее эта процедура сопровождает человечество всю его историю.
Во время интернатуры попросил научить меня технике этой операции. Опытный гинеколог долго показывала, что и как. Потом разрешила сделать самому. Это было в конце 80-х. Тогда аборты делали только в стационарах.
Кто помнит те времена, знает наверняка, через что приходилось проходить бедным женщинам. Пустые и печальные от слез глаза девушек, в коридоре терпеливо ожидающих своей очереди, одетых в серые или коричневые халаты с надписью "ГО" или "Минздрав".
Операция делается инструментом, напоминающим специальный нож для чистки картофеля, который есть у каждой хозяйки дома. Ну та, которая треугольной формы с лезвием. Удобный инструмент, так же?
Вот его вводишь в полость матки и начинаешь чистить левый угол, правый и т. д. Как будто зубы чистишь. Кровь, боль, крик. А что поделаешь? Иначе никак.
Когда уже заканчивал процедуру, заметил, что на кончике инструмента висит маленькая детская ручка. Как у детских игрушек для самых маленьких. Пупсиками, кажется, называются.
"Что я делаю?!" - стукнуло в моей голове. Потом долго об этом думал и переживал. Поклялся больше никогда не делать этого. Как Гиппократ почти.
Понимаю, что многие из вас сейчас испытали отвращение или что еще похуже. Я мог бы и помягче написать об этом. Но я хочу, чтобы вы знали и помнили об этом, когда услышите слово "аборт".
Мы должны лечить, а не осуждать. Беда в том, что мы часто начинаем осуждать женщин. У каждого человека своя беда, своя трагедия. И с этой бедой он идет к нам. Наша задача ему помочь, кем бы он ни был.
Если уж не удалось отговорить, то хотя бы сделать это с минимальной психологической и физической травмой. Это гораздо важнее.
Чуть позже, беседуя с зарубежными коллегами, я узнал с удивлением, что там аборты делают электроотсосом. До 12 недель беременности! Это была фантастика.
Почему это было актуально тогда? Потому что, чтобы избежать этого унижения, женщины выбирали криминальный путь аборта. Вводили мыльный раствор или различные химикаты в полость матки. Кому-то везло, если успевали спасать, а так по причине смертности тогда криминальные аборты стояли на первом месте.
Тогда мы финансировались из районного бюджета. Выпросил у акима небывалую для того времени сумму, аж 3000 в долларовом эквиваленте, и купили мы тот самый отсос в Финляндии. Открыли кабинет. Поставили кровати. Выступил я по ТВ: анонимно, круглосуточно, главное – бесплатно, приходите. И бедные мои девочки потихоньку пошли. Мы поили их чаем. И действительно, это тогда была революция в гинекологии. До 8 недель мы делали аборты таким вот образом. Постепенно криминальные аборты начали уходить в историю.
Позже это стало рутинной процедурой в каждом гинекологическом кабинете, затем появились специальные таблетки. И вроде бы все хорошо и эту проблему можно было бы и забыть. Однако нет. Она до сих пор остается актуальной. Целомудрие советской идеологии сменилось половой безграмотностью и распущенностью молодых людей.
Страх перед абортом сменился легкомыслием в отношении к этой операции. А это именно серьезная операция. Чуть не рассчитаешь - и ты там, в животе. Так что не так просто. Каждый гинеколог расскажет массу таких случаев.
Почему до 12 недель делают аборты? Просто меньше осложнений. После этого уже опасно. Надо только выскабливать. Иногда диву даешься, когда приходят девушки на 4-6-м месяце и говорят, что не знали, что беременны.
И что делать? Или так, или криминальный аборт. И тут я расскажу самое страшное. При больших сроках мы вызываем искусственные роды. И что потом делаем, не смогу я написать, даже будучи сам хирургом. Уж простите, это не для слабонервных.
К чему я это вдруг на эту тему? Просто надо нам признать вполне очевидные вещи. Живут ли дети половой жизнью? Вы все знаете, что да. Подростковая беременность растет. Кто виноват? Конечно же, телевидение, пресса, школа и врачи. Как без них?
А мы сами? Наше воспитание? Проще, конечно, делать вид, что все хорошо, и бегать по частным кабинетам, предлагая любые деньги. А может, стоило бы самим поговорить? Научить хотя бы предохраняться. Ладно беременность, но половые инфекции тоже ведь растут, в том числе и СПИД.
От чего бывает рак, может, мы и не знаем, но от чего бывает беременность и рождаются дети, мы-то уж точно знаем. Почти 300 тысяч лет. Сказку о том, что кого-то создали из ребра или глины, нашли в капусте, может, уже забудем и начнем говорить правду? Подумаем давайте.
Так уж заведено, что количество абортов в стране всегда коррелируется с количеством бесплодия. Тут у нас также грустная статистика. Каждая женщина в своей жизни сталкивается с этим. Потом живет с этим, храня это воспоминание всю свою жизнь. Если не дура, конечно же.
Мне кажется, пришла пора нам говорить об этом. И не шепотом на круглых и прочих столах, а громко. Объяснить каждой девочке эту проблему. И каждому мальчику, разумеется.
И наверно, ответственность тут должна быть обоюдная. И в первую очередь не осуждающая и не карательная. Ответственность предупредительная, профилактическая.
И если случилось такое, то нужно сделать максимально так, чтобы не было последствий. А это возможно только тогда, когда люди начнут доверять нам и приходить за помощью.
Если женщины будут и дальше стоять в очередях в больничных халатах, мы эту проблему никогда не решим, поверьте. Тем более запретом.
Нам надо просто научиться разговаривать со своими детьми на неудобные темы и научить их принимать решение. Кроме нас самих, никто этого не сделает. Лучше уж мы сами, чем дружки или старшаки во дворе.
Разве не так?