Блоги
12 октября 2013 | 13:09

В IMAX-ах Сталинграда

Олег Борецкий Кинокритик

Фильм Федора Бондарчука "Сталинград" не понравился многим. Не буду вдаваться во все детали. Отмечу лишь некоторые упреки и возражения.

Фильм Федора Бондарчука "Сталинград" не понравился многим. Не буду вдаваться во все детали. Отмечу лишь некоторые упреки и возражения.

Только Идиот из "Даун Хауса", которого талантливо и иронично сыграл Бондарчук, мог предложить своему сыну (Сергею Бондарчуку) устроить для любимой девушки из кровавого зарева на небе Сталинграда домашний кинотеатр. Не могу не согласиться с теми, кто после этого эпизода захотел честно дать режиссеру в морду.
 
 
"Испохабили войну…", - услышал я после премьеры мнение одной старушки. Эту оценку фильма Бондарчука разделили и зрители помоложе. Пусть творит, что хочет, 3D, 5D, пусть превращает солдат в горящий "ад живых мертвецов", а финальный поединок двух капитанов в "Матрицу", пусть сам вещает за кадром, вступая в противостояние с Михалковым, лишь бы не показывал свое детище (в прямом и переносном смысле) ветеранам. Впрочем, уже показал. Ветераны выдержали, они и не такое выдерживали. Для них трехмерные картинки из ада в сравнении с пережитым, что шелуха от семечек.
 
У многих, посмотревших фильм, к нему сложилось противоречивое отношение, у меня в том числе. Тем не менее, попробую взглянуть на фильм с точки зрения простого правила - когда недостатки превращаются в  достоинства. 
 
Типичный упрек "Сталинграду" - актерам нечего играть. Нет характеров, одна безликая масса. Единственная роль, в которой можно было хоть как-то раскрыться, - немецкий капитан Петер Кан в исполнении Томаса Кречмана. 
 
Согласен, по характерам, актерам и ролям почти все - допотопно. Вот в фильме Сергея Бондарчука (отца режиссера) "Они сражались за Родину" действительно были великие характеры и актеры! Тихонов, Шукшин, Бурков, Лапиков, Никулин, Губенко… Неужели Бондарчук ничему не научился у отца? Ведь он неплохой актер и в молодости даже "был в теме", сыграв в 89-м году в картине Юрия Озерова. И картина тоже называлась "Сталинград".
 
Оправданием фильму Бондарчука может служить лишь то, что этот актерский "пробел" работает на важную, как мне кажется, идею. 
 
За ролью немецкого капитана Кана стоит очевидная культурная традиция - индивидуальность, порода, аристократическое происхождение. В то время как у русских "лица общее выражение". Они без роду-племени. Варвары, добавляющие золу в щелок и стреляющие в спину. Но, в конце концов, именно эта простонародность неизвестного солдата и сломала мощь арийского гения. Когда сверхчеловеческим усилием, "всем миром", без различия пола, возраста, национальности и вероисповедания.
 
"Сталинград" можно обвинить в следовании модному 3D-формату и заточенности на "Оскар" (кто-то даже скажет, что для этого Бондарчук и Холокост в свою картину притянул). Думаю, что это предвзятое мнение. Бондарчук, может, и способен это сделать, но никак не продюсер Александр Роднянский.
 
"Сталинград" не контр страйк (хотя наверняка и будет восприниматься юным компьютерным глазом как музыкальная экшн-стрелялка) и даже не мелодрама (хотя и заявляет сюжет двух love-story, двух женских судеб - Кати и Маши, двух отношений к женщине как двух взглядов на Россию и двух исходов: одной - ребенок от мимолетной любви, другой - пуля в голову за предательство).
 
"Сталинград" - это симфония Ада, написанная в жанре оперы.
 
Если смотреть на картину с этой точки зрения, многое видится в ином свете. И тогда Бондарчуку - Роднянскому можно простить если не все, то очень многое.
 
Один из основных персонажей фильма - Александр Никифоров. У отпетого хулигана в юности прорезался невероятной красоты тенор. Он стал знаменитым, но война превратила талантливого парня в молчаливого и жестокого убийцу. В фильме он покажет и свой голос, и мертвую хватку, а опера прозвучит как реквием в сцене смерти немецкого генерала и его, Никифорова, собственной погибели, а в финале фильма будет еще усилена вокализом оперной дивы Анны Нетребко. 
 
Кого-то будет раздражать избыточная музыкальность "Сталинграда". Но в том-то и дело, что музыка талантливого итальянца Анджело Бадаламенти намеренно создает интонацию инфернальной оперы. 
 
Один из фильмов Дэвида Линча (в картинах которого неизменно звучит музыка Бадаламенти) имел очень экзотическое название: "Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем". 
 
На этот раз Бадаламенти написал симфонию Ада. Оперу, в которой сердца уже не разбиваются, а сжигаются заживо, где любовь успевает только вспыхнуть и тут же умирает, где человеческое, как завещал Ницше, оказывается "слишком человеческим" и неминуемо превращается в звериное ("Я пришел сюда солдатом, а стал зверем", - говорит Кан), а солдат Ангел, как он себя называет, верит, что обязательно попадет в рай. 
 
Наконец, в этой симфонии, по всем канонам оперы, два капитана - немецкий и русский - на равных. Они в одинаковой степени жертвы того неумолимого Рока, который не знает пощады и превращает великую трагедию ХХ века в греческий миф. "Проклятая страна, проклятая война" - глас вопиющего в аду Кана, обращенный к Небу. Но небеса молчат.
 
На титрах "Сталинграда" звучит песня Цоя "Легенда" в исполнении Земфиры: "Среди связок в горле комом теснится крик…" Фильм вышел на экраны, "и тут уж кричи - не кричи"... Время подумать и составить свое мнение: что снято, для кого и зачем.