ПОДЕЛИТЬСЯ
11 сентября 2015 | 00:40
Отцу казахского Нострадамуса установили памятник
На пересечении проспекта Абылхаир-хана и улицы Тлеу батыра в Актобе установили конную статую Тлеу батыра - героя войны с джунгарами, сообщает "Актобе Таймс".
ПОДЕЛИТЬСЯ
На пересечении проспекта Абылхаир-хана и улицы Тлеу батыра в Актобе установили конную статую Тлеу батыра - героя войны с джунгарами, сообщает "Актобе Таймс".
"Открытие монумента намечено на начало октября, оно пройдет в рамках празднования 550-летия Казахского ханства, - рассказала изданию руководитель городского отдела культуры Маржан Корганбаева. - Сейчас идут работы по благоустройству территории, где расположен памятник. Его установка - инициатива фонда Тлеу батыра".
Автором бронзового монумента стал шымкентский скульптор Абикарим Ахметов. Высота памятника составляет 10 метров, что на 3,5 метра превышает размер памятника хану Абулхаиру, установленного перед областным акиматом. На создание памятника, отмечает издание, фонд Тлеу батыра затратил собственные деньги - порядка 20 миллионов тенге.
Тлеу батыр родился на территории нынешнего Шалкарского района Актюбинской области. Храбрый полководец прославился во времена Тауке хана. Героически погиб в 1684 году в битве при Сайраме. Прах батыра покоится в Туркестане под стенами мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи.
Не менее известен сын Тлеу батыра - Монке би (родился в 1675 году - дата смерти неизвестна), который был одним из советников Абулхаир хана, превосходным оратором, акыном, мыслителем и прорицателем. Еще при жизни Монке би называли Монке аулие (святой Монке). Всем был известен его дар предсказания, за что его часто называют казахским Нострадамусом.
Свои предвидения Монке би облекал в философскую стихотворную форму. Некоторые из них дошли до нас. Ниже подстрочный перевод поэтических прозрений Монке би, выполненный писателем Герольдом Бельгером:
…И будут дома составные, сборные. За каменной оградой.
И будут судьи скользкие и верткие, которых ничем не проймешь.
Будут ежемесячные сборища, от которых народу и пользы-то в слепую копеечку.
И будет сын твой проныра, пройдоха по имени Едірей.
И будет дочь непослушная, вздорная по имени Бедірей.
И будет сноха, переступающая тебе дорогу, по имени Ежірей.
И будешь пить желтую водицу, которой и собака брезгует, но люди захотят ее.
Будут снадобья - кругляшки-пуговки, будет старичье, которое молодежь и в грош не ставит.
И будут твои дни без надежды на завтра, и братишка младший схватит тебя за ворот,
И язык твой будет корявый, пестрый, и вера твоя станет сомнительной.
Появятся упыри, кровь людскую сосущие.
Станет черствой близкая твоя родня.
Будут мужчины и женщины цапаться, как собака с кошкой.
Пустыми бумажками сорить будут, будто водой.
И, все это увидев, покинешь лживый мир.
От полноводных озер останется лишь дно, исчезнут скакуны,
Останутся лишь клячи, ум покинет джигитов, останется расчет.
Исчезнет стыд у женщин, останется смазливость,
Слово лишится смысла, останется лишь тень,
Дух святого сгинет, останется надгробье.
Достойные исчезнут, останутся ничтожества.
Наступят времена безумцев, безмозглых.
Разных-разных племен-народов
много будет, днем и ночью светло будет.
На весь мир протянутся пути от выси и Создателя.
Без платы человек трудиться не будет.
На разные куски мир раздробится.
"Такое вот предсказание бия, акына, степного мудреца Монке, изложенное в стиле жырау в начале XVIII века. То есть, 300 лет назад. Все это мы ныне видим. Как степной мудрец-рапсод все это провидел?! Какой прозорливый ум! Монке би яснее, доступнее, чем темный, загадочный Нострадамус", - написал Бельгер.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также