Как-то недавно наша компания попросила официанта включить телевизор. Так, попутно, для цветового фона, без звука. Общим предпочтением был новостной канал euronews, но его почему-то в ТВ-пакете не было. Из доступных выбрали какую-то спортивную программу, по которой показывали американский футбол. Ну показывают, так показывают - среди нас не было знатоков и поклонников этого вида спорта, больше похожего на регби, чем на обычный соккер. Потом, правда, потихоньку выяснилось, что транслируется не просто матч, а Супер Боул - игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США, главное американское спортивное мероприятие года. Помимо состязательной составляющей Супер Боул известен самими дорогими рекламными телеминутами и выступлениями музыкальных знаменитостей в ходе церемонии открытия и во время перерывов. В этом году зрителям преподнесли мини-концерт в исполнении квартета Black Eyed Peas, рок-гитариста Слэша (из Guns'N'Roses) и певца Ашера (Usher). Поскольку эти исполнители не входят в круг моих интересов (хотя игра Слэша вроде бы стоит более пристального прослушивания его записей), их имена я узнал уже попозже, специально промотав на YouTube этот концерт уже со звуком. Сказать по правде, ни мелодии, ни гармонии, ни стилистика подачи мне оказались не по вкусу.
Это всё было введение к тому, чем же привлекли мое внимание непонравившиеся музыканты. Чем? Тем, как было преподнесено и как сопровождалось их выступление. Это было то, что называется "шоу" в самом высоком и патетическом значении этого слова. Посекундная регламентация (без всяких непредусмотренных импровизаций), идеальная синхронизация сложных движений и перемещений тысячной подтанцовки (никакой якобы творческой индивидуальности, строгая красота слаженного коллективного движения), выверенная гармония цвета, света и темноты, непрекращающаяся волна точечных и массированных атак по эмоциям потребителей. Это было то, за что люди готовы платить деньги. Большие деньги, превращающие развлечение в бизнес. Бизнес, не требующий или почти не требующий для своего ведения природных богатств. Основанный лишь на таланте, знании, труде (как процессе самосовершенствования) и профессионализме.
Я не знаю, насколько останутся значимыми в истории имена Black Eyed Peas, Слэша и Ашера. Зато известно, что музыка как бизнес может быть весомым вкладом в валовой внутренний продукт (ВВП) и в экспорт страны. Настолько весомым, что за него дают титулы и государственные награды, как Элтону Джону, Тому Джонсу и Полу Маккартни, которые стали рыцарями-бакалаврами (с правом титулования "сэр") и обладателями Ордена Британской Империи (пусть и самого младшего по иерархии ордена, пусть и имени несуществующего государства). Первый из них является Командором, второй - Офицером, а третий - Кавалером (Членом) данного ордена, как и остальные члены битловской четверки. Кроме того, Орденом Британской Империи награждены и другие всемирно известные музыканты, рекламирующие собой бренд "Made in UK": Шаде, Ян Андерсон из Jethro Tull, Эрик Клэптон, Джо Кокер, Брайан Ферри , Барри Гибб из The Bee Gees, Дэвид Гилмор, Том Джонс, Марк Нопфлер, Энни Леннокс, Брайан Мэй из Queen, Джимми Пейдж и Роберт Плант из Led Zeppelin, Клифф Ричард, Род Стюарт, Стинг. Данный орден есть и у иностранных (для британцев) исполнителей, чей успех важен для прославления британского образа жизни и популяризации английского языка, например, у Боно и Василия Ливанова. Из других стран, поддерживающих свой музыкальный экспорт, известна Швеция, правительство которой учредило специальный приз Music Export Prize за "выдающийся вклад в успех шведского экспорта и в распространение позитивного имиджа Швеции". Этим призом, в частности, были дважды награждены Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон из ABBA.
К чему этот разговор? К тому, что та же Великобритания, стесненная в природных ресурсах - кроме добываемой на шельфе Северного моря нефти, по запасам которой страна занимает 28-е место в мире (Казахстан - девятое), - уже давно перестроила свою экономику и, соответственно, свои ВВП и экспорт на другие ориентиры: промышленность высоких переделов, оказание финансовых и прочих деловых услуг, продажу результатов интеллектуального и творческого труда (и музыки, в том числе), платное образование иностранной молодежи в колледжах и университетах. Еще у Соединенного Королевства есть совершенно уникальный и могучий бизнес, вообще не требующий для своего ведения природных ресурсов, - обучение английскому языку. Бизнес, идеально соответствующий правилу "найди или создай потребность и удовлетвори ее". То есть вначале Альбион сформировал или уловил потребность всего мира в знании английского языка ("уловил" в том смысле, что, скорее всего, популярность английского языка в большей степени была определена тем, что это главный язык США), а затем начал весь мир английскому языку учить. Если вычленить суть британских ВВП и экспорта, то в сухом остатке обнаружатся два ключевых компонента: знания и творчество (развлечения), которые бывшая метрополия продает миру в разных формах.
Близкая модель экономики, только с гораздо большим и сложным размахом, создана и в Соединенных Штатах. Все мы знаем, что сама Америка уже почти ничего не производит, а покупает для своих нужд товары по всему миру, расплачиваясь за них зелеными обещаниями. Чем же особым надо обладать стране, чтобы ее нескончаемо тиражируемые государственные векселя продолжали принимать в оплату, да еще при этом считали первоклассным заемщиком? Версий и причин много. Попробую добавить к ним свое предположение, пока что не вполне созревшее: США достигли стадии своего признания как "мирового конструкторского бюро", "коллективного Эдисона", "инкубатора идей", "коллекции лучших мозгов планеты", "главного поставщика развлечений". И это признание монетизируется, дает денежный эффект: в расчете на доступ к накопленным и новым знаниям, к изобретениям, к ставшим классическими и к свежим творениям из сферы кино и шоу-бизнеса страны, компании и люди готовы отдавать Америке продукты физического труда и невосполнимое сырье взамен на очередные порции электронных и бумажных долларов, то есть новых обещаний. Описанная модель экономики с трудом вписывается в привычную схему справедливого товарообмена, но, тем не менее, она есть и она работает: сегодняшнее потребление в счет завтрашних новых знаний и завтрашнего творчества.
Можно ли воспроизвести британо-американскую экономическую модель у нас, полностью или частично? Вообще-то правильнее начать вопрос с других слов - "нужно ли". Не сегодня, но скоро Казахстану придется об этом задуматься. Ко времени исчерпания запасов нефти и других полезных ископаемых Казахстан уже должен иметь другие основы ВВП и экспорта. Конечно, есть земля и то, что на ней растет и живет: питье и еда остаются первоочередными потребностями людей, за которые они готовы платить. Правда, надо еще сделать так, чтобы (а) произведенного продовольствия хватало жителям самой страны и чтобы (б) у граждан других государств был интерес покупать казахстанское. Не уверен, что Казахстан сейчас способен обеспечивать потребности собственного населения, зато уже вырисовывается ассортимент продовольственных позиций, с которыми можно занять свои ниши в мировой системе распределения аграрного труда: зерно, особенно твердых сортов пшеницы, и мука, экологически чистые мясо и мясные консервы (и вообще любые продукты категории "органик"), яблоки сорта "алматинский апорт" да и других сортов, поданные как плоды с родины яблок, казахские национальные мясные и кисломолочные продукты и деликатесы. Можно еще попробовать застолбить за собой статус родины урюка (абрикоса), хотя в этом отношении с нами поспорят Китай и Армения. Список получается вроде бы небольшой, но с вполне конкурентоспособным потенциалом. В него (список) дополнительно можно включить попутные сельскохозяйственные продукты - шерсть и кожу.
Что еще? Какой продукт человеческой жизнедеятельности Казахстан мог бы делать лучше других? Увы, пока что более ничего. Ни знаний, ни развлечений на продажу за рубеж страна еще не производит и еще не способна производить в заметном количестве. И это плохо. И это значит, что надо уже сейчас что-то начинать менять в нужную сторону.
Удачи. Повторюсь, что у гомо сапиенса есть две главные потребности: питье и еда (как у любого живого организма). Там, где похолоднее, к этим потребностям добавляются одеяние и укрытие. Просто теплые одеяние и укрытие, без лейблов и украшательств. И есть еще другая вечная потребность - знание. Вот эти товары - питье, еду, одеяния, укрытия, знания и немного развлечений ("хлеб и зрелища") - люди будут готовы покупать всегда. Даже когда кончится нефть. И надо быть к этому готовыми.
Как-то недавно наша компания попросила официанта включить телевизор. Так, попутно, для цветового фона, без звука. Общим предпочтением был новостной канал euronews, но его почему-то в ТВ-пакете не было. Из доступных выбрали какую-то спортивную программу, по которой показывали американский футбол. Ну показывают, так показывают - среди нас не было знатоков и поклонников этого вида спорта, больше похожего на регби, чем на обычный соккер. Потом, правда, потихоньку выяснилось, что транслируется не просто матч, а Супер Боул - игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги США, главное американское спортивное мероприятие года. Помимо состязательной составляющей Супер Боул известен самими дорогими рекламными телеминутами и выступлениями музыкальных знаменитостей в ходе церемонии открытия и во время перерывов. В этом году зрителям преподнесли мини-концерт в исполнении квартета Black Eyed Peas, рок-гитариста Слэша (из Guns'N'Roses) и певца Ашера (Usher). Поскольку эти исполнители не входят в круг моих интересов (хотя игра Слэша вроде бы стоит более пристального прослушивания его записей), их имена я узнал уже попозже, специально промотав на YouTube этот концерт уже со звуком. Сказать по правде, ни мелодии, ни гармонии, ни стилистика подачи мне оказались не по вкусу.
Это всё было введение к тому, чем же привлекли мое внимание непонравившиеся музыканты. Чем? Тем, как было преподнесено и как сопровождалось их выступление. Это было то, что называется "шоу" в самом высоком и патетическом значении этого слова. Посекундная регламентация (без всяких непредусмотренных импровизаций), идеальная синхронизация сложных движений и перемещений тысячной подтанцовки (никакой якобы творческой индивидуальности, строгая красота слаженного коллективного движения), выверенная гармония цвета, света и темноты, непрекращающаяся волна точечных и массированных атак по эмоциям потребителей. Это было то, за что люди готовы платить деньги. Большие деньги, превращающие развлечение в бизнес. Бизнес, не требующий или почти не требующий для своего ведения природных богатств. Основанный лишь на таланте, знании, труде (как процессе самосовершенствования) и профессионализме.
Я не знаю, насколько останутся значимыми в истории имена Black Eyed Peas, Слэша и Ашера. Зато известно, что музыка как бизнес может быть весомым вкладом в валовой внутренний продукт (ВВП) и в экспорт страны. Настолько весомым, что за него дают титулы и государственные награды, как Элтону Джону, Тому Джонсу и Полу Маккартни, которые стали рыцарями-бакалаврами (с правом титулования "сэр") и обладателями Ордена Британской Империи (пусть и самого младшего по иерархии ордена, пусть и имени несуществующего государства). Первый из них является Командором, второй - Офицером, а третий - Кавалером (Членом) данного ордена, как и остальные члены битловской четверки. Кроме того, Орденом Британской Империи награждены и другие всемирно известные музыканты, рекламирующие собой бренд "Made in UK": Шаде, Ян Андерсон из Jethro Tull, Эрик Клэптон, Джо Кокер, Брайан Ферри , Барри Гибб из The Bee Gees, Дэвид Гилмор, Том Джонс, Марк Нопфлер, Энни Леннокс, Брайан Мэй из Queen, Джимми Пейдж и Роберт Плант из Led Zeppelin, Клифф Ричард, Род Стюарт, Стинг. Данный орден есть и у иностранных (для британцев) исполнителей, чей успех важен для прославления британского образа жизни и популяризации английского языка, например, у Боно и Василия Ливанова. Из других стран, поддерживающих свой музыкальный экспорт, известна Швеция, правительство которой учредило специальный приз Music Export Prize за "выдающийся вклад в успех шведского экспорта и в распространение позитивного имиджа Швеции". Этим призом, в частности, были дважды награждены Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон из ABBA.
К чему этот разговор? К тому, что та же Великобритания, стесненная в природных ресурсах - кроме добываемой на шельфе Северного моря нефти, по запасам которой страна занимает 28-е место в мире (Казахстан - девятое), - уже давно перестроила свою экономику и, соответственно, свои ВВП и экспорт на другие ориентиры: промышленность высоких переделов, оказание финансовых и прочих деловых услуг, продажу результатов интеллектуального и творческого труда (и музыки, в том числе), платное образование иностранной молодежи в колледжах и университетах. Еще у Соединенного Королевства есть совершенно уникальный и могучий бизнес, вообще не требующий для своего ведения природных ресурсов, - обучение английскому языку. Бизнес, идеально соответствующий правилу "найди или создай потребность и удовлетвори ее". То есть вначале Альбион сформировал или уловил потребность всего мира в знании английского языка ("уловил" в том смысле, что, скорее всего, популярность английского языка в большей степени была определена тем, что это главный язык США), а затем начал весь мир английскому языку учить. Если вычленить суть британских ВВП и экспорта, то в сухом остатке обнаружатся два ключевых компонента: знания и творчество (развлечения), которые бывшая метрополия продает миру в разных формах.
Близкая модель экономики, только с гораздо большим и сложным размахом, создана и в Соединенных Штатах. Все мы знаем, что сама Америка уже почти ничего не производит, а покупает для своих нужд товары по всему миру, расплачиваясь за них зелеными обещаниями. Чем же особым надо обладать стране, чтобы ее нескончаемо тиражируемые государственные векселя продолжали принимать в оплату, да еще при этом считали первоклассным заемщиком? Версий и причин много. Попробую добавить к ним свое предположение, пока что не вполне созревшее: США достигли стадии своего признания как "мирового конструкторского бюро", "коллективного Эдисона", "инкубатора идей", "коллекции лучших мозгов планеты", "главного поставщика развлечений". И это признание монетизируется, дает денежный эффект: в расчете на доступ к накопленным и новым знаниям, к изобретениям, к ставшим классическими и к свежим творениям из сферы кино и шоу-бизнеса страны, компании и люди готовы отдавать Америке продукты физического труда и невосполнимое сырье взамен на очередные порции электронных и бумажных долларов, то есть новых обещаний. Описанная модель экономики с трудом вписывается в привычную схему справедливого товарообмена, но, тем не менее, она есть и она работает: сегодняшнее потребление в счет завтрашних новых знаний и завтрашнего творчества.
Можно ли воспроизвести британо-американскую экономическую модель у нас, полностью или частично? Вообще-то правильнее начать вопрос с других слов - "нужно ли". Не сегодня, но скоро Казахстану придется об этом задуматься. Ко времени исчерпания запасов нефти и других полезных ископаемых Казахстан уже должен иметь другие основы ВВП и экспорта. Конечно, есть земля и то, что на ней растет и живет: питье и еда остаются первоочередными потребностями людей, за которые они готовы платить. Правда, надо еще сделать так, чтобы (а) произведенного продовольствия хватало жителям самой страны и чтобы (б) у граждан других государств был интерес покупать казахстанское. Не уверен, что Казахстан сейчас способен обеспечивать потребности собственного населения, зато уже вырисовывается ассортимент продовольственных позиций, с которыми можно занять свои ниши в мировой системе распределения аграрного труда: зерно, особенно твердых сортов пшеницы, и мука, экологически чистые мясо и мясные консервы (и вообще любые продукты категории "органик"), яблоки сорта "алматинский апорт" да и других сортов, поданные как плоды с родины яблок, казахские национальные мясные и кисломолочные продукты и деликатесы. Можно еще попробовать застолбить за собой статус родины урюка (абрикоса), хотя в этом отношении с нами поспорят Китай и Армения. Список получается вроде бы небольшой, но с вполне конкурентоспособным потенциалом. В него (список) дополнительно можно включить попутные сельскохозяйственные продукты - шерсть и кожу.
Что еще? Какой продукт человеческой жизнедеятельности Казахстан мог бы делать лучше других? Увы, пока что более ничего. Ни знаний, ни развлечений на продажу за рубеж страна еще не производит и еще не способна производить в заметном количестве. И это плохо. И это значит, что надо уже сейчас что-то начинать менять в нужную сторону.
Удачи. Повторюсь, что у гомо сапиенса есть две главные потребности: питье и еда (как у любого живого организма). Там, где похолоднее, к этим потребностям добавляются одеяние и укрытие. Просто теплые одеяние и укрытие, без лейблов и украшательств. И есть еще другая вечная потребность - знание. Вот эти товары - питье, еду, одеяния, укрытия, знания и немного развлечений ("хлеб и зрелища") - люди будут готовы покупать всегда. Даже когда кончится нефть. И надо быть к этому готовыми.