1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Убытки в 600 миллионов долларов. Насколько завысили стоимость "Астана LRT"?

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Убытки в 600 миллионов долларов. Насколько завысили стоимость "Астана LRT"? ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.

Вчера президент Токаев на расширенном заседании правительства в очередной раз обратил внимание на строительство LRТ. Глава государства вполне резонно опасается, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство.

Как на критику LRT от Токаева отреагировали астанчане

Реклама
Реклама

Вместе с тем не до конца раскрытой осталась тема того, насколько может быть завышена стоимость "Aстана LRT" по сравнению с его реальной стоимостью? Для предположений по этому вопросу  есть аналогичный проект LRT ADDIS, который был реализован в Эфиопии в 2015 году тем же самым китайским подрядчиком. Прилагаем сравнительную таблицу основных параметров проекта.

 

Поверхностное сравнение дает основание предположить, что даже с учетом удорожания за счет наших суровых климатических условий стоимость нашего проекта "Aстана LRT" должна составлять не более чем 500-600 миллионов долларов, но никак не 1,9 миллиарда долларов. Конечно, для более точной и корректной оценки нужно анализировать проектно-сметную документацию. Если кто-то владеет техническими компетенциями и может дать другую оценку реальной стоимости, пожалуйста, пишите в комментариях.

Как должен выглядеть проект LRT в Нур-Султане

В помощь исполнителям, которым президент поручил разобраться с проектом, приведем несколько фактов, которые точно говорят, почему нам всем, а не только президенту, нужно тревожиться за проект:

Для реализации проекта Банком развития Китая был предоставлен кредит на 1,6 миллиарда долларов (2,5 процента годовых на 20 лет) под государственную гарантию (ППРК от 18 октября 2016 года № 596). Работы должен выполнять консорциум в составе китайских компаний China Railway Asia – Europe Construction Investment Co., Ltd, Beijing State – Owned Assets Management Co., Ltd, China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd.Общая стоимость проекта протяженностью 22,4 километра (18 станций и 19 подвижных составов) составляет 1,9 миллиарда долларов. Таким образом, строительство одного километра будет стоить 84 миллиона долларов.Тот же подрядчик в городе Аддис-Абеба построил целых две линии протяженностью 34,2 километра (39 станций и 41 подвижной состав) за 475 миллионов долларов, один километр стоил 13,9 миллиона долларов. Дороговизну строительства в Нур-Султане оправдывают климатическими условиями. Однако необходимо учитывать то, что в Эфиопии проект обошелся значительно дешевле с учетом транзита техники и материалов из Китая ̶и̶ ̶А̶Ф̶Р̶И̶К̶А̶Н̶С̶К̶О̶Й̶ ̶к̶о̶р̶р̶у̶п̶ц̶и̶и̶.̶Даже без учета валютной индексации проект при стоимости в 1,9 миллиарда долларов должен был обременить бюджет до 2036 года выплатами по кредиту ориентировочно порядка 70-80 миллиардов тенге в год без учета индексации. Эксплуатационные расходы, по нашим предположениям, могут составить до 14 миллиардов тенге в год. За эти деньги можно было бы гораздо более эффективно оснастить город электроавтобусами и улучшить дорожную сеть.При этом судьба депозита "Астана LRT", размещенного в почившем Банке Астаны и отданного Фонду проблемных кредитов, в размере 257,6 миллиона долларов пока не очень радужна. Глава Нацбанка Ерболат Досаев вчера публично оценил вероятность его возврата в 30-40 процентов (!). Напомню, что это кредитные деньги, за которые нашему бюджету придется рассчитываться. Кроме того, из бюджета уже было потрачено на проект порядка 300 миллионов долларов.По последней информации, чтобы завершить начатый проект, "Астана LRT" планирует привлечь 1,5 миллиарда долларов на бирже МФЦА, из которых 344 миллиона будет направлено на погашение займа Государственного банка развития Китая, а 1,2 миллиарда долларов – на строительство LRT. Предполагаем, что покупателем облигаций "Астана LRT" может выступить ЕНПФ за счет наших с вами пенсионных сбережений.

Стоит ли продолжать проект или же лучше зафиксировать убытки в размере примерно 600 миллионов долларов и не тратить на него еще 1,2 миллиарда, чтобы потом еще долгие годы мучиться с этим неокупаемым проектом, поддерживая его из бюджета? Не лучше ли сделать реальный анализ потребностей развития транспортной сети столицы и решить его наиболее оптимальным и экологичным способом?

Надеемся, ответ на этот вопрос акиматом будет дан на основе открытого публичного анализа реальной стоимости проекта, перспектив его окупаемости и оценки других альтернатив развития транспорта столицы.