Одноактные балеты "Шопениана" и "Шехеразада" впервые представят на сцене "Астана Опера"

26 ноября, 11:59
0

Роскошная сказка о любви "Шехеразада" с колоритом персидских танцев и романтичная "Шопениана" с волнующими вальсами и мазурками будут впервые представлены 30 ноября и 1 декабря на сцене Большого зала "Астана Опера".

Премьера одноактных балетов пройдет в рамках празднования 20-летия Астаны, под эгидой Министерства культуры и спорта РК.

Романтические грезы

Прежде чем пуанты балерин коснутся сцены и артисты создадут магию волшебства, погружая зрителей в совершенно новые ощущения, всем службам театра предстоит немало потрудиться. Но в первую очередь огромная ответственность за постановку лежит на художественном руководителе балетной труппы "Астана Опера", Народной артистке России Алтынай Асылмуратовой.

"Как я говорила ранее, мне бы хотелось собрать в этом театре все самое лучшее. Много балетов мы посвящаем традиционной классике, в том числе великому мэтру хореографии Мариусу Петипа, а также делаем поклон западным балетмейстерам: К. Макмиллану, Р. Пети, но в XX веке одним из самых выдающихся постановщиков был еще и М. Фокин, спектакли которого должны идти в репертуаре столичного театра наряду с другими мировыми сценами. Имея колоссальный опыт, основанный на традиции классической школы, М. Фокин развивал балет в разных стилях. "Шопениана" и "Шехеразада" - яркий тому пример, стилистически они абсолютно разные. "Шопениана" - балет с оглядкой на прошлый век. "Шехеразада" - это неоклассика на гениальную музыку с восточной темой. Для реконструкции этого спектакля я пригласила Народного артиста России Андриса Лиепу, с которым мы давно знакомы, определенное время работали вместе. Именно по его инициативе легендарные балеты М. Фокина стали восстанавливать, и он был одним из первых, кто взялся за это дело", - рассказала Алтынай Асылмуратова.

Кузница невесомости

Сама Алтынай Абдуахимовна выступила балетмейстером-постановщиком спектакля "Шопениана", в котором задействовано 24 артиста. Художественный руководитель балетной труппы поясняет, что в 1908 году Михаил Фокин сочинил зарисовку, как сам говорил, "в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического".

Вся сюита, сотканная хореографом из мимолетных видений, созвучных музыке Шопена, пленяла зрителя задумчивой красотой.

Постановочной группе предстоит воплотить идею М. Фокина, поэтизировав костюмы, декорации и многие другие детали. Во главе с А. Асылмуратовой над спектаклем трудятся: дирижер-постановщик - Арман Уразгалиев, ассистенты балетмейстера-постановщика - Заслуженный артист России Константин Заклинский и Елена Шерстнева. Декорации создавались на основе эскизов Александра Бенуа, Ореста Аллегри. Сценография - Виктор Караре, художник по костюмам - Арасель Досмуратова, художник по свету - Винченцо Рапони.

Артисты уже давно репетируют в зале. Партию Юноши готовят Еркин Рахматуллаев, Олжас Тарланов, Жананур Жанабеков. Яркий, виртуозный Седьмой вальс будут исполнять Заслуженные деятели Казахстана Мадина Басбаева, Айгерим Бекетаева и артистка балета Шугыла Адепхан. Одиннадцатый вальс предстоит воплотить Аделине Тулеповой, Асель Шайкеновой и Молдир Шакимовой. Прелюд - Бакытгуль Испанова, Анастасия Заклинская, Марико Китамура.

Айгерим Бекетаева вспоминает, что балет "Шопениана" знала ранее, потому что исполняла Мазурку из Седьмого вальса на выпускном экзамене в хореографическом училище.

"На сегодняшний день я практически заново знакомлюсь с этим балетом, потому что работаю с самой Алтынай Абдуахимовной. Он очень светлый и, я бы даже сказала, волшебный. Все в нем неземное, воздушное, завораживающее взгляды публики. Плюс ко всему, музыка Шопена создает особую атмосферу на сцене. Что касается костюмов, то длинная юбка "шопенка" и крылышки на спине делают этот образ загадочным и передают состояние невесомости. Казалось бы, балет бессюжетный, но в нем есть что-то необыкновенное, и мне интересен его стиль, потому что второй балет "Шехеразада" - полная противоположность", - говорит Айгерим Бекетаева.

Ее коллега Мадина Басбаева рассказывает, что ранее исполняла Мазурку в театре имени Куляш Байсеитовой, где работала над ней с балетмейстером Сергеем Геннадьевичем Вихаревым: "Моя героиня подобна Вилисе, ее почти не видно, она легка как воздух. Когда Мазурку танцует юноша-поэт, то я для него - муза. Партия очень технична, выстроена на прыжках. Основная задача - сохранить стиль балета начала ХХ века. Соответственно, нужна хорошая "подача корпуса". Этот образ отличается от Джульетты или Китри, в нем не нужно показывать накал страстей, напротив, мы должны передать спокойное, сдержанное внутреннее состояние. В этом и есть определенная сложность".

Сценографы-постановщики придерживались классического варианта балета, однако сумели привнести и свой колорит. По словам руководителя художественно-производственного комплекса Виктора Караре, над эскизами была проведена трудоемкая, кропотливая работа.

"Мы чтим историю, но без современных веяний никак не смогли обойтись: немного освежили художественную часть, также будет вестись работа со светом, его станет больше, потому что размеры нашей сцены отходят от реальности 1908 года. В этом спектакле преобладают мягкие декорации. Для их изготовления мы обратились к нашим итальянским партнерам. Высокопрофессиональные художники расписали вручную задний фоновый занавес, работы велись достаточно долго, потому что один живописный задник создается в течение месяца, это связано со слоями краски, которые поочередно должны высыхать. Отмечу, что эти мастера передают свои традиции из рук в руки несколько сот лет подряд и отлично знают историческое ремесленничество. Совместная работа с Алтынай Абдуахимовной стала для нас очень продуктивной, она говорила, что хочет видеть в сценографии, мы воплощали это в жизнь, при этом изучили много новой информации об А. Бенуа, О. Аллегри, и М. Фокине и смогли глубже понять все тонкости эпохи начала ХХ века", - рассказал Виктор Караре.

В пошивочном цехе "Астана Опера" изготавливают костюмы для трех составов. "Шопениана" - балет, в котором задействованы девушки и всего один артист балета. Для него шьют бархатный жилет, балетное трико и рубашку. Остальные женские костюмы белоснежного цвета состоят из юбки и корсета, рукава выполнены в форме фонариков.

"Сам балет построен на основе романтического образа, поэтому девы-Сильфиды будут в воздушных костюмах - "шопенках", сделанных из нескольких слоев сетки и театрального газа, украшенного цветами, также созданными вручную из легкой ленты из органзы. Хотелось показать невесомый образ Сильфиды... Единственный юноша также будет в классическом образе, его костюм выполнен в черно-белых тонах. Необходимо было сохранить в нем также легкость и воздушность, добавив немного своего почерка, нюансов, подобранных под наших артистов. В качестве художника по костюмам в театре "Астана Опера" я выступаю уже не в первый раз. Летом, прошла премьера двух одноактных балетов, где я также была художником по костюмам. Участие в качестве художника по костюмам романтического балета для меня станет первым опытом", - поделилась Арасель Досмуратова.

Восток - дело тонкое

Балет "Шехеразада" полностью отличается от "Шопенианы", но вместе с тем у зрителя не возникнет ощущения жанровой разобщенности. В рамках одного вечера эти два одноактных балета часто идут на многих сценах мировых театров и неизменно имеют большой успех.

Одноактная хореографическая драма на музыку Н. Римского-Корсакова "Шехеразада" была поставлена хореографом Михаилом Фокиным в 1910 году. Сценографию создал Л. Бакст, который является одним из ярчайших театральных художников. Он много работал в Санкт-Петербурге и Париже и был законодателем европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века. Реконструкцию осуществляет Народный артист России Андрис Лиепа. Декорации и костюмы Анны Нежной и Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста. Ассистент хореографа-постановщика – Светлана Романова. Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев. Художник-постановщик – Анатолий Нежный. Художник по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева. Художник по свету – Виталий Давыдкин.

Восточная тема в "Шехеразаде" читается буквально во всем. Яркие декорации, сделанные в театре "Астана Опера", удивляют тонкой ручной работой, с оригинальным стилем росписи. Но еще более эффектным будет красный балетный пол, такого интересного решения по работе с цветом еще не было ни в одном спектакле столичного театра. Да и в целом, здесь потрясающее сочетание красок - зеленого, красного, желтого, фиолетового, лилового – визуально они создают насыщенную картину.

Вот сверкают блеском фарфора изготовленные кувшины, бокалы и чаши необычных форм. К слову, изогнутые линии создать совсем нелегко, хотя техника осталась прежней: папье-маше. А копья, клинки, ножи и другое декорированное оружие сделаны с применением новой технологии – работы с непростым материалом – ворблой, в основе которого лежит сочетание древесных опилок с полимером. Реквизит дает имитацию настоящих деталей, но все они облегчены и удобны для исполнителей, которым то и дело приходится доставать сабли из ножен, играть на инструментах. К примеру, струнный, сделан в виде павлина. Однако, звуки барабана, бубенцов и др. могли бы помешать во время спектакля, поэтому, применив специальный метод, их устранили.

Сцену украсят пуфики с оборками, зеркало, найдется и орнаментированная шкатулка, наполненная ожерельями. Впервые мастера изготавливают люстру весом в несколько десятков килограммов для дворца султанов.

Мастерицы швейного цеха приготовили 78 костюмов, ткани к ним подбирались таким образом, чтобы максимально приблизиться к оригиналу и сохранить исторический дух. Всего использовали 70 наименований, не все из них стало возможно купить в Казахстане, что-то пришлось заказывать в других странах. Каждый костюм, словно из гардероба восточной царицы, украшен россыпью камней и бисера. Пожалуй, балерины будут выглядеть в них роскошно.

Назад к истокам

Согласно либретто, скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и любимая жена Зобеида. Младший брат султана Шахезман, убежденный в женской неверности, советует ему уехать на охоту. В отсутствии султанов в гареме начинается "веселье", в разгар которого неожиданно возвращается султан. Он велит всех казнить, Зобеида закалывает себя кинжалом. Шахриар рыдает над телом неверной, но любимой женщины.

Народный артист России Андрис Лиепа рассказывает, что в уникальной постановке 1910 года на музыку Н. Римского-Корсакова танцевали блистательные артисты – Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский.

"Это, наверное, один из самых лучших балетов М. Фокина – органичных, красивых и необычных. Когда открывается занавес, люди видят сцену и уже начинают аплодировать, настолько красивы декорации Л. Бакста. Музыка не была написана специально для этого балета, это Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова и называется она "Шехеразада", в которой есть часть Синдбадов корабль, я представляю ее, как путешествие Синдбада-морехода. В музыке много прекрасного "водного" пространства, именно эта морская тема подошла для танцев, и М. Фокин сумел ее "оживить". Музыка, помимо звука, давала наглядное впечатление. Хореограф изменил конфигурацию всей Симфонической поэмы: убрал один отрывок и еще два поменял местами, чем вызвал недовольство родственников композитора. Они были не уверены в правильности решения до тех пор, пока не прошла премьера, и спектакль не стал хитом сезона. А потом его исполняли на протяжении ста лет, практически ничего не изменяя", - говорит Андрис Лиепа.

"Я нашел оригинальные записи М. Фокина, они находятся в Санкт-Петербурге в библиотеке им. А.В. Луначарского. В 1957 году Виталий Фокин – сын Михаила Михайловича – прислал два огромных чемодана с документами М. Фокина, там я увидел все танцевальные движения для кордебалета, очень интересные нюансы, связанные с позами. Кроме того, хореограф был киноманом, и много снимал. В Фонде Фокина, которым сейчас руководит его внучка Изабель Фокина, хранится 16 часов документальных фильмов, снятых М. Фокиным и его сыном. Там есть репетиции "Шехеразады", поэтому движения я брал из оригинальных записей. Впервые спектакль был восстановлен в 1993 году, премьера состоялась на сцене Мариинского театра.

"Шехеразаду" станцевали все лучшие балерины конца ХХ – начала ХХI века: А. Асылмуратова, Ю. Махалина, В. Терешкина, У. Лопаткина, Д. Вишнева, А. Сомова и многие другие. Через реставраторские руки Андриса Лиепы прошло множество балерин, которые раскрылись в этом драматически наполненном спектакле.

Илзе Лиепа – моя сестра – танцевала в первом спектакле, который мы восстановили. Она задала определенный тон, потому что визуально похожа на Иду Рубинштейн. В этом есть какой-то шарм, она не была балериной, но была очень талантливой пантомимисткой, хорошей актрисой. Смогла наполнить "Шехеразаду" актерски, то, что ей не удалось станцевать, компенсировала игрой. Позже М. Фокин сделал вариант для балерины. Именно его мы и будем использовать здесь, в Астане".

Балетмейстер-постановщик рассказывает, что в "Астана Опера" артисты балета очень хорошо технически оснащены, но в этом спектакле, в первую очередь, важен стиль, характеризующийся определенными позициями рук и движениями корпуса.

"Когда по стилю балет выполнен неправильно, сразу видно, что это фальшь. Мне, как реставратору, нужно сделать этот спектакль таким, каким он приводил в восторг публику сто лет назад. Он был лучше, чем фильм Дж. Камерона "Аватар". Тогда французский зритель, также как сегодняшний зритель, приходя в кино, получал огромное удовольствие, фантастические эмоции от игры, от ярких красок, а уходил, как будто бы в его жизни произошло крупнейшее событие. Я уже провел ряд репетиций, могу сказать, что с некоторыми ребятами работал ранее. Например, Анастасия Заклинская танцевала номер из "Шехеразады" в Санкт-Петербурге на выпускном экзамене, а Бахтияр участвовал в двух спектаклях в моих антрепризах. Алтынай Асылмуратова, конечно, трудится с артистами замечательно, проводит большую, серьезную работу", - заключил балетмейстер-постановщик Андрис Лиепа.

В балете "Шехеразада" роли исполнят: Шахриар – Жанибек Иманкулов, Рахметулла Науанов, Зобеида – Анастасия Заклинская, Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина, Анель Рустемова. Шахезман – Ильдар Шакирзянов, Ерлан Жамбулаев, Золотой раб – Бахтияр Адамжан, Арман Уразов, Серик Накыспеков. Главный евнух – Олжас Маханбеталиев, Рахметулла Науанов. Одалиски – Молдир Шакимова, Аделина Тулепова, Еркежан Жунусова, Марико Китамура, Сэйка Тоносаки, Назира Заетова.

В перерыве между репетициями артисты делятся впечатлениями от работы с хореографом, рассказывают, как погружаются в образ.

"Партию Зобеиды танцуют все прима-балерины. И мне доводилась честь исполнить ее на гала-концерте. Роль этой героини очень интересная. Это яркая, красивая, страстная и любимейшая жена Шахриара, которая купалась в его любви и ласках. Партия не насыщена техническими сложностями - пируэтами, фуэте, прыжками. Очень сложна именно хореографическая лексика, посредством которой я исполняю эту роль. Партия требует показать максимум грации, такой "змеевидной" пластики, шаг "кошки" от бедра, но при этом не "посаженный" верх. Конечно, работы много, но роль захватывающая и интересная! Бесподобная, чувственная музыка, под которую так и хочется танцевать ярко, страстно и красиво", - рассказывает Гаухар Усина.

Солистка Анастасия Заклинская имеет концертный опыт исполнения адажио из этой партии. Она не раз танцевала его на сцене "Астана Опера" и Мариинского театра.

"Зобеида – ключевая героиня, мудрая, властная, красивейшая из жен, она царственная и желанная. Новаторский балет "Шехеразада" Фокина отличается от классических балетов иной техникой исполнения, здесь характерная, "мягкая" пластика, которую достаточно нелегко исполнять. Балету более ста лет, но он не сходит с мировых сцен. Сейчас у нас проходят репетиции, в процессе которых мы получаем много новых интересных знаний, раскрываем характеры своих героев с разных сторон. Это многогранная партия и, думаю, мне еще предстоит много работы, чтобы она получилась такой, какой ее видел хореограф-постановщик", - поделилась Анастасия Заклинская.

Роль любимого Зобеидой Золотого раба готовят сразу три солиста. Бахтияр Адамжан исполнял эту партию в двух разных редакциях.

"Мне уже довелось поработать с Андрисом Марисовичем, я был приглашенным солистом для исполнения этой партии в Киеве, а также танцевал ее в Турции и в Беларуси. Это одна из первых ролей, с которой я начал выезжать за границу в качестве танцора, а не конкурсанта. Когда исполнял Золотого раба в Беларуси и на Украине, все отмечали, что эта партия очень мне подходит, потому что отличался своей восточной внешностью, даже, когда мне делали грим, то специалисты говорили, что я в нем даже не нуждаюсь. Соответственно, в нашей труппе такого восточного колорита становится ровно во столько раз больше, сколько наших исполнителей. Думаю, этот спектакль заиграет новыми красками и будет кардинально отличаться от всех, где бы они ни шли.

Золотой раб – как дорогая игрушка того времени, как аксессуар, который держат в клетке.

Мне очень нравится шикарная музыка, замечательные костюмы. Я исполняю очень длинное адажио, но оно невероятно красивое, зрители не устают смотреть его. Наоборот, интерес только растет. И в конце есть фееричные моменты, всплески эмоций. Эта партия многогранна как для актера, так и для танцора. Технически она очень сложная: помимо прыжков, есть своя специфическая пластика, отличающаяся от классического танца тем, что он совмещен с народным. Основная тема, которую мне предстоит раскрыть, – тему страсти, необузданного желания чего-то нового. Моего героя выпускают из клетки, и он попадает на пир. Мне предстоит показать повадки раба, он знает, что если он совершит лишнее движение, то его убьют. Золотой раб не может проявить свое "я", он просто игрушка. Несмотря на то, что я уже танцевал уже эту партию, уверен, что открою для себя что-то новое. Всегда стремлюсь показать нашему зрителю высокое качество, и хочу, чтобы подрастающее поколение научилось разбираться в балете", - отметил Бахтияр Адамжан.

Музыка, про которую так много говорят и артисты, и постановщики, действительно восхищает своей красотой. В "Шопениане" и "Шехеразаде" дирижером-постановщиком выступил Арман Уразгалиев.

"Творчество такого гениального композитора, как Шопен не могло не привлечь внимания М. Фокина, который решил создать романтический балет в новом стиле. Его музыка романтическая, воздушная, тонкая и одновременно глубокая, наверное, нет ни одного человека, который бы не нашел бы в ней что-нибудь для себя. Безусловно, обращение к этому балету – это большой рост для нашей труппы. Что касается спектакля "Шехеразада", то Н. Римский-Корсаков написал Симфоническую сюиту "Шехеразада" по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь", и сделал это меньше, чем за месяц. Даже дал название каждой из четырех частей, которые не были между собой объединены общей темой. На мой взгляд, композитор обладал колоссальным талантом инструментовщика и оркестровщика, то есть он мог не только написать красивую мелодию, но и оркестровать ее. В этой музыке слышатся волшебные, безумные краски, раскаты волн, бури.Кроме того, он гениально сумел показать в ней восток. Очень гармоничная музыка сразу же пришлась по вкусу балетмейстеру М. Фокину. Сюита вошла целиком в балет, без купюр. Громадное значение здесь имеет солирующая скрипка, так как на нее ложится немалая нагрузка: сложная игра, требующая большого мастерства", - пояснил маэстро Арман Уразгалиев.

Сольные партии для скрипки в балете "Шехеразада" в разные дни исполнят Каламкас Жумабаева и Заслуженный деятель Казахстана, концертмейстер Симфонического оркестра "Астана Опера" Багдат Абильханов.

Балеты, выдержавшие проверку временем, несомненно, придутся по вкусу столичной публике, которая, к слову, раскупила уже все билеты. На оба дня ожидаются аншлаги.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Добавить комментарий
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц