Блоги
13 января 2012 | 16:45

Закон о… телевизионном транспорте

Михаил Дорофеев Журналист

По количеству сломанных копий проект закона "О телерадиовещании" может соперничать с Куликовской битвой. Так что сражение за этот законопроект можно с полным основанием назвать "копейными". А вот дискуссии в ходе этого сражения я бы охарактеризовал как "копеечные".

По количеству сломанных копий проект закона "О телерадиовещании" может соперничать с Куликовской битвой. Так что сражение за этот законопроект можно с полным основанием назвать "копейными". А вот дискуссии в ходе этого сражения я бы охарактеризовал как "копеечные".

 
В чем смысл законопроекта? В 2015 году никакого аналогового телевещания в Казахстане (как и в подавляющем большинстве стран мира) не будет. Будет цифровое вещание. Наша страна должна к этому подготовиться. Прежде всего, ответить на вопросы: за чей счет будет организовано цифровое вещание? Кто будет строить новую сеть, заменять аналоговое оборудование на цифровое? Опять же, на какие деньги? Как телезрители будут получать новый сигнал? Придется ли им за это платить? Какую долю во всех этих расходах понесут телеканалы? Что будет с кабельными операторами? Что будет со спутниковыми тарелками?
 
Ответы на эти вопросы были найдены довольно быстро. Но чтобы придать этим ответам императивную силу, нужен был закон. А раз уж начали писать закон, то появилась возможность уточнить кое-какие неясности, урегулировать некоторые спорные моменты.
 
Вот, собственно, и весь смысл законопроекта. Ставил ли он задачи кардинально преобразовать телевизионное пространство? Конечно, нет! Ставилась ли задача изменить ситуацию со свободой слова? Безусловно, нет! Могли ли разработчики закона надеяться, что после его принятия телевизионная картинка в Казахстане радикально изменится? Думаю, нет.
 
Дискуссии же вокруг законопроекта велись именно такие, как будто это - минимум новая политическая доктрина. Иногда даже создавалось впечатление, что это не закон о телерадиовещании обсуждается, а какой-то "Кондуит", регулирующий деятельность большой страны Швамбрании, которая является большей частью Казахстана.
 
Если освободиться от этих бессмысленных, наивных и ничем не оправданных ожиданий, то законопроект представляется весьма взвешенным и даже понятным. (Тут я опираюсь на последний из опубликованных вариантов - от 31 октября 2011 года, направленный для рассмотрения в парламент.)
 
К 2015 году национальный оператор компания "Казтелерадио" на бюджетные деньги построит сеть по передаче и приему цифрового телевизионного сигнала. Этот сигнал все телезрители Казахстана будут получать при помощи ресиверов. Ресиверы, очевидно, придется покупать, но социально незащищенные слои будут обеспечены ими бесплатно - это забота местных исполнительных органов власти. Все телевизионные и радиоканалы, которые существуют сегодня, получат возможность вещать и после 2015 года, уже в цифровом режиме. Конечно, им придется платить за доставку сигнала, как они это делают и сейчас.
 
Лицензии на вещание у них отберут: законопроект разделяет понятия "телерадиокомпания" и "оператор телерадиовещания". Телерадиокомпании будут ставиться на учет и проходить эту процедуру каждые три года. По каким основаниям им может быть отказано, определено в законе, и таких оснований всего пять. Иностранные телеканалы также обязательно должны пройти процедуру постановки на учет, иначе их вещание на территории Казахстана станет невозможным.
 
Кабельное ТВ останется. Спутниковые тарелки можно будет использовать, но если они будут приобретаться после 2015 года, они подпадают под требования по сертификации. А те, что уже будут использоваться потребителями к 2015 году, останутся и изыматься не будут.
 
Законопроект закрепляет и основные, уже существующие требования, к телерадиокомпаниям. Например, вещание на казахском языке должно занимать не менее 50 процентов эфира, однако сделано важное уточнение:  субтитры теперь в зачет не идут. Не менее важное уточнение:  требования по рекламе распространяются теперь и на кабельных операторов (то есть, транслировать рекламу пива в "кабеле" уже нельзя, точно так  же, как и в открытом эфире). Интересные пункты: требование по постепенному увеличению доли программ собственного производства (к 2016 году  не менее 50 процентов), обязательные субтитры или сурдоперевод новостных программ, ограничение текстовой информации (например, бегущей строки) 15 процентами площади телеэкрана.
 
По сути, это  закон о транспорте. Или о безопасности на транспорте. Телерадиотранспорте, разумеется. В этом законе говорится, как и кем будут доставляться продукт  контент. Безусловно, предъявляются определенные требования к отправителям, к самому "грузу". Но в целом закон не о теле- и радиопрограммах, не об их содержании, и уж тем более не о свободе слова.
 
Конечно, в силу специфики телевидения и радио для них вопрос транспортировки контента не менее, а подчас даже более важен, чем само содержание. Однако на дворе - иная эпоха. Сегодня есть альтернативное средство доставки любого контента, даже телевизионного в качестве HD. Это Интернет. Развитие Интернета сводит к нулю необходимость биться за средства доставки, но до предела обостряет войну за качество контента.
 
Будущее как раз принадлежит тем телерадиокомпаниям, которые сумеют начать производить контент, востребованный потребителем. Груз, за которым побегут все "транспортные компании". Вот за свободу его производства, за свободу творчества, за профессионализм надо биться. Эта битва вовсе не копеечная.
 
И в этой связи, как мне кажется, пришло время вновь начать общественную дискуссию о необходимости в Казахстане общественного телевидения. Вот это уже будет дискуссия о контенте, о смысле, а не о транспорте. И в следующий раз я постараюсь сделать свой вклад в это обсуждение.