Блоги
06 апреля 2012 | 14:34

Верю - не верю

Александр Колпаков Обозреватель

Я не верю ни в заговОры, ни в зАговоры. Не верю в то, что кто-то, кроме самого Всевышнего, мог синхронизировать два "религиозных" скандала в Казахстане и в России - непристойный арт-жест девичьей панк-группы в Храме Христа Спасителя и появление водки с надписью "Аллах"  в Семее и в Актобе. В очередной раз Он пытается заставить нас задуматься о главном - как живем? Во что верим?

Я не верю ни в заговОры, ни в зАговоры. Не верю в то, что кто-то, кроме самого Всевышнего, мог синхронизировать два "религиозных" скандала в Казахстане и в России - непристойный арт-жест девичьей панк-группы в Храме Христа Спасителя и появление водки с надписью "Аллах"  в Семее и в Актобе. В очередной раз Он пытается заставить нас задуматься о главном - как живем? Во что верим?

Оба события вызвали большой общественный резонанс. В России девчонок посадили в изолятор, возбудили против них уголовное дело и грозят семью годами заключения. В Казахстане оскорбленные мусульмане вышли на митинг с требованием закрыть компанию, осмелившуюся выпустить скандальный продукт. В обеих странах активную позицию заняло и духовенство. На сайте Центральной мечети Алматы появилась гневная отповедь бизнесменам:
 
"Поэтому мы призываем всех производителей спиртного одуматься и вспомнить, что мир этот не вечен и жизнь не бесконечна, и каждый из нас умрет и предстанет перед своим Создателем. И даже если вы в Него не верите, это не дает вам никакого права использовать священные для мусульман слова на продукции, которую ислам запрещает, и оскорблять тем самым чувства верующих.
 
Мы требуем немедленного прекращения продажи и выпуска данной продукции и официального извинения ее производителя перед мусульманами Казахстана". С призывами к правоохранительным органам сурово наказать грешную панк-группу выступила и Русская Православная церковь.
 
Ни в коем случае не собираюсь обелять участников этих скандалов: грех есть грех, и его придется отмаливать. Другой вопрос - а что на самом деле защищают наши священнослужители? Нельзя нарушать церковные каноны и бесноваться в храме. Недопустимо использовать имя Аллаха неподобающим образом. То есть, речь идет о чисто внешней стороне дела. Так коммунистические боссы в свое время блюли партийные интересы. Ты можешь что угодно думать о "всесильном учении", но обязан платить взносы и свято хранить партбилет. Потому что только такого рода ритуалы удерживают сакральность власти - светской или церковной.
 
Не слишком ли социально активным стало наше духовенство, заменяя пастырскую службу участием в выборах,  правительственных совещаниях, дискуссиях на политические темы? Они настолько плотно встроились во власть, что иногда представляются ее специфическим ведомством со всеми современными атрибутами. Я не понимаю, зачем руководству РПЦ дорогие представительские автомобили и телохранители из Федеральной службы охраны. Я вздрагиваю, когда на очередной службе Патриарх первым делом обращается к президенту и премьеру со словами "Ваше превосходительство". Разве они в храме не рабы божьи - такие же, как и все остальные люди вокруг? И если церковь искренне хранит  обряды, то почему первым лицам государства, вопреки всем канонам, позволительно дружески лобызаться с иерархами, а не целовать руку, прося благословения? Вместо завещанной борьбы за души человеческие, за  равенство перед Всевышним нам как будто демонстрируют богоизбранность сильных мира сего. Да кто же это может себе позволить, кроме самого Создателя? И стоит ли тогда удивляться появлению новых сект и так называемых нетрадиционных религий, через которые люди ищут другой путь к Богу?
 
Не отстают в гордыне и сами политики. Неизгладимое впечатление произвела на меня новость из Украины о том, что президент Янукович в ознаменование Дня незалежности "помолился за будущее своего народа". Причем, они же все норовят сделать это в центральном храме, словно там тоже действуют законы вертикали, а потому  отсюда легче достучаться до небес. Что такое молитва? Внутренний монолог двух собеседников, один из которых говорит, но не слышит ответа, а  другой слушает, но не отвечает. Да простит меня Всевышний, но ведь можно  представить этот молебен и в виде прямого диалога: 
- Боже, благослови мой народ.
- Чей народ?
- Мой народ.
- А  кто ты?
- Я президент этого народа.
- Что такое - "президент"?
- Я определяю, как и по каким законам будут жить люди в этом государстве. По этим законам я могу, например, помиловать гражданина и отменить смертную казнь.
- Ты ничего не путаешь, раб Божий? Это я определяю, по каким законам жить людям и тебе, в том числе. И эти правила давно известны. Это я могу наказать или миловать. И, кстати, что такое - государство?
- Ну, как же? Это общность людей внутри определенных международными соглашениями границ. География. У каждой государства - свои законы...
- Ты опять про свои законы. Я же сказал, все они давно прописаны. А что такое география, я не знаю и знать не хочу. Есть только один принцип, объединяющий  людей, - вера. Какие тут границы? Может, ты хочешь помолиться за себя, или, наоборот, за всех правоверных?
- Нет, ну как это? Там у них свои президенты есть. Не скромно получится.
- А ставить себя вровень со Мной, целоваться троекратно с первосвященником, когда по церковным уложениям надо руку целовать - это нормально? Ты кем возомнил себя, раб Божий? Вроде как ты начальник и я начальник - сочтемся славою, свои же люди?
 
Я верю, что все мы равны в своей вере вне зависимости от обрядов, которые соблюдаем: и просто верующий, и священнослужитель, и самый большой чиновник. Верю, что Создатель проверяет нас на истинность этой веры, а не только уважительным отношением к ее ритуалам и канонам, хотя они тоже устанавливают нравственные границы - что такое хорошо, а что такое плохо.
 
И поэтому меня огорчает фото Патриарха с часами за 300 000 евро - не верю. Не верю в искренность такого проповедника.
 
Не верю в раскаяние актюбинских производителей водки, которые просят прощения не у Аллаха, а у Верховного муфтия. И в качестве отступных предлагают пожертвования на нужды мечети. Грехи отмаливают у Всевышнего, а не  откупаются от них деньгами все по тому же постыдному принципу: свои же люди, сочтемся. Это кощунство куда более оскорбительное, чем выпуск водки.